ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2016 года N 595
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.12.2023 N 739.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года N 452 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2018 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 января 2014 года N 4, от 14 апреля 2014 года N 141, от 21 июля 2014 года N 329, от 20 октября 2014 года N 512, от 8 декабря 2014 года N 601, от 19 января 2015 года N 18, от 18 мая 2015 года N 272, от 29 июля 2015 года N 449, от 30 мая 2016 года N 277) изменения, изложив ее в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 года N 452
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 2 декабря 2016 года N 595)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Паспорт Государственной программы Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
Наименование Программы | Государственная программа Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"; |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия |
Соисполнители Программы | Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Министерство культуры и туризма Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия; Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения; Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту |
Цель Программы | повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Мордовия |
Задачи Программы | формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Республике Мордовия; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Республике Мордовия; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Мордовия; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Мордовия; доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Мордовия; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Республики Мордовия; доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости Республики Мордовия; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Республики Мордовия; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Республики Мордовия; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта Республики Мордовия; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Мордовия; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Мордовия; доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Мордовия; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Мордовия; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Мордовия; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Мордовия; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Мордовия; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Республики Мордовия |
Сроки и этапы реализации Программы | 2014 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2014 - 2018 годы; II этап - 2019 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования реализации Программы составляет 439001,1 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 205297,6 тыс. рублей; в 2015 году - 51477,1 тыс. рублей; в 2016 году - 18585,9 тыс. рублей; в 2017 году - 36290,5 тыс. рублей; в 2018 году - 42450,0 тыс. рублей; в 2019 году - 42450,0 тыс. рублей; в 2020 году - 42450,0 тыс. рублей; прогнозируемый объем средств федерального бюджета - 253241,9 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 101818,8 тыс. рублей; в 2015 году - 28741,7 тыс. рублей; в 2016 году - 8391,4 тыс. рублей; в 2017 году - 25053,2 тыс. рублей; в 2018 году - 29745,6 тыс. рублей; в 2019 году - 29745,6 тыс. рублей; в 2020 году - 29745,6 тыс. рублей; объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 155759,2 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 73478,8 тыс. рублей; в 2015 году - 22735,4 тыс. рублей; в 2016 году - 10194,5 тыс. рублей; в 2017 году - 11237,3 тыс. рублей; в 2018 году - 12704,4 тыс. рублей; в 2019 году - 12704,4 тыс. рублей; в 2020 году - 12704,4 тыс. рублей; прогнозируемый объем средств местного бюджета в 2014 году - 30000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Республики Мордовия; увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Республики Мордовия; увеличение доли учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта Республики Мордовия; увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Мордовия; увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Мордовия; увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан субъекта Российской Федерации. |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Основания для разработки Программы. Основные нормативные правовые акты, на основании которых разработана Программа: постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р (об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
Нормативные правовые акты Республики Мордовия, в соответствии с которыми разработана Программа: законы Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", постановления Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 года N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия", от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы", распоряжение Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года N 663-Р (об утверждении Концепции Республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы).
Региональные проблемы в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности. В основе интеграции инвалидов в общество лежит целостный подход, основным принципом которого является принцип доступности, провозглашенный в резолюции 52/82 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 г. в качестве приоритетной задачи содействия обеспечению равных возможностей для инвалидов. Уделение этому фактору первоочередного внимания является отражением переноса акцента с медицинских аспектов инвалидности на применение социально-экономических моделей, предусматривающих расширение прав и возможностей инвалидов, их участие в жизни общества, изменение среды для содействия обеспечению равных возможностей для всех. Доступность - это не только забота об отдельной социальной группе, а важнейшая предпосылка для улучшения положения всего населения.
В статье 9 Конвенции о правах инвалидов (2006 год) отмечается: "Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах".
В немалой степени эффективность политики в отношении инвалидов зависит от масштабов процесса инвалидизации в стране, который обусловлен множеством факторов, таких как состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах, вооруженных конфликтах и т.д. В России все перечисленные факторы на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов имели ярко выраженный негативный вектор, что предопределяет высокие показатели инвалидности как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Мордовия в частности.
Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2015 г. численность населения Республики Мордовия составляет 808,9 тыс. человек, в том числе 76883 инвалидов, что составляет почти 10% от всей численности населения Республики Мордовия. Из общей численности инвалидов количество инвалидов I группы составляет 7487 человек, II группы - 33497 человек, III группы - 33595 человек, детей-инвалидов - 2304 человек.
Следует отметить, что начиная с 2011 года в Республике Мордовия наблюдается устойчивое снижение численности инвалидов. За четыре года она уменьшилась на 4999 человек или 6,5 процента.
В 2016 году в органах социальной защиты населения зарегистрированы: 1181 инвалид с нарушениями функции слуха, что составляет 1,5% от общей численности инвалидов; 2323 инвалида с нарушениями функции зрения, что составляет 3% от общей численности инвалидов; 5018 инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, что составляет 6,5% от общей численности инвалидов.
Наблюдается незначительное снижение доли граждан, впервые признанных инвалидами в трудоспособном возрасте. В 2011 году из общей численности инвалидов инвалиды в трудоспособном возрасте составляли 5005 человек (6,1%), в 2012 году - 4638 человек (5,7%), в 2013 году - 4465 человек (5,6%), в 2014 году - 4234 человека (5,4%).
В 2011 году численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляла 2656 человек (3,2%), в 2012 году - 2536 человек (3,1%), в 2013 году - 2427 человек (3,0%), в 2014 году - 2408 человек (3,0%), в 2015 году - 2304 человека (2,9%).
Вместе с тем проблемы детской инвалидности являются актуальными. Вызывает беспокойство то, что самой большой группой среди причин болезней, по которым впервые устанавливается инвалидность, остаются врожденные аномалии.
Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Особо обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть людей, впервые признанных инвалидами, входит в группу населения трудоспособного возраста. Значит, речь идет не только о сохранении их здоровья, но и возможности работать, жить полноценной жизнью.
Согласно Указу Главы Республики Мордовия от 15 июня 2009 года N 115-УГ создан Совет при Главе Республики Мордовия по делам инвалидов (далее - Совет), который является координационным органом при Главе Республики Мордовия, созданным в целях совершенствования координации деятельности между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Республике Мордовия, повышения качества их жизни и создания условий для оперативного рассмотрения проблем.
В рамках своих полномочий Совет осуществляет следующие функции:
участвует в разработке и реализации региональных целевых программ в области социальной защиты инвалидов в Республике Мордовия;
рассматривает вопросы социальной защиты инвалидов, требующие государственной координации деятельности территориальных органов федеральных органов власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм, общественных объединений, расположенных на территории Республики Мордовия;
рассматривает предложения органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов, организаций, граждан по вопросам социально-экономических, правовых и общественно-политических условий жизни инвалидов;
взаимодействует со средствами массовой информации для более полного и системного информационного освещения деятельности органов государственной власти Республики Мордовия по решению проблем инвалидов;
взаимодействует с общественными объединениями инвалидов и содействует их деятельности.
Необходимость комплексного подхода к решению проблемы создания доступной среды жизнедеятельности в Республике Мордовия и ее решения программно-целевым методом. Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программно-целевым методом определяется:
1) ее масштабностью, высокой социально-экономической значимостью (решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности);
2) инновационным характером (для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг);
3) комплексностью (необходимо решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, а также реализация соответствующего комплекса мероприятий);
4) межведомственным характером (потребуется консолидация усилий Правительства Республики Мордовия, исполнительных органов государственной власти, администраций муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск, общественных организаций инвалидов);
5) длительностью решения (проблема может быть решена в течение ряда лет путем реализации комплекса мероприятий).
Программа является продолжением проводимых в Республике Мордовия комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, обеспечению доступности объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также повышению уровня и качества их жизни.
В Республике Мордовия существенную роль в оказании различных видов социальной помощи инвалидам играют стационарные, полустационарные и нестационарные формы обслуживания.
