Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 29.12.2011)


1.6. Оценка конкурентной среды в сфере розничной торговли фармацевтической и медицинской продукцией

Услуги розничной торговли фармацевтической и медицинской продукцией в области осуществляют аптечные учреждения, к которым относятся аптеки, в том числе аптеки учреждений здравоохранения, а также аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски. В связи с растущим спросом рынок услуг данного вида динамично развивается.

В области функционируют 680 частных аптечных учреждений (402 юридических лица, 278 индивидуальных предпринимателей), 22 муниципальных учреждения, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность. Количество муниципальных аптечных учреждений неуклонно уменьшается, доля частных аптечных учреждений преобладает над долей муниципальных. Конкуренция между аптечными учреждениями способствует повышению качества оказываемых услуг, расширению ассортимента продукции, увеличению числа аптек с круглосуточным режимом работы, внедрению различных систем скидок.

Около 50% розничного сегмента области составляют аптечные учреждения, в структуру которых входят 1 - 2 розничные точки. В то же время в области представлены 3 крупных, а также 14 средних коммерческих сетей. В среднем на один аптечный объект приходится 1,5 тыс. человек, что свидетельствует об относительно высокой плотности аптечных учреждений в среднем по области.

Продавцами услуг оптовой торговли фармацевтическими и медицинскими товарами в области в 2010 г. являлись 17 оптовых фармацевтических организаций, из них наиболее крупные (национальные дистрибьюторы): ЗАО "Протек", ЗАО "Р-Фарм", ЗАО "Лекомед", ЗАО "СИА Интернейшнл-Тамбов", ЗАО "Научно-производственный комплекс "Катрен".

Оптовые организации, имеющие склады на территории области: ОАО "Тамбовфармация" (создано путем акционирования областного государственного унитарного предприятия "Тамбовфармация" в 2005 г.), ООО "Фармацевтическая компания "Топ-Сервис", ООО "Надежда-Фарм"; ЗАО "СИА Интернейшнл-Тамбов", ОАО "Тамбовагропромкомплект", ООО "Трейдфармацевтика", ООО "Рай", ООО "Фармцентр".

Показатели рыночной концентрации в разрезе муниципальных образований области неравномерны и характеризуют рынки реализации фармацевтической и медицинской продукции следующим образом:

низкий уровень концентрации - в г. Тамбове;

умеренный уровень концентрации - в гг. Мичуринске и Рассказово;

высокий уровень концентрации во всех остальных муниципальных образованиях области.

В Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по товарной группе "Услуги по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами", числятся 5 хозяйствующих субъектов. Привлечение новых субъектов на рынок фармацевтической и медицинской продукции может способствовать развитию конкуренции, для чего необходимо принять меры по обеспечению информационной прозрачности лицензионной деятельности, доступа хозяйствующих субъектов к информации о развитии здравоохранения и рынка фармацевтической и медицинской продукции:

ОАО "Тамбовфармация" (г. Тамбов);

муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) "Аптека N 23" (Знаменский район);

МУП "Аптека N 66" (Староюрьевский район);

медицинское учреждение здравоохранения (далее - МУЗ) "Гавриловская центральная районная больница" (Гавриловский район);

МУП "Мордовская центральная районная аптека" (Мордовский район).

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю фармацевтической и медицинской продукцией, видят административные барьеры для входа на рынок в сложной процедуре получения разрешительных документов на право деятельности.

Экономическими барьерами для входа на рынок являются: недостаток собственных оборотных средств, рост тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, устанавливаемые торговые надбавки на группы лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших, высокие затраты на обеспечение условий транспортировки и хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, небольшая численность населения в муниципальных образованиях и его низкая платежеспособность, особенно в сельских районах.

В сельской местности аптечная сеть представлена, как правило, единственной аптекой или аптечным пунктом частной формы собственности. В большинстве отдаленных населенных пунктов аптечные предприятия отсутствуют. В настоящее время эта проблема частично решается за счет разрешения розничной торговли лекарственными препаратами на фельдшерско-акушерских пунктах.

Вместе с тем, острой проблемой является недостаточное количество квалифицированных специалистов - провизоров и фармацевтов, что усугубляет качественное оказание лекарственной помощи сельскому населению.