Подготовка педагогических кадров для образовательных учреждений республики осуществляется Коми государственным педагогическим институтом, Сыктывкарским государственным университетом, Сыктывкарским педагогическим колледжем N 1, Сыктывкарским педагогическим колледжем N 2 и Воркутинским педагогическим колледжем; повышение квалификации педагогов - Республиканским институтом повышения квалификации работников образования. Ежегодный прием будущих педагогов по основным специальностям в количественном отношении соответствует потребностям учреждений образования.
В целенаправленной подготовке педагогических кадров продолжает развиваться и расширяться сотрудничество органов и учреждений образования с Сыктывкарским государственным университетом и особенно с педагогическими учебными заведениями республики. Показал свою эффективность сложившийся в республике учебно - научно - педагогический комплекс (УНПК) непрерывного педагогического образования, осуществляющий многоступенчатую (педагогический лицей - педагогический колледж - педагогический институт) подготовку учителей по совмещенным (сквозным) учебным планам и программам. Вырос авторитет подготовки педагогических кадров в средних профессиональных педагогических учебных заведениях (педагогический колледж).
В 1996 г. в Сыктывкарском государственном университете начата подготовка учителей физической культуры, в Коми государственном педагогическом институте - очная подготовка преподавателей дошкольной педагогики и психологии, учителей коми языка и литературы для основной средней школы.
Во всех педагогических учебных заведениях республики налажена подготовка коми национальных педагогических кадров.
Однако вследствие снижения престижа учительской профессии, недостаточной социальной защищенности работников образования продолжается ежегодный отток педагогических кадров в другие сферы приложения труда, сохраняется дефицит учителей, прежде всего - иностранного языка, русского языка и литературы, истории, химии. По тем же причинам, а главным образом из-за невозможности на местах предоставления благоустроенного жилья, в школы приходят не более 50 процентов выпускников педагогических учебных заведений, из которых через год - два остается лишь половина. Общая дополнительная потребность в педагогических кадрах составляет ежегодно 1000-1200 педагогов.
Идет старение педагогических коллективов: доля учителей - пенсионеров от общего числа работающих составляет уже более 15 процентов.
Не ведется в республике подготовка учителей с высшим образованием по предметам эстетического цикла, таких узких, но востребованных в настоящее время специальностей, как педагог - психолог, педагог - дефектолог, логопед, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Не снижается напряженность в педагогических коллективах из-за длительных задержек в выплате заработной платы, отпускных, денежных компенсаций. Из-за ограниченности финансовых средств сужены возможности педагогов в повышении квалификации как через курсовую и иные формы переподготовки, так и путем самообразования (не выписываются и не приобретаются методическая, педагогическая, научная литература, периодические издания).
Важнейшими направлениями решения одной из целенаправленных проблем в системе образования в целом - полного и качественного обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами на 1996-2000 гг. станут:
- развитие и совершенствование процесса воспроизводства педагогических кадров республики: профориентация старшеклассников на педагогическую профессию - отбор абитуриентов педагогических учебных заведений - профессиональная направленность подготовки будущего педагога - трудоустройство выпускника (молодого учителя) и адаптация его к практической работе в образовательном учреждении - профессиональное становление и рост педагогического мастерства педагога;
- повышение эффективности целевой контрактной подготовки будущих педагогов по заказу местных администраций;
- совершенствование системы переподготовки, повышения квалификации и творческого развития педагогических, инженерно - педагогических, научно - педагогических и руководящих кадров учреждений образования;
- обеспечение стабилизации педагогических коллективов, закрепление педагогов по месту их работы;
- поиск и осуществление практических мер по социальной поддержке и социальной защите работников образования, предупреждение социальной напряженности в педагогических коллективах.