Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 29.12.2011)


1.11. Оценка конкурентной среды в сфере услуг здравоохранения

Конкуренция в здравоохранении - это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

Медицинская помощь населению области оказывается в 26 государственных, 58 муниципальных учреждениях и 189 негосударственных медицинских организациях и частных кабинетах. Организации оказывают диагностические, стоматологические, офтальмологические, терапевтические и иные услуги населению. Возможность выбора учреждения, предоставляющего медицинские услуги, способствует формированию благоприятной конкурентной среды и увеличению числа экономических субъектов в данной сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и для создания условий для привлечения новых страховых организаций к работе в системе обязательного медицинского страхования необходимо размещение информационных сообщений в средствах массовой информации, сети Интернет.

Также за время реализации национального проекта "Здоровье" в Тамбовской области значительно улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения, выросла укомплектованность квалифицированным персоналом.

Но вместе с тем существующее состояние системы здравоохранения с точки зрения объективной реальности не позволяет в полной мере реализовать желаемые принципы маркетинговых взаимоотношений в условиях формирующегося рынка медицинских услуг.

Основными факторами низкой конкурентоспособности в системе здравоохранения являются:

консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, не соответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;

отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства;

дефицит врачебных кадров.

Кроме того, существуют факторы, порождающие обозначенные проблемы, которые мешают формированию конкурентной среды в медицине: многоуровневая система участников рынка (посредников) медицинских услуг;

федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые ограничивают объемы медицинских услуг в соответствии с финансовыми возможностями страховщиков;

страховые медицинские организации, имеющие прямую финансовую зависимость от территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

пациенты, не имеющие возможность активного влияния на качество медицинской помощи;

администрации лечебно-профилактических учреждений (бюрократическое директивно-командное регулирование взаимоотношений пациентов и медицинских работников);

противоречивые, с точки зрения экономики, интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг;

плательщики и посредники не несут конечной юридической ответственности за результаты лечения пациентов;

невозможность установления однозначной взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.

Существуют противоречия, возникающие при функционировании лечебных учреждений даже в условиях конкуренции:

высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении;

противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступностью в получении медицинской услуги;

противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи).

Одной из основных проблем в сфере здравоохранения является низкая доступность негосударственных и частных учреждений здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования в связи с отсутствием заинтересованности в участии в данной системе самих негосударственных и частных учреждений здравоохранения из-за высокой вероятности применения тарифов с понижающим коэффициентом, либо неполное финансирование объема оказанной медицинской помощи.

В сфере развития услуг здравоохранения следующей задачей по формированию конкурентной среды в медицине является лекарственное обеспечение. Закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд учреждений здравоохранения производятся в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В 2009 г. управлением здравоохранения области и областными государственными учреждениями проведено 5 открытых конкурсов, 885 аукционов, 327 закупок способом запроса котировок на общую сумму 2204,8 млн.руб.

Для развития конкуренции на рынке потребления медицинских услуг необходимо:

повышение кадрового обеспечения медицинскими работниками учреждений здравоохранения области;

развитие системы доступа субъектов рынка к информации об организации здравоохранения в области;

дальнейшее развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения области; лекарственное обеспечение населения области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

увеличение количества медицинских страховых компаний.