БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРИКАЗ

от 2 августа 2016 года N 85-мпр

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 2 августа 2016 года N 11-мпр

МИНИСТЕРСТВО ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 2 августа 2016 года N 111-мпр

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 2 августа 2016 года N 55-мпр


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА



В соответствии с Концепцией развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, частью 6 статьи 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, Положением о министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года N 688-пп, Положением о министерстве по молодежной политике Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 16 марта 2016 года N 131-пп, Положением о министерстве сельского хозяйства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 389/168-пп, приказываем:

1. Утвердить Концепцию развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года (прилагается).

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.

Министр образования
Иркутской области
В.В.ПЕРЕГУДОВА


Министр труда и занятости
Иркутской области
Н.В.ВОРОНЦОВА


Министр по молодежной политике
Иркутской области
А.К.ПОПОВ


Министр сельского хозяйства
Иркутской области
И.П.СУМАРОКОВ




Утверждена
приказом министерства образования
Иркутской области
N 85-мпр и
министерства труда и занятости
Иркутской области
N 11-мпр и
министерства по молодежной политике
Иркутской области
N 111-мпр и
министерства сельского хозяйства
Иркутской области
N 55-мпр
от 2 августа 2016 года

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в рамках Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп.

Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - центральное звено в подготовке кадров для новой экономики. По данным исследований, осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе и в наиболее сложных ситуациях, требующих от него организации самозанятости. Таким образом, развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи будет способствовать повышению качества трудовых ресурсов Иркутской области и ее экономическому росту.

Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с действующим законодательством, приоритетами государственной и региональной политики, а также с учетом социально-экономических особенностей Иркутской области, определяются цели, принципы, направления и механизмы, обеспечивающие развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи региона на период до 2020 года.

Концепция является стратегическим документом по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области, обеспечивающей оптимальное использование образовательно-производственных ресурсов региона на основе механизмов межведомственного взаимодействия, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия. Органы исполнительной власти Иркутской области, органы местного самоуправления и организации руководствуются настоящей Концепцией при организации и проведении работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.

Концепция разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:

1) Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2) Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

4) государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295, в части поддержки региональных программ модернизации профессионального образования;

5) комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р, в рамках мероприятия 13 - "Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии";

6) плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 366-р;

7) Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 92;

8) федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденного приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 380н;

9) Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783;

10) Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 N ПК-5вн);

11) Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп;

12) Инвестиционной стратегии Иркутской области до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 28 августа 2014 года N 701-рп;

13) государственной программы Иркутской области "Молодежная политика" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 447-пп;

14) ведомственной целевой программы Иркутской области "Модернизация профессионального образования" на 2014 - 2018 годы, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 96-мпр;

15) Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области N 85-мпр и приказом министерства сельского хозяйства Иркутской области N 61-мпр от 18 июля 2014 года.

Научно-методическую основу настоящей Концепции составляют:

Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования", протокол от 14 декабря 2015 года N 9);

Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015 - 2020 годы (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования", протокол от 14 декабря 2015 года N 9).

Основные понятия и термины:

Человеческий потенциал - накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и гражданской активности, реализуемый в производственной, социальной, культурной и других сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей. Будучи включенным в систему общественного производства, человеческий потенциал становится трудовым потенциалом.

Человеческий капитал - накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания, навыки, компетенции, которые способны приносить отдачу в трудовом процессе в виде высоких результатов труда, успешной карьеры и высоких заработков.

Профессиональное самоопределение - процесс и результат формирования у человека готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального профессионально-образовательного маршрута и последующей профессионально-карьерной траектории, осуществляя последовательную серию профессионально-образовательных и профессионально-карьерных выборов.

Профессионально-карьерная траектория - профессиональный путь человека, на котором он самостоятельно, осознанно и ответственно осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности и освоение соответствующих социальных и трудовых ролей, что обеспечивает его адекватную самореализацию.

Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи - система работы по созданию организационно-управленческих и психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество и результативность процесса профессионального самоопределения в контексте общего личностного развития и социализации детей и молодежи. Процесс системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи составляет ядро образовательной подготовки детей и молодежи к профессиональному выбору, нацеленной на формирование определенного набора профориентационно значимых компетенций.

Система сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи - институциональные субъекты (органы государственной власти Иркутской области и местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, образовательные и специализированные организации, организации здравоохранения, культуры, работодатели и их объединения и другие), реализующие согласованную деятельность по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи на основе соответствующего нормативно-правового и программно-методического обеспечения.

Профессиональная ориентация - научно обоснованная система действий по сопровождению профессионального самоопределения на всех уровнях его реализации; неотъемлемый элемент кадровой политики области и часть двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

Глава 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ


Глобальные тренды в сфере труда и профессий, играющие роль рамочных условий и "внешних вызовов" для процесса сопровождения профессионального самоопределения:

глобализация производств и экономической сферы в целом;

резкое повышение темпов развития техники и технологий в смене технологических укладов, что обостряет требования к уровню профессиональной подготовленности и качеству профессионального самоопределения работников;

дифференциация трудовых (рыночных) ролей (наемный работник, человек служения, предприниматель, фрилансер, инвестор, безработный) и возможность относительно свободного выбора любой из них;

перераспределение занятости между сферой производства и сферой услуг в пользу последней;

скачкообразный рост динамики профессиональной мобильности (горизонтальной и вертикальной, межпрофессиональной и территориальной), что обусловливает непрерывность процесса профессионального самоопределения человека на протяжении всей жизни и неоднократность его профессионального выбора;

повышение роли мотивационно-психологической составляющей как фактора производительности труда, при этом центральным условием высокой профессионально-трудовой мотивации любого работника выступают самостоятельность и осмысленность его профессионального выбора;

повышение роли общих компетенций ("soft skills") относительно профессиональных компетенций ("hard skills") в структуре профессиональной компетентности работника, что обусловлено ростом интеллектуальной и организационно-коммуникативной составляющих в структуре профессиональных функций по различным профессиям;

формирование и распространение модели "постиндустриального самоопределения" (формирование индивидуального набора профессиональных компетенций и создание рабочего места "под себя");

понимание профессиональной ориентации как помощи человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования своей профессионально-карьерной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Центральным фактором развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области выступает рост потребности всех субъектов указанной системы в результатах ее деятельности.

Основные проблемы в сфере профессионального самоопределения Иркутской области:

Общие проблемы, характеризующие современное состояние целевой сферы в Российской Федерации:

отсутствие целостной государственной кадровой политики и государственной координации в сфере профессионального самоопределения детей и молодежи и связанная с этим высокая ведомственная разобщенность;

непреодоленные последствия деиндустриализации 90-х годов двадцатого века, выраженные, в том числе, в сохранении депрессивного характера функционирования отдельных отраслей промышленности, предприятий, населенных пунктов и районов;

недостаточная эффективность среднего профессионального и высшего образования, слабая связь соответствующих образовательных организаций и образовательных программ с актуальными потребностями экономики;

распространенность социальных мифов и предрассудков о мире труда и профессий, "вузоцентризм", неготовность воспринимать детей и молодежь в качестве субъектов рынка труда;

противоречивость в интересах различных субъектов, вовлеченных в процессы профессионального самоопределения и его сопровождения (базовое противоречие - между интересами экономической сферы и интересами самоопределяющейся личности);