В Республике Мордовия в Государственном бюджетном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" функционирует полустационарное структурное подразделение - отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, рассчитанное на 14 детей-инвалидов школьного возраста. Услуги по обслуживанию в отделении оказываются бесплатно, доставка детей в отделение и домой осуществляется специальным автотранспортом в сопровождении педагога-психолога. Отделение реабилитации оказывает детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, психолого-социальную и социально-педагогическую помощь, а также проводит социально-реабилитационные мероприятия с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
Востребованность учреждений социальной защиты населения различными категориями граждан с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода к адаптации зданий и прилегающих территорий к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения. В связи с этим планируется комплексная адаптация зданий, в которых располагаются учреждения социальной защиты населения и организации социального обслуживания и прилегающих территорий к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения.
Модернизация отделения позволит улучшить качество предоставляемых услуг и расширить его вместимость, поскольку число детей-инвалидов, не подлежащих обучению и, следовательно, не посещавших никаких детских учреждений, увеличивается.
В Республике Мордовия функционирует сеть стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2228 мест: 4 психоневрологических интерната, 18 домов-интернатов общего типа, два дома-интерната для детей-инвалидов на 160 мест, в которых проживает более 2000 граждан.
В организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, созданы необходимые условия для быта: одно - двухместные благоустроенные комнаты для проживания, оборудованные необходимой мебелью, инвентарем. Норма предоставления площади спальных помещений соответствует требованиям СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания".
Ежегодно укрепляется и расширяется лечебная база организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме. Для оказания медицинской помощи в организациях оборудованы кабинеты физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, сенсорные комнаты и кабинеты психологической разгрузки, стоматологические кабинеты, лаборатории. Для проведения медикаментозного лечения имеются процедурные кабинеты.
Приобретается необходимое медицинское, технологическое оборудование, автотранспорт, средства реабилитации коллективного пользования (подъемники, передвижные умывальники, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-каталки, медицинские кровати, противопролежневые матрацы для лежачих больных).
Во всех организациях созданы запасы лекарственных средств.
Ежегодно проводится углубленный осмотр проживающих врачами лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать обеспечение доступности образовательных учреждений с целью создания условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию.
Инфраструктура действующих образовательных учреждений не позволяет детям-инвалидам учиться вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах. Большинство образовательных учреждений Республики Мордовия были построены в советские времена и не приспособлены под потребности маломобильных групп населения. Таким образом, не все инвалиды имеют возможность получить должное образование и затем в дальнейшем реализовать себя в трудовой деятельности.
Проводимые мероприятия по повышению доступности средних образовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования позволит увеличить число обучающихся в них детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. За счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством образования и науки Российской Федерации Министерству образования Республики Мордовия, для реализации данного направления были закуплены транспортные средства, установлен лифт, пандусы, интерактивные доски, приобретены компьютерная техника и сенсорные комнаты для учреждений общего образования в шести районах Республики Мордовия.
Учитывая, что люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее нуждающихся в медико-социальной поддержке категорий населения, в Республике Мордовия продолжается работа по созданию системы непрерывной и комплексной медико-социальной реабилитации ветеранов и инвалидов. Специалисты на дому проводят осмотры, а также необходимые обследования нетранспортабельных больных, особенно одиноких.
В настоящее время в Республике Мордовия проводится работа по формированию медицинского этапа реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в рамках подпрограммы "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" государственной программы развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 года N 185, завершение которой планируется в 2020 году. На 2017 год в рамках вышеуказанной подпрограммы предусмотрено 54508,8 тыс. рублей, в том числе 47930,5 тыс. рублей средства Территориального фонда медицинского страхования Республики Мордовия, 6578,3 тыс. рублей средства республиканского бюджета Республики Мордовия.
В большинстве учреждений здравоохранения организованы пункты льготного отпуска лекарств инвалидам и другим маломобильным группам населения непосредственно в поликлиниках, используются выездные формы обслуживания инвалидов лекарствами в сельской местности, в Министерстве здравоохранения Республики Мордовия работает "горячая линия". Таким образом, в Республике Мордовия создана технологичная система оказания почти полного спектра медицинских услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения. В случае необходимости оказания высокотехнологичной помощи инвалиды направляются в федеральные центры. Для всех нуждающихся инвалидов и других маломобильных групп населения разрабатываются индивидуальные программы реабилитации на получение средств реабилитации.
В рамках Программы планируется создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспечение им лучшего доступа к медицинским объектам как в стационарных, так и в поликлинических условиях.