ПРИКАЗ
от 11 октября 2013 года N 440
В целях реализации федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст.4509),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России (далее - Методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Методическими рекомендациями при разработке и доработке региональных программ субъектов Российской Федерации по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра регионального развития Российской Федерации С.В.Иванову.
Министр
И.Н.Слюняев
Методические рекомендации по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России
Наименование региональной программы | |
Дата принятия решения о разработке региональной программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | |
Государственный заказчик региональной программы | |
Государственный заказчик-координатор региональной программы | |
Основные разработчики региональной программы | |
Цели и задачи региональной программы | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели региональной программы | |
Сроки и этапы реализации региональной программы | |
Перечень подпрограмм | |
Объемы и источники финансирования | |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы и показатели социально-экономической эффективности |
В настоящем разделе анализируются следующие проблемы в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при увеличении значимости этнической и религиозной самоидентификации;
сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;
этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточное обеспечение развития русского языка в национальных республиках и сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации;
иные проблемы, отражающие особенности субъекта Российской Федерации.
Для характеристики текущего состояния социально-экономического и этнокультурного развития субъекта Российской Федерации приводятся:
национальный состав субъекта Российской Федерации, включая количество мигрантов;
количество и перечень общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, участвующих в реализации государственной национальной политики;
показатели, характеризующие уровень общероссийской гражданской идентичности;
показатели, характеризующие уровень националистических и ксенофобских настроений;
иные характеристики, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.
Дается прогноз изменения ситуации в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России с учетом реализации программы.
Приводится анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы, в том числе:
риски ошибок при определении размера необходимой финансовой поддержки, а также при оценке конечных результатов реализации программы;
иные риски в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.
Цели программы должны быть соотнесены с основными целями федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст.4509), и целями (задачами) стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Цели программы должны соответствовать следующим критериям: достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации программы с определением соответствующих целей).
Целями программы могут являться:
укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
обеспечение реализации федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718.
Задачи программы должны обеспечивать достижение указанных целей и соответствовать следующим критериям: необходимость и достаточность задач для достижения целей региональной программы; срок решения задачи не может превышать срок достижения соответствующей цели.
Задачами программы могут являться:
содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
содействие этнокультурному многообразию народов России;
иные задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.
Для проверки и подтверждения достижения, целей и решения задач программы формируются целевые показатели (индикаторы).
Целевые индикаторы и показатели являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий программы и должны быть запланированы по годам ее реализации, количественно заданными и измеряемыми. В случае если значения индикаторов и показателей определяются расчетным методом, к программе прилагается методика сбора исходной информации и расчета индикаторов и показателей.
Целевыми показателями (индикаторами) реализации программы могут являться следующие:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия;
иные целевые показатели (индикаторы), учитывающие особенности региональной программы.
Целевые показатели (индикаторы) реализации программы приводятся в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации программы необходимо дать характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации программы. Такая характеристика должна включать также обоснование преимуществ от реализации программы.
На основе последовательного решения задач программы возможно определение этапов ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации, индикаторы и показателей по годам, а также условия досрочного прекращения реализации программы.
В настоящем разделе дается обобщенная характеристика основных мероприятий программы, в том числе реализуемых муниципальными образованиями (при необходимости), и описываются меры государственного регулирования.
Мероприятия региональной программы должны содержать следующие сведения:
наименование мероприятия;
сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия;
ожидаемые результаты мероприятия;
стоимость выполнения мероприятий в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения;
взаимосвязь мероприятия и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями результативности реализации Программы.
Мероприятия разделяются по возможным направлениям:
поддержка общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности;
проведение информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;
выполнение мероприятий и инициатив, направленных на этнокультурное развитие народов субъекта Российской Федерации;