Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 29.12.2011)


Рынок производства молока

На территории Тамбовской области производством сырого коровьего молока заняты 113 хозяйствующих субъектов, в том числе 51 крестьянское (фермерское) хозяйство. Закупка сырого коровьего молока для дальнейшей переработки на территории Тамбовской области в 2010 г. осуществлялась 9 хозяйствующими субъектами.

Дальнейшее развитие семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств позволит области создать условия для увеличения производства молока, увеличения поголовья крупного рогатого скота молочных пород, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, а также распространению передового опыта организации молочного животноводства, относящегося к приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса области.

В рамках Программы уже введено в эксплуатацию 6 семейных молочных ферм на 24 головы и 4 на 100 голов и в период с 2011 по 2012 гг. планируется ввести еще 8 семейных молочных ферм.

Фермы оснащены современным оборудованием для содержания, кормления и доения животных, это способствует качественному производству молока в соответствии со стандартами, определенными Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Одновременно с этим крестьянские (фермерские) хозяйства объединяются в сельскохозяйственные потребительские кооперативы по переработке молока, что позволит выпускать продукцию с низкой себестоимостью и соответственно повысить конкурентоспособность молока на товарном рынке.

Рынок закупки сырого коровьего молока в Тамбовской области можно охарактеризовать как умеренно концентрированный, с недостаточно развитой конкуренцией. Существуют следующие барьеры входа на товарный рынок сырого молока и молочной продукции: высокие закупочные цены на молоко; сезонность поставок сырого молока; значительные транспортные затраты; отсутствие административных ограничений на ввоз молочной продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88; насыщенность рынка молочной продукцией Белоруссии и других регионов Российской Федерации.

В целях роста числа участников агропродовольственного рынка, стимулирования развития конкуренции между ними, повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции и дальнейшего развития отрасли в целом необходимо осуществление следующих организационных и экономических мер:

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

осуществление различных форм экономической интеграции в области производства, переработки, хранения и реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности;

расширение практики "прямых продаж" сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в населенных пунктах;

расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции;

стимулирование объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями и упрощение входа в них со своей продукцией;

организация подготовки (переподготовки) кадров и повышение квалификации персонала предприятий отрасли с привлечением научного потенциала имеющихся в области научно-образовательных учреждений как дополнительный элемент конкурентного преимущества организации, в том числе обучение малых форм хозяйствования основам управления (менеджмента, маркетинга);

развитие инфраструктуры в сельской местности в целях обеспечения удобной транспортной доставки, условий хранения (строительство складских помещений для хранения продукции);

развитие системы страхования продукции, снижающей высокие риски в сельскохозяйственном производстве;

информационная поддержка участников агропромышленного рынка, повышение уровня их информированности о возможных мерах и условиях кредитно-финансовой помощи через проведение информационных семинаров, круглых столов, развитие электронной сети и создание информационного сайта для сельхозпроизводителей области.

Для принятия своевременных мер, направленных на дальнейшее развитие конкуренции в АПК, необходим регулярный анализ состояния основных продовольственных товарных рынков по всей цепочке "сырье - переработанное сырье - продукты питания", постоянный мониторинг цен на основную сельскохозяйственную продукцию и продукты питания.