Потребительский рынок области характеризуется как стабильно развивающийся, с достаточно развитой сетью предприятий торговли и общественного питания, высокой предпринимательской активностью.
На потребительском рынке действует более 6,0 тысяч объектов розничной торговли, 1,5 тысячи предприятий общественного питания, 30 розничных рынков. Удельный вес торговли в валовом региональном продукте области по итогам 2010 года занимает 25,6 процента. Налоги и сборы от торговой деятельности за тот же период составили 13,1 процента.
Динамика увеличения продаж (оборота) в розничной торговле по итогам 2010 г. составила 104,1 процента, или в абсолютных цифрах - 98,3 млрд. рублей. В 2010 году по темпам роста оборота розничной торговли Тамбовская область занимает 4-е место среди областей Центрально-Черноземного региона. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения за 2010 год составил 82,9 тыс. рублей.
По итогам 2010 года на 1 тысячу жителей Тамбовской области в среднем приходилось 422 квадратных метра площади торговых объектов (при нормативе минимальной обеспеченности - 485). Темп роста продаж торгующими организациями в региональной стационарной торговой сети в 2010 году составил 105,0 процентов (в 2009 - 98,5 процента).
Динамичный рост розничной торговли вызван качественным изменением уровня жизни граждан, обусловленным относительно стабильной экономической ситуацией в области за последние годы.
В области ведется активная работа по совершенствованию организации торговли и развитию конкуренции в этой сфере деятельности.
Совершенствуется инфраструктура потребительского рынка. В связи с интенсивным развитием цивилизованных форм торговли доля рыночной, в том числе ярмарочной торговли за последние годы сократилась и составляет 15,7 процента в общем обороте розничной торговли (по итогам 2010 г.).
В области открываются предприятия торговли от магазинов "шаговой доступности" до гипермаркетов, внедряются новые технологии форм обслуживания покупателей: интернет-магазины, с использованием дисконтных карт, применяется система накопительных скидок и карточек постоянного клиента, дистанционная форма продаж и т.д. Ежегодно в области открывается более 300 новых и/или обновленных предприятий торговли и общественного питания.
Продолжается совершенствование и развитие материально-технической базы потребительского рынка области: в г. Тамбове строятся многофункциональные торгово-развлекательные комплексы "РИО" (общая торговая площадь - 24,0 тыс.кв.м) и "Студенец" (27,0 тыс.кв.м), торговые центры "Карусель" (16,0 тыс.кв.м) и "Европа" (25,0 тыс.кв.м).
В последние годы сфера розничной торговли области стала привлекательна для инвесторов, в том числе иностранных, в числе которых ООО "Реал", а также крупных российских сетевых компаний ЗАО "Корпорация ГРИНН", г. Курск (в Тамбове представлена гипермаркетом "Линия"), ЗАО "Тандер", г. Краснодар (сеть магазинов "Магнит"), компания "Х5 Ритейл-групп" (сеть магазинов "Пятерочка"). Активно развиваются региональные сетевые компании "Эконом", "Бегемот", "Любимые продукты" и другие.
В 2010 году удельный вес оборота торговых сетевых компаний по реализации продовольственной и непродовольственной группы товаров составляет более 30 процентов.
Развитие крупных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень обслуживания населения. Несомненно, с приходом сетевых компаний существенно повысилось качество торгового обслуживания, значительно вырос уровень конкуренции на потребительском рынке.
Принимаются меры по созданию альтернативной торговли. Так, например, с 2002 года в муниципальных районах и городских округах области практикуется проведение еженедельных розничных ярмарок, которые пользуются большой популярностью у населения. Ежегодно на территории области проводится более 3 тысяч ярмарок, в работе которых принимают более 5 тысяч участников; ежегодно организуется порядка 150 сезонных ярмарок, из них более 50 ярмарок проводятся в период массовых заготовок овощей, плодов и картофеля ("Золотая осень", "Овощные базары", "Урожай" и др.).
В летне-осенний период в области дополнительно организуется около 80 - 90 площадок для торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе на дворовых территориях в крупных жилых массивах. На ярмарках представлена продукция как областных сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и продукция из других регионов, что создает дополнительные условия для повышения уровня конкуренции.
В октябре 2011 года в областном центре проведена первая Международная "Покровская ярмарка", история которой насчитывает более одного века. Участниками ярмарки были сельскохозяйственные производители, предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, ремесленники и народные умельцы из муниципальных образований Тамбовской области, регионов России и иностранных государств (Франция).
Неотъемлемой составляющей повышения уровня конкуренции выступает и сфера услуг, являющаяся частью хозяйственного комплекса.
Обзор конкуренции на потребительском рынке в этой сфере позволяет сделать вывод, что особенно успешно развивается рынок бытовых услуг, где наибольший удельный вес занимают услуги по ремонту и строительству жилья (46,2 процента), техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, машин и оборудования (18,5 процента).
В соответствии с мероприятиями по развитию и совершенствованию сферы бытового обслуживания населения Тамбовской области проводится работа по открытию и восстановлению предприятий бытового обслуживания населения в районах области, развитию востребованных видов услуг, созданию новых рабочих мест.
Активно развивается сеть приемных пунктов, мастерских по установке пластиковых окон, стеклопакетов из дерева, евро-дверей, изготовлению мебели, пошиву штор, ремонту сотовых телефонов и др. На действующих предприятиях осваиваются новые виды услуг.
Продолжают открываться организации, оказывающие комплексную уборку квартир и офисов (клининговые услуги). Имеют большой спрос и потенциал для развития следующие виды услуг: изготовление, монтаж и установка мебели, жалюзи, пошив элементов декора, полиграфические работы, услуги багетных мастерских, фотосалонов, видеопроката, проката автомобилей и прочее.
Сформировавшаяся на потребительском рынке области конкурентная среда позволяет сделать вывод о том, что на данном рынке не существует непреодолимых барьеров для доступа товаров, как производимых в области, так и за ее пределами, как для крупных, так и для мелких товаропроизводителей.
Вместе с тем конкуренция в сфере услуг еще недостаточно развита и не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности для всех социальных групп населения.
Поэтому на потребительском рынке необходимо:
создание условий для добросовестной конкуренции, поддержки новых Российских производителей конкурентоспособной продукции;
создание условий для установления прямых связей организаций розничной торговли с товаропроизводителями и оптимизации системы товародвижения по обеспечению населения товарами местного производства;
обеспечение оптимального размещения торговой сети, обеспечивающей территориальную доступность продовольственных товаров;
формирование эффективной, отвечающей современным требованиям многоканальной системы товародвижения на основе реформирования существующего оптового звена торговли (перепрофилирование мелких предприятий в оптовые продовольственные рынки, создание логистических (торгово-распределительных) центров);
проведение пресс-конференций, телефонных опросов по вопросам развития конкуренции на продовольственных рынках, освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей, в том числе организация "горячих линий", "телефона доверия".