Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (II ЭТАП) НА 1997-2000 ГОДЫ


 2.5. Социальная защита обучающихся и воспитанников, детей и подростков, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства


В республике продолжает увеличиваться число детей, оказавшихся в особо трудных условиях. Наметилась тенденция роста числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Усиливается безнадзорность, ведущая к беспризорности и бродяжничеству, возросло количество детей, потребляющих алкоголь, токсические и психотропные вещества, под воздействием которых подростки совершают правонарушения. Не сокращается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, отмечается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся и студентов (1815 чел. - в 1995 г., 1914 чел. - в 1996 г. на тысячу детей и подростков).

Растет количество заболеваний органов дыхания, нервно - психологического характера, органов пищеварения, болезни крови, мочеполовой системы, туберкулезом.

Невысоким остается удельный вес сельских школьников, отдохнувших в выездных лагерях. Крайне недостаточно оздоравливаются хронически больные дети.

В связи с резким удорожанием цен на продукты ухудшается питание детей. Сумма компенсаций обеспечивает рациональные нормы питания не более чем на 20-25 процентов.

Еще более сложное положение складывается в учреждениях для детей - сирот и в учреждениях начального профессионального образования.

Большие затруднения встречаются при трудоустройстве детей - сирот, особенно умственно отсталых.

Социальной работой занимаются разные ведомства, отсутствует единство подходов и координация действий.

В целях социальной защиты обучающихся и воспитанников, детей и подростков Министерством образования и высшей школы Республики Коми подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Коми "Об образовании".

Введение временных государственных стандартов и базисного учебного плана позволило уменьшить школьные перегрузки.

Завершен первый этап реализации Республиканской программы "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков". В период с 1992 г. по 1996 г. органами управления образованием проведены мероприятия по подготовке педагогических кадров к работе с детьми в режимах сенсорного и психомоторного раскрепощения.

Совместно с органами управления здравоохранением начата подготовка медицинских работников образовательных учреждений к осуществлению системы контроля за динамикой развития и здоровья детей в процессе учебы в названных режимах. Результаты этой работы с детьми ежегодно проводятся в ходе районных, городских и республиканских экспертиз развития и здоровья детей.

В республике начата работа по производству и обеспечению образовательных учреждений техническими средствами сенсорной дидактики. Создана Республиканская межведомственная научно - исследовательская медико - педагогическая лаборатория Министерства образования и высшей школы Республики Коми "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков".

Итоги первого этапа работы образовательных учреждений по проблеме подведены на научно - практической конференции "Практика и эффективность физиологораскрепощающих и здравоохранительных систем обучения и воспитания детей и подростков Республики Коми".

Анализ деятельности учреждений образования по практической реализации задач здорового раскрепощенного развития свидетельствует о положительной динамике в развитии и здоровье детей в процессе учебно - познавательной деятельности в режимах сенсорного и психомоторного раскрепощения. Проводимые медико - педагогические экспертизы развития и здоровья детей экспериментальных групп и классов подтверждают, что у 94-96 процентов детей нет ухудшения в состоянии зрения и осанки.

Разрабатываются и внедряются новые формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, используются возможности разноуровневого обучения, возобновляют работу совет профилактики учебных заведений, наркологические посты в профессиональных училищах республики. В Сыктывкарском государственном университете начата подготовка по специальности "социальная работа".

Развивается социально - педагогическая работа. Идет работа по расширению сети компенсирующих детских садов, групп и классов для детей, нуждающихся в психолого - медико - педагогической коррекции. Развивается психологическая служба. Приоритетным направлением в социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство их в семьи. Главой Республики Коми утверждено Типовое положение о приемной семье, открыт Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства.

Дифференциация образовательных учреждений дает реальную защиту детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В республике имеются 6 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Продолжается работа с органами социальной защиты в части профессионального обучения и подготовки инвалидов. Для этой категории предполагается в период до 2000 года организовать обучение по 15-18 профессиям по специально разработанным учебным планам и программам, учитывающим возможность дальнейшей индивидуальной трудовой деятельности.

Несмотря на финансовые затруднения, уровень охвата детей организованными формами отдыха составляет более 30 процентов, растет число лагерей, создаваемых Министерством образования и высшей школы Республики Коми и его республиканскими учреждениями.

Оправдали себя как перспективные следующие типы лагерей:

профильные (по интересам и способностям детей);

трудовые (для старшеклассников);

санаторные (на базе лечебных учреждений).

Приоритетным направлением в организации летнего труда и отдыха детей и подростков стала организация отдыха детей - сирот, детей из малообеспеченных многодетных семей, детей группы риска.

Основными направлениями защиты обучающихся и воспитанников, детей и подростков, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства, являются:

- разработка и обеспечение развития правовой основы прав и гарантий, обеспечивающих создание механизма социальной защиты детей и учащейся молодежи, квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей с отклонениями в развитии и поведении, обеспечение защиты их жилищных и имущественных прав;

- разработка и осуществление целевых программ по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, их защиты от всех форм дискриминации;