Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 29.12.2011)


 1.8. Оценка конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе


Создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг является одним из приоритетных целевых направлений развития Тамбовской области, поскольку именно наличие здоровой конкурентной среды позволяет решить наиболее значимые задачи в жилищном секторе: обеспечение надежности работы отрасли, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, оптимизация ценообразования в целях обеспечения доступности жилья для граждан, воспитание эффективного собственника жилищно-коммунального комплекса.

Здоровую конкурентную среду в сфере обслуживания и управления жилищным фондом формируют такие механизмы управления жилищным фондом, как товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) и управляющие компании (далее - УК). Итогом конкурентных отношений между объединениями собственников жилья (ТСЖ или ЖСК) и специализированными управляющими компаниями является сбалансированный процесс ценообразования и улучшения качества услуг в сфере жилищного обслуживания.

В сфере управления и обслуживания многоквартирных домов (далее - МКД) работает 41 управляющая организация частной формы собственности и еще 22 организации коммунального комплекса оказывают услуги управления МКД (6 муниципальных и 16 - частных). Организаций, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по состоянию на 1 января 2010 г. - 14 (муниципальных - 2, частной формы собственности - 12). На 1 января 2010 г. в области зарегистрировано 687 ТСЖ и 129 жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК), управляющих 1572 МКД, общей площадью 2973,4 тыс.кв.м, что составляет около 27 процентов от площади всех МКД. В Тамбовской области по итогам 2009 г. в управлении товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов находятся 6,3 процента и в управлении управляющих организаций - 52,7% от общего объема всех многоквартирных домов. Сформирована система договорных отношений между собственником, заказчиком, подрядчиками и жильцами.

Для комплексного решения задач, стоящих перед объединениями и организациями, управляющими МКД, в марте 2009 г. в Тамбовской области зарегистрировано некоммерческое партнерство Товариществ собственников жилья и управляющих компаний ЖКК - "Жилищный Альянс" (далее - НП "Жилищный Альянс"), основным направлением деятельности которого является защита интересов организаций и объединений, управляющих МКД, и проведение дальнейшей реформы ЖКХ. НП "Жилищный Альянс" активно работает с управляющими организациями и ТСЖ, проводящими капитальный ремонт МКД, в плане организации и проведения технического надзора за качеством выполняемых подрядными организациями работ, совместно с управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - управление ТЭК и ЖКХ) и государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Тамбовским государственным университетом им. Г.Р.Державина реализуется программа подготовки и повышения квалификации руководителей ТСЖ и УК.

Не менее значимой задачей на сегодня является коммерциализация сферы ЖКХ.

С целью снижения влияния государства в сфере жилищно-коммунального обслуживания в области разработаны мероприятия по планомерному сокращению доли государственных и муниципальных предприятий, организаций коммунального комплекса, что в значительной мере будет способствовать формированию на рынке коммунальных услуг здоровой конкурентной среды.

Привлечение частного бизнеса в сферу управления многоквартирными домами в конечном итоге позволит достигнуть значительного повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, стимулировать создание системы самоуправления многоквартирными домами и сделать эту область жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) открытой для потребителей и конкурентов.

По состоянию на 01.01.2010 г. из 293 предприятий, предоставляющих услуги жилищно-коммунального назначения, муниципальных - 116 (40 процентов) и 177 (60 процентов) частной формы собственности. Стоимость коммунального комплекса, переданного организациям частной формы собственности в аренду или концессию, по состоянию на 01.01.2010 г. - 1524,6 млн.руб., что составляет 58 процентов от общей стоимости всего коммунального комплекса области.

Продолжается процесс развития сферы деятельности крупных сетевых операторов по предоставлению коммунальных услуг, таких как:

ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (зона обслуживания - областной центр и 3 муниципальных района области);

ОАО "Тамбовская сетевая компания" (зона обслуживания - 5 городов районного значения и 10 муниципальных районов области);

ООО "Тамбовтеплоэнерго" (зона обслуживания - 3 муниципальных района области);

ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" (зона обслуживания - теплоснабжение и горячее водоснабжение г. Тамбова и г. Котовска).

