ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 года N 185
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 февраля 2019 года на основании Постановления Правительства РМ от 31.01.2019 N 44.
____________________________________________________________________
(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 24.02.2014 N 81, от 04.08.2014 N 369, от 19.01.2015 N 36, от 25.05.2015 N 303, от 20.07.2015 N 430, от 15.02.2016 N 75, от 07.12.2016 N 598, от 30.12.2016 N 668, от 13.01.2017 N 7, от 14.02.2018 N 63, от 03.07.2018 N 361)
В целях улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи населению Правительство Республики Мордовия постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.07.2018 N 361)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Министерству здравоохранения Республики Мордовия:
совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, указанными в Программе, обеспечить реализацию мероприятий Программы в установленные сроки;
обеспечить достижение целевых показателей и индикаторов, определенных в Программе;
представлять в сроки, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации, информацию (отчеты) о ходе выполнения мероприятий Программы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 24.02.2014 N 81, от 04.08.2014 N 369, от 19.01.2015 N 36, от 25.05.2015 N 303, от 20.07.2015 N 430, от 15.02.2016 N 75, от 07.12.2016 N 598, от 30.12.2016 N 668, от 13.01.2017 N 7, от 14.02.2018 N 63, от 03.07.2018 N 361)
Наименование программы | Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) |
Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668 | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668) | |
Участники государственной программы | Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668; Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия; Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 14.02.2018 N 63; Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 14.02.2018 N 63; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия |
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668, от 14.02.2018 N 63) | |
Цели государственной программы | целью государственной программы является совершенствование системы охраны здоровья граждан для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668) | |
Задачи государственной программы | задачи государственной программы: |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668) | |
Важнейшие целевые показатели государственной программы | смертность от всех причин: 2013 год - 14,8 на 1000 населения; 2014 год - 14,3 на 1000 населения; 2015 год - 14,1 на 1000 населения; 2016 год - 14,1 на 1000 населения; 2017 год - 13,7 на 1000 населения; 2018 год - 13,6 на 1000 населения; 2019 год - 13,5 на 1000 населения; 2020 год - 13,4 на 1000 населения; материнская смертность: 2013 год - 0 случаев на 100 тыс. населения; 2014 год - 12,3 случаев на 100 тыс. населения; 2015 год - 0 случаев на 100 тыс. населения; 2016 год - 12,6 случаев на 100 тыс. населения; 2017 год - 0 случаев на 100 тыс. населения; 2018 год - 13,0 случаев на 100 тыс. населения; 2019 год - 13,0 случаев на 100 тыс. населения; 2020 год - 13,0 случаев на 100 тыс. населения; младенческая смертность: 2013 год - 7,4 случаев на 1000 родившихся живыми; 2014 год - 6,0 случаев на 1000 родившихся живыми; 2015 год - 4,4 случаев на 1000 родившихся живыми; 2016 год - 4,5 случаев на 1000 родившихся живыми; 2017 год - 5,0 случаев на 1000 родившихся живыми; 2018 год - 4,7 случаев на 1000 родившихся живыми; 2019 год - 4,6 случаев на 1000 родившихся живыми; 2020 год - 4,5 случаев на 1000 родившихся живыми; смертность от болезней системы кровообращения: 2013 год - 668,9 на 100 тыс. населения; 2014 год - 556,2 на 100 тыс. населения; 2015 год - 444,3 на 100 тыс. населения; 2016 год - 429,7 на 100 тыс. населения; 2017 год - 426,5 на 100 тыс. населения; 2018 год - 422,8 на 100 тыс. населения; 2019 год - 418,7 на 100 тыс. населения; 2020 год - 416,1 на 100 тыс. населения; смертность от дорожно-транспортных происшествий: 2013 год - 16,9 на 100 тыс. населения; 2014 год - 13,2 на 100 тыс. населения; 2015 год - 14,7 на 100 тыс. населения; 2016 год - 14,9 на 100 тыс. населения; 2017 год - 14,8 на 100 тыс. населения; 2018 год - 14,5 на 100 тыс. населения; 2019 год - 14,3 на 100 тыс. населения; 2020 год - 14,1 на 100 тыс. населения; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных новообразований): 2013 год - 184,1 на 100 тыс. населения; 2014 год - 187,5 на 100 тыс. населения; 