На сегодняшний день в области функционирует 923 образовательных учреждения, в том числе 8 негосударственных: 250 дошкольных образовательных учреждений, 604 образовательных учреждения, 1 учреждение начального профессионального образования, 32 учреждения среднего профессионального образования, 11 государственных и муниципальных и 6 негосударственных высших учебных заведений.
В области действует 250 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 2 негосударственных, 11 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В области создана многофункциональная сеть образовательных учреждений, ориентированная на удовлетворение образовательных запросов населения, в том числе на оказание услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. В области получили развитие детские сады с определенным уклоном, это детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических профилактических и оздоровительных мероприятий, детские сады компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии, детские сады комбинированного вида, центры развития ребенка.
Приоритетным направлением образовательной политики Тамбовской области является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования. В качестве одного из направлений политики является расширение рынка образовательных услуг для детей дошкольного возраста и обеспечение потребности населения в услугах дошкольного образования.
В Тамбовской области действует законодательная база, регулирующая развитие системы дошкольного образования: Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области", Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области, Постановление администрации области от 04.06.2010 N 644 "О дополнительных мерах стимулирования отдельных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". В области реализуется подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" областной целевой программы "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы".
В Тамбовской области различными формами дошкольного образования охвачено свыше 40 тысяч детей, охват детей дошкольным образованием составляет 70%.
Кардинальные изменения по охвату детей услугами дошкольного образования стали возможными в результате реализации концепции развития региональной системы дошкольного образования, согласно которой в настоящее время осуществляется строительство 3 детских садов в Моршанском районе (на 50 мест), г. Тамбове (на 440 мест), Первомайском районе (40 мест). В настоящее время происходит возврат зданий детских садов (7 детских садов), их капитальный ремонт и реконструкция, в результате чего произошло увеличение мест на 739 единиц.
Общее увеличение числа новых мест за счет перечисленных мероприятий составило 2500, это позволило сократить очередность в дошкольных образовательных учреждениях на 60%.
В области получили развитие новые формы дошкольного образования. Созданы 256 групп предшкольной подготовки, 284 группы кратковременного пребывания различной направленности, открыто 18 центров игровой поддержки ребенка, 20 дошкольных мини-центров, 1 центр раннего развития ребенка, возникли новые модели образовательных учреждений "Школа-детский сад", "Сельский социокультурный комплекс - детский сад".
Общеобразовательные учреждения (604 учреждения) представлены в области общеобразовательными школами, общеобразовательными школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, школами-интернатами, вечерними общеобразовательными учреждениями.
В Тамбовской области действует 1 учреждение начального профессионального образования областного подчинения, 11 государственных и муниципальных высших учебных заведений и 6 негосударственных высших учебных заведений.
Проблема профессионального образования Тамбовской области состоит в том, что при наличии возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального и среднего профессионального образования все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в вузы и низкий престиж рабочих профессий. Один из путей решения этой проблемы, по которому пошли в Тамбовской области - создание механизма ежегодного формирования региональной потребности на подготовку кадров и конкурсного распределения бюджетных мест на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Каждый месяц в муниципальных и региональных средствах массовой информации проходит "Единый день информирования", в том числе и по теме развития системы образования. До родителей доводится информация о возможностях получения образования в новых современных моделях и формах, организованы консультирования по возникающим вопросам.
Вместе с тем основным фактором, сдерживающим развитие качества образования в Тамбовской области, является состав и уровень педагогических кадров, в том числе старение педагогических кадров, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений, отсутствие у учителей стремления к самообразованию. Бесспорно, очевидной причиной такого положения является низкий уровень оплаты труда педагогических кадров, однако нельзя сбрасывать со счетов и необходимость постоянного качественного высокопрофессионального повышения квалификации всех работников образования с целью обучения их владению новейшими знаниями, технологиями и навыками их постоянного обновления.