АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 года N 1196
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Администрация области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" на 2014 - 2020 годы (далее - госпрограмма), утвержденную постановлением администрации области от 28.10.2013 N 1206 (в редакции от 18.08.2014), следующие изменения:
1.1. паспорт госпрограммы изложить в следующей редакции:
"Паспорт госпрограммы
Ответственный исполнитель госпрограммы | Управление по связям с общественностью |
Соисполнители госпрограммы | Управление государственной службы и организационной работы администрации области, управление делами администрации области, управление пресс-службы и информации администрации области, управление образования и науки области, управление культуры и архивного дела области, управление по физической культуре, спорту и туризму области, управление по развитию промышленности и предпринимательства области, Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Аппарат Общественной палаты Тамбовской области" (далее - ТОГКУ "Аппарат Общественной палаты Тамбовской области"), отдел записи актов гражданского состояния области |
Подпрограммы госпрограммы | "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Тамбовской области" (приложение N 4 к госпрограмме); |
Цель госпрограммы | Содействие развитию институтов гражданского общества, повышение гражданской активности населения Тамбовской области, укрепление единства народов, населяющих Тамбовскую область |
Задачи госпрограммы | Формирование необходимых институциональных и инфраструктурных условий для обеспечения развития социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих качественные социальные услуги населению области; |
Целевые индикаторы госпрограммы, их значения на последний год реализации | Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий и их структурных подразделений, зарегистрированных на территории области в течение года (80 в 2020 году); доля молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, принимающих участие в разработке и реализации различных гражданских инициатив социально значимого характера (35% от общего количества молодежи области в 2020 году); |
Сроки и этапы реализации госпрограммы | 2014 - 2020 годы. |
Объемы и источники финансирования госпрограммы | Основными источниками финансирования госпрограммы являются средства бюджета области, федерального и местного бюджетов, внебюджетные средства. |
1.2. раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации госпрограммы" дополнить абзацами следующего содержания:
"В Тамбовской области ситуация в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в регионе является стабильной на протяжении всего постсоветского периода.
Этому способствуют следующие основные факторы:
исторически сложившееся абсолютное преобладание населения русской национальности (более 97 процентов, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года);
фактическое отсутствие организационно (структурно) оформленных общественных объединений радикально-националистического толка;
доминирующая роль Русской Православной Церкви в лице ее Тамбовской митрополии (хорошо заметна при сопоставлении количества православных и иных (неправославных) религиозных организаций региона);
незначительный в сопоставлении с общей численностью русского старожильческого населения приток представителей иных национальностей, прибывающих на постоянное жительство в область.
Вместе с тем, возникновение конфликтов межнационального (межэтнического) или межрелигиозного характера вполне может быть спровоцировано проявлениями бытового национализма, ксенофобии, неуважения к традициям и обычаям старожильческого населения области, популистскими попытками "разыграть национальную карту" в период проведения избирательных кампаний или при решении споров отдельных хозяйствующих субъектов.
Для региональной сферы межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в полной мере характерны такие общероссийские проблемы, как:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при одновременном увеличении значимости этнической и религиозной самоидентификации у представителей этнических меньшинств;
сложное социокультурное самочувствие русского народа, представители которого составляют этническое большинство в области, а также недостаточная удовлетворенность его этнокультурных потребностей;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
неудовлетворенность части общества положением дел в области государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений;
низкая социокультурная адаптация трудовых мигрантов к условиям принимающего сообщества.
В области создана и функционирует система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующаяся на диверсификации источников информации и предусматривающая возможность оперативного реагирования на возможные предконфликтные и конфликтные ситуации в городских округах и муниципальных районах области.
В основу данной системы положен принцип организации межведомственного взаимодействия с целью раннего выявления и предупреждения предконфликтных и конфликтных ситуаций этноконфессионального характера, а также оперативного реагирования на них.
Объектами межведомственного мониторинга состояния этноконфессиональных отношений в области являются:
деятельность органов местного самоуправления, образовательных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, групп граждан, представляющих интересы этнических общностей, казачьих общественных объединений, религиозных организаций и объединений;
обращения граждан, поступающие в различные органы государственной власти и местного самоуправления области;
публикации и сюжеты в печатных и электронных средствах массовой информации;
информация, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая деятельность отдельных персоналий, систематически размещающих информацию по вопросам этноконфессиональных отношений;
данные социологических опросов и исследований;
публичные и другие массовые мероприятия, организуемые и проводимые различными общественными объединениями и религиозными организациями.
Данные мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, который на постоянной основе проводится в области с 2006 года, позволяют говорить о постепенном повышении уровня их потенциальной конфликтогенности, особенно явственно нарастающего в период с декабря 2010 по 2013 годы.
Мониторинг регионального сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сайтов, блогов, форумов, социальных сетей) свидетельствует одновременно о целом ряде явлений, среди которых:
возросший интерес пользователей из числа молодежи к различного рода событиям и фактам, связанным с тематикой межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;
крайне высокий уровень нетерпимости к оппонентам, пытающимся отстаивать иные точки зрения;
крайне низкий уровень знаний подростков и молодежи об истории взаимоотношений народов, культур и религий России;
активное продвижение в интернет-пространстве радикальных идеологий, пропагандирующих силовые методы решения проблемных вопросов межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений.
Согласно данным исследования, проведенного Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, в начале 2013 года 20,5% респондентов признали наличие определенных проблем в сфере этноконфессиональных отношений. О наличии таких проблем высказалось: католиков - 100%, исповедующих ислам - 50%, протестантов - 50%, атеистов - 50%, баптистов - 40%, православных верующих - 30,8%.
39,5% респондентов назвали наиболее актуальным вопросом в сфере межрелигиозных и межэтнических отношений - предупреждение конфликтных ситуаций.
В октябре 2013 года отделом социологического мониторинга управления по связям с общественностью администрации области был проведен пилотный телефонный опрос жителей ряда городских округов и муниципальных районов на тему межнациональных отношений.
Почти половина участников опроса (45,7%) охарактеризовали межнациональные отношения в Тамбовской области как нормальные (спокойные). При этом:
37% респондентов считают, что "напряженность не очевидна (без открытых конфликтов), но тем не менее ощущается";
более половины опрошенных (55,8%) заявили о своем отрицательном отношении к приему иностранных трудовых мигрантов на территории Тамбовской области;
25,3% респондентов прогнозировали изменение межнациональных отношений в регионе в худшую сторону;
только 13,2% опрошенных выразили надежду на улучшение состояния межнациональных отношений в Тамбовской области в будущем.
Приведенные данные подтверждают наличие реальной потребности в совершенствовании системы мер, направленных на укрепление гражданского единства, содействие этнокультурному развитию народов, населяющих Тамбовскую область";
1.3. раздел 2 "Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации госпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы госпрограммы" изложить в следующей редакции:
"2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации госпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы госпрограммы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере развития институтов гражданского общества на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
в Законе Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
в Федеральном законе от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012);
в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.06.2007 N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений";
в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
в Законе области от 03.05.2007 N 191-З "О молодежной политике в Тамбовской области";
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития институтов гражданского общества станут:
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных (немуниципальных) некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;
оказание за счет средств бюджета области финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на достижение конкретных значений показателей результативности реализуемых социально значимых программ (проектов);
оказание содействия реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в городах и районах области;