Общий объем инвестиций этих 4-х организаций, направленных на модернизацию объектов коммунального комплекса, за период 2007 - 2009 гг. составил более 1050 млн.руб. В рамках реализации производственных и инвестиционных программ предприятиями топливно-энергетического комплекса и в первую очередь системными операторами в 2009 г. выполнен значительный объем работ по реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры с применением новых материалов и технологий, позволивших повысить коэффициент полезного действия оборудования, снизить потери и удельное потребление энергоресурсов, снизить аварийность и повысить надежность и качество тепло- и электроснабжения потребителей. Всего за 2009 г. было освоено 758,8 млн.руб.

В то же время следует отметить, что, несмотря на функционирование на рынке жилищно-коммунальных услуг значительного числа хозяйствующих субъектов как муниципальной, так и частной форм собственности, отрасли присущ низкий уровень конкуренции на всех уровнях: проведение капитальных ремонтов, обслуживание лифтов, уборка дворов, сбор и вывоз бытовых отходов.

Это объясняется существованием негласных сговоров между застройщиками и управляющими компаниями, которые в свою очередь по договоренности определяют дальнейших участников обслуживания жилого фонда. Подобные сговоры, как на уровне частных, так и муниципальных компаний, создают высокий барьер для входа на рынок ЖКХ и одновременно являются серьезным ограничителем конкуренции.

Вследствие этого высок удельный вес убыточных предприятий ЖКХ в общем числе предприятий, осуществляющих деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в области - 29 процентов. Большую часть убыточных предприятий ЖКХ составляют предприятия с малой численностью и небольшим объемом услуг, которые созданы на уровне сельских поселений. Доля объема предоставляемых жилищно-коммунальных услуг убыточными организациями жилищно-коммунального хозяйства составляет 19,1 процента.

Ограничением развития конкуренции на рынке ЖКХ являются: олигополии в производстве тепла, монополии в оказании коммунальных услуг.

Наиболее конкурентным в сфере ЖКХ является рынок предоставления услуг по текущему ремонту жилищного фонда, ремонту технологических сетей, установке приборов учета электроэнергии, газа и воды. Развитию конкуренции на данных рынках способствуют проблемы ЖКХ: высокая степень износа и аварийности жилого фонда провоцирует повышение спроса на ремонтные работы, замену коммуникационных сетей; большие непроизводительные потери воды и энергии наряду с повышением тарифов на их оплату стимулируют спрос на услуги предприятий по установке приборов учета воды, газа и электроэнергии.

В целях повышения качества функционирования коммунальных систем, энергоэффективности систем теплоснабжения в жилом фонде в области реализуются мероприятия по переходу многоквартирных жилых домов Тамбовской области на индивидуальное поквартирное отопление. Большая часть жилых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в последние 5 лет, имеют индивидуальное отопление, что способствует развитию конкуренции на рынке сервисного обслуживания теплоэнергетических приборов соответствующими организациями.

Необходимо привлечение хозяйствующих субъектов в сферу ремонта и обслуживания жилого фонда, установки приборов учета, вывоза и утилизации бытовых отходов, уборки дворов, предоставления прачечных, банных услуг, инженерной инфраструктуры населенных пунктов.

В политике развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства одну из главных ролей играет население области, которое может выбирать управляющую компанию, организации по оказанию услуг по ремонту, замене коммуникаций, установке приборов учета, тем самым формируя спрос на услуги наиболее эффективных хозяйствующих субъектов в ЖКХ.

Обеспечение информационной открытости деятельности субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг, стимулирование развития рынка услуг управляющих и обслуживающих компаний, а главное - контроль Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области за деятельностью доминирующих предприятий на рынке ЖКХ и предотвращение сговора между этими субъектами будет способствовать развитию конкурентной среды в данной сфере.