2015 год - 185,4 на 100 тыс. населения; 2016 год - 174,4 на 100 тыс. населения; 2017 год - 173,0 на 100 тыс. населения; 2018 год - 180,0 на 100 тыс. населения; 2019 год - 180,0 на 100 тыс. населения; 2020 год - 178,3 на 100 тыс. населения; смертность от туберкулеза: 2013 год - 4,8 на 100 тыс. населения; 2014 год - 4,1 на 100 тыс. населения; 2015 год - 3,8 на 100 тыс. населения; 2016 год - 3,1 на 100 тыс. населения; 2017 год - 3,0 на 100 тыс. населения; 2018 год - 2,9 на 100 тыс. населения; 2019 год - 2,8 на 100 тыс. населения; 2020 год - 2,8 на 100 тыс. населения; потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь): 2013 год - 7,0 литра на душу населения в год; 2014 год - 6,5 литра на душу населения в год; 2015 год - 6,5 литра на душу населения в год; 2016 год - 6,3 литра на душу населения в год; 2017 год - 6,2 литра на душу населения в год; 2018 год - 6,0 литра на душу населения в год; 2019 год - 5,8 литра на душу населения в год; 2020 год - 5,7 литра на душу населения в год; распространенность потребления табака среди взрослого населения: 2013 год - 38,0 процента; 2014 год - 35,0 процента; 2015 год - 32,0 процента; 2016 год - 30,0 процента; 2017 год - 28,0 процента; 2018 год - 25,0 процента; 2019 год - 23,3 процента; 2020 год - 21,8 процента; распространенность потребления табака среди детей и подростков: 2013 год - 11,7 процента; 2014 год - 11,5 процента; 2015 год - 11,3 процента; 2016 год - 11,0 процента; 2017 год - 10,7 процента; 2018 год - 10,5 процента; 2019 год - 10,3 процента; 2020 год - 9,0 процента; заболеваемость туберкулезом: обеспеченность врачами: 2013 год - 44,4 на 10 тыс. населения; 2014 год - 45,0 на 10 тыс. населения; 2015 год - 44,9 на 10 тыс. населения; 2016 год - 44,4 на 10 тыс. населения; 2017 год - 43,4 на 10 тыс. населения; 2018 год - 46,5 на 10 тыс. населения; 2019 год - 44,4 на 10 тыс. населения; 2020 год - 41,4 на 10 тыс. населения; соотношение врачей и среднего медицинского персонала: 2013 год - 1/2,4; 2014 год - 1/2,5; 2015 год - 1/2,6; 2016 год - 1/2,7; 2017 год - 1/2,8; 2018 год - 1/3,0; 2019 год - 1/2,8; 2020 год - 1/2,9; соотношение заработной платы врачей и работников, медицинских организаций Республики Мордовия, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия: 2013 год - 138,7 процента; 2014 год - 132,1 процента; 2015 год - 147,7 процента; 2016 год - 162,1 процента; 2017 год - 167,9 процента; 2018 год - 200,0 процента; 2019 год - 200,0 процента; 2020 год - 200,0 процента; соотношение заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала медицинских организаций Республики Мордовия к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия: 2013 год - 78,6 процента; 2014 год - 76,8 процента; 2015 год - 85,7 процента; 2016 год - 91,6 процента; 2017 год - 90,7 процента; 2018 год - 100,0 процента; 2019 год - 100,0 процента; 2020 год - 100,0 процента; соотношение заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) медицинских организаций Республики Мордовия к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия: 2013 год - 50,5 процента; 2014 год - 51,7 процента; 2015 год - 57,0 процента; 2016 год - 61,4 процента; 2017 год - 69,0 процента; 2018 год - 100,0 процента; 2019 год - 100,0 процента; 2020 год - 100,0 процента; ожидаемая продолжительность жизни при рождении: 2013 год - 71,0 лет; 2014 год - 71,8 лет; 2015 год - 72,4 лет; 2016 год - 72,9 лет; 2017 год - 72,7 лет; 2018 год - 73,0 лет; 2019 год - 74,0 лет; 2020 год - 75,3 лет. |
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 14.02.2018 N 63, от 03.07.2018 N 361) | |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Программа реализуется в два этапа: |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668) | |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; |
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 24.02.2014 N 81, от 30.12.2016 N 668) | |
Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668 | |
Объемы финансового обеспечения государственной программы | общий объем финансирования Программы в 2013 - 2020 годах составит 79300246,9 тыс. руб., в том числе по годам: |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.07.2018 N 361) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | снижение показателя общей смертности до 13,4 на 1000 населения; |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.07.2018 N 361) | |
Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668 |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в сфере реализации Программы.
Программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы направлена на дальнейшее эффективное развитие отрасли.
Население Мордовии на 1 января 2012 г. - 825,5 тыс. человек. Городские жители составляют ориентировочно 61% от общего населения республики.
Доля детей в возрасте от 0 до 17 лет составляет 16,6 процента.
Медицинскую помощь населению республики на начало 2012 года оказывали:
Республиканские больницы - 6, детская республиканская больница - 1, госпиталь - 1, инфекционная больница - 1, офтальмологическая больница - 1, больницы восстановительного лечения - 2, центральные районные больницы - 22, участковые больницы - 2, перинатальный центр - 1, родильный дом - 1, психиатрическая больница - 1, диспансеры - 6, амбулаторно-поликлинические учреждения - 13, стоматологические поликлиники - 5.
В 2012 году в Республике Мордовия родившихся живыми 8168 человек, что на 276 человек больше в сравнении с 2011 годом. Показатель рождаемости в 2012 году составил 9,9 на 1000 населения, что на 12,1% больше, чем в 2006 году - 8,7 (по Российской Федерации - на 21,2%).
В 2012 году в республике зарегистрировано 11859 умерших, по сравнению с предыдущим годом меньше на 451 человека. Показатель общей смертности в 2012 году составил 14,4 на 1000 населения. Величина показателя общей смертности населения республики выше, чем в среднем по Российской Федерации на 0,9%.
С 2006 по 2012 год смертность населения Республики Мордовия снизилась на 11,6% - с 16,3 до 14,4 на 1000 населения.
Основными причинами смерти населения по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (51,9% от общего числа умерших), на втором месте - онкологические заболевания (12,4%), внешние причины на третьем месте - 9,3%.
Наилучшие показатели по снижению смертности населения получены по заболеваниям, активная борьба с которыми началась в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье":
показатель смертности от болезней кровообращения с 2006 года снизился на 23,3% (с 877,5 на 100 тыс. населения в 2006 г. до 711,6 - в 2012 г.);
от злокачественных новообразований по сравнению с 2010 годом на 20,5% (в 2010 г. - 207,2 на 100 тыс. населения, в 2012 г. - 172,0).
Однако в 2012 году отмечен рост показателя смертности от всех видов дорожных травм, который составил 14,7 случая на 100 тыс. населения.
Показатель младенческой смертности за последние десять лет регистрировался стабильно ниже, чем в Российской Федерации (на 1 января 2012 г. - 5,2 на 1000 населения, что на 17% ниже результата 2010 г.); в Российской Федерации - 7,3 на 1000 детей, родившихся живыми, Приволжский округ - 6,3 (3-е место в Приволжском федеральном округе).
