ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 марта 2014 года N 239-рп


Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года

(с изменениями на 7 декабря 2018 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 07.12.2018 N 956-рп)




В соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 7 февраля 2014 года N 9-р "Об утверждении Перечня поручений по реализации Послания Губернатора Иркутской области о положении дел в Иркутской области и основных направлениях областной государственной политики от 30 января 2014 года", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области:


1. Утвердить Концепцию развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).


2. Министерству труда и занятости Иркутской области (Воронцова Н.В.) в срок до 1 июня 2014 года утвердить комплекс мероприятий по реализации Концепции в 2014 году и обеспечить подготовку комплекса мероприятий на последующий период до 2020 года.


3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.



Губернатор
Иркутской области
С.В.ЕРОЩЕНКО



Утверждена
распоряжением
Правительства Иркутской области
от 31 марта 2014 года
N 239-рп



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 07.12.2018 N 956-рп)




Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Концепция развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные направления государственной политики по созданию условий для развития кадрового потенциала региона на долгосрочную перспективу.


В Концепции определены цели, задачи, состояние кадрового потенциала Иркутской области, проблемы, принципы и направления развития кадрового потенциала Иркутской области.


2. Кадровый потенциал Иркутской области представляет собой совокупность трудовых и интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих достижение целей перспективного социально-экономического развития региона.


3. Создание необходимых условий для развития кадрового потенциала Иркутской области осуществляется путем взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области (далее - государство), образовательных организаций и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области (далее - работодатели).


В рамках решения кадровых проблем, накопления и рационального использования кадрового потенциала Иркутской области в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы государство, образовательные организации и работодатели действуют совместно, имея общее понимание целей и направлений сотрудничества.



Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


4. Концепция развития кадрового потенциала Иркутской области разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".


5. Целью Концепции является создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих экономику и социальную сферу Иркутской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами.


6. Достижение цели предполагает выполнение следующих задач:


1) определение потребности в кадрах для экономики и социальной сферы Иркутской области через формирование системы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах;


2) организация профессиональной ориентации выпускников школ, молодежи и незанятого населения, учитывающей потребности экономики и социальной сферы региона и способствующей своевременному, осознанному выбору профессии, организации профессионального образования, последующему трудоустройству и профессиональной адаптации;


3) повышение престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования, популяризация востребованных рабочих профессий, технических направлений подготовки и перспективных специальностей;


4) привлечение и закрепление квалифицированных специалистов в местности, где наблюдается дефицит работников по отдельным специальностям и профессиям, в том числе в сельскую местность и отдаленные районы Иркутской области;


5) формирование системы непрерывного профессионального образования и развития карьеры;


6) обеспечение условий для взаимодействия работодателей и образовательных организаций;


7) создание и развитие эффективной системы информирования граждан по вопросам развития кадрового потенциала региона.


Для решения этих задач требуется развитие существующих подходов к подготовке кадров для различных секторов экономики и социальной сферы Иркутской области.


7. Развитие кадрового потенциала Иркутской области осуществляется на принципах взаимовыгодного сотрудничества государства, образовательных организаций и работодателей.



Глава 3. СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


8. Кадровая обеспеченность предприятий и организаций Иркутской области.


В 2012 году среднесписочная численность работников в целом по Иркутской области составила 797,3 тыс. человек, что на 2,5 тыс. человек, или на 0,3%, выше, чем в 2006 году. При этом общая численность работников была подвержена значительным колебаниям. В 2008 году на пике экономической активности среднесписочная численность работников в регионе составляла 814,5 тыс. человек, в 2011 году в период завершения оптимизационных процессов - 787,8 тыс. человек.


Основная часть работников задействована в промышленности, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, оптовой и розничной торговле. Наименьшее количество работников в рыболовстве, рыбоводстве.



Среднесписочная численность работников организаций Иркутской области по видам экономической деятельности за 2006 - 2012 годы



     (человек)