С 1 января 2012 года Республика Мордовия, как и Россия в целом, перешла на новые медицинские критерии подсчета рождения, что дало повышение показателя младенческой смертности. За 2012 г. показатель младенческой смертности составил 8,1 на 1000 населения, что на 8% ниже Российского показателя (Российская Федерация - 8,8). Рост младенческой смертности обусловлен высокой смертностью новорожденных с очень низкой массой тела (от 1000 г. - 1500 г.) и экстремально низкой массой тела (от 500 г. до 999 г.).
Наблюдаемые в последние годы прирост рождаемости и уменьшение смертности обусловили благоприятную тенденцию уменьшения коэффициента естественной убыли населения республики. За период с 2006 по 2012 год показатель естественной убыли уменьшился с -7,6 до -4,5 на 1000 населения (Российская Федерация - с -4,8 до -0,9).
Улучшение социально-экономических условий жизни в республике, эффективная деятельность органов здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, во многом обусловили благоприятные изменения медико-демографической ситуации, вследствие чего произошло увеличение показателя средней продолжительности жизни в 2012 году, по сравнению с 2006 годом: у мужчин - с 61,55 до 62,99 и у женщин - с 74,26 до 76,67 лет.
Показатели общей заболеваемости взрослых в 2012 г. свидетельствуют о том, что каждый среднестатистический взрослый ежегодно обращается за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, где у него регистрируется в среднем около двух заболеваний.
У взрослого населения на первом месте регистрируются заболевания органов кровообращения - 17,9%, второе место занимают болезни органов дыхания - 12,0%, на третьем месте - болезни костно-мышечной системы - 8,7%. Заболеваемость детей в последние годы остается на высоком уровне и составляет 2167 на 1000 детского населения, у каждого ребенка до 14 лет включительно ежегодно регистрируется 2,1 заболеваний, 74,1% из которых выявляются впервые. Чаще у детей регистрируются болезни органов дыхания (в 49,3% случаев). Заболевания органов пищеварения у детей занимают второе место в нозологической структуре - 7,9%, заболевания глаз - третье (5,7%), травмы - 3,0%.
В ходе реализации мероприятий по развитию здравоохранения республики для обеспечения доступности медицинской помощи населению планируется увеличение количества общеврачебных практик, расширение работы выездных бригад и оптимизации маршрутизации населения по зоне ответственности медицинских организаций.
В целях приближения медицинской помощи жителям села организуются телемедицинские абонентские пункты во всех центральных районных больницах.
В период до 2020 года планируется продолжение реформирования инфраструктуры здравоохранения и приведение в соответствие с численностью и составом населения, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории республики.
Целесообразность использования программно-целевого метода для развития здравоохранения Республики Мордовия обусловлена рядом следующих объективных причин:
сложностью и многообразием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при различных заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимостью выполнения инвестиционных проектов;
потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, включая общественные объединения.
2. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Решение проблемы снижения заболеваемости, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни программными средствами будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия дополняется финансированием за счет средств из внебюджетных источников. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач в области охраны здоровья населения Республики Мордовия.
Программа не предусматривает существенного изменения объемов финансирования деятельности заинтересованных исполнительных органов государственной власти, можно считать ее не чувствительной к основным категориям рисков.
Однако при реализации Программы возможен финансовый риск, связанный с неполным или несвоевременным финансированием Программы, что повлечет невыполнение мероприятий в запланированные сроки. Вместе с тем влияние этого фактора на объемы оказания бюджетных услуг в среднесрочной перспективе будет несущественно.
При решении проблемы заболеваемости социально значимыми заболеваниями программно-целевым методом возможны 3 варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.
Реализация Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.
Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема.
При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости социально значимыми заболеваниями, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования.
Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные проекты и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает изменения принципов реализации Программы. Однако реализация Программы сопряжена с риском разобщенности мероприятий по обеспечению единой политики в области оказания медико-социальной помощи при социально значимых заболеваниях и, как следствие, неполного достижения целей.
Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.