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего по экономике

794786

806265

814467

805598

788916

787789

797321

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

51703

46320

40534

39318

37719

32327

32084

Рыболовство, рыбоводство

130

77

61

44

39

65

60

Добыча полезных ископаемых

18633

18624

19076

19355

19405

21844

23826

Обрабатывающие производства

122435

125100

122738

117774

115107

113585

112340

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

36867

37002

37754

37232

36055

38217

37815

Строительство

33521

46013

48237

45108

42368

45735

46221

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

55308

59538

65908

72286

69633

71737

79407

Гостиницы и рестораны

9552

9951

10502

11781

12495

12518

12087

Транспорт и связь

98076

84941

84889

75674

73720

75313

75494

Финансовая деятельность

12735

14087

14731

13565

13122

13797

14307

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

54952

60398

64959

68880

68380

69376

74540

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

67301

70064

72368

74931

74754

72720

71115

Образование

122943

123672

122963

120589

116959

113500

111242

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

82690

83655

82597

81959

81503

80547

79994

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

27933

26823

27149

27102

27658

26511

26797


По виду деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" сохраняется устойчивая тенденция сокращения занятости, в целом за 7 лет численность работников снизилась на 19619 человек, или 38%, что прежде всего обусловлено низкой рентабельностью, уровнем оплаты труда в сравнении с другими отраслями и менее привлекательными условиями работы в сельской местности.


В промышленности изменения были крайне неоднородны и складывались под влиянием различных факторов. На ряде промышленных предприятий прошла модернизация производства, позволившая снизить трудоемкость, увеличить производительность труда и, как следствие, сократить численность работников. Наряду с этим была характерна тенденция снижения численности работников в связи с закрытием отдельных производств, а также проводимыми на промышленных предприятиях мероприятиями по оптимизации численности персонала, выводу из структуры предприятий вспомогательных и обслуживающих подразделений. Главным образом это коснулось отраслей обрабатывающих производств, где численность работников в 2012 году сократилась по сравнению с 2006 годом на 8,3%, или на 10,1 тыс. человек.


Для сферы добычи полезных ископаемых был характерен рост численности работников (в 2012 году рост составил 5,2 тыс. человек, или 27,9% по отношению к 2006 году), обусловленный реализацией крупных инвестиционных проектов, в том числе по освоению нефтегазовых и золоторудных месторождений на севере региона, требующих привлечения дополнительных трудовых ресурсов. По виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в 2012 году по отношению к 2006 году численность работников выросла на 948 человек, или 2,5%. Вместе с тем рост занятости в данных промышленных видах деятельности не компенсировал снижения в обрабатывающих производствах, в результате численность работников в промышленном секторе сократилась на 4 тыс. человек, или 2,2%.


Значительно сократилась численность работников по виду деятельности "транспорт и связь" (в 2012 году по сравнению с 2006 годом на 23,0%, или на 22,6 тыс. человек). На занятость в данном виде деятельности значительное влияние оказало снижение объемов перевозок, грузооборота предприятий транспорта, сокращение численности и перевод на аутсорсинг ряда услуг в сфере железнодорожного транспорта.


В отраслях социальной сферы за период 2006 - 2012 годов также произошло сокращение численности работников. Наибольшее снижение отмечено в сфере образования Иркутской области (в 2012 году по сравнению с 2006 годом на 9,5%, или на 11,7 тыс. человек), что обусловлено проводимыми мероприятиями, направленными на повышение эффективности оказания государственных услуг, сопровождаемыми реорганизацией сети организаций и оптимизацией численности работников.


Одновременно с этим данный период был отмечен ростом занятости в других секторах, в первую очередь связанных с оказанием услуг населению (оптовая и розничная торговля; гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом и др.).


Путем перераспределения работников между отраслями изменилась структура занятого населения. В общей численности значительно снизилась доля работников в таких отраслях, как транспорт и связь (с 12,3% в 2006 году до 9,5% в 2012 году), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (с 6,5% до 4,0%), образование (с 15,5 до 14%), обрабатывающие производства (с 15,4% до 14,1%). В свою очередь существенно увеличилась доля работников в сфере оптовой и розничной торговли (с 7,0% в 2006 году до 10,0% в 2012 году), операций с недвижимым имуществом (с 6,9% до 9,3%), строительства (с 4,2% до 5,8%).


Профессиональную структуру занятости можно поделить на 3 основные группы работников: с высокой профессиональной квалификацией (руководители, специалисты высшего и среднего уровня квалификации), средней (квалифицированные рабочие, работники сферы обслуживания и занятые подготовкой информации) и низкой (полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие).


По данным обследования Иркутскстата, по состоянию на 31 октября 2012 года доля работников с высокой профессиональной квалификацией составила 42,5%, средней - 27,4% и низкой - 30,1%. По сравнению с аналогичным обследованием, проведенным по состоянию на 31 октября 2008 года (обследование проводилось впервые), доля работников с высокой профессиональной квалификацией увеличилась на 1,2 процентных пункта, в свою очередь доля работников с низкой профессиональной квалификацией снизилась на 1,2 процентных пункта, средняя осталась без изменений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»