Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 августа 2014 года N 701-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу со 02.03.2023 на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 02.03.2023 N 131-рп.
____________________________________________________________________


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", пунктом 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 января 2013 года N Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года, в целях внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Иркутской области, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области:

1. Утвердить Инвестиционную стратегию Иркутской области на период до 2025 года (далее - Инвестиционная стратегия) (прилагается).

2. Министерству экономического развития Иркутской области (Ким Р.Э.) обеспечить координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по реализации Инвестиционной стратегии и достижению ее целевых показателей.

Губернатор
Иркутской области
С.В.ЕРОЩЕНКО






Утверждена
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 28 августа 2014 года N 701-рп

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность разработки Инвестиционной стратегии Иркутской области на период до 2025 года (далее - Инвестиционная стратегия) обусловлена необходимостью увеличения темпов роста объема инвестиций и качественного изменения их структуры.

Иркутская область является опорной территорией в развитии Дальнего Востока и Байкальского региона.

Область лидирует в лесопромышленном комплексе России, гидроэнергетике, производстве алюминия, полимеров, нефтепродуктов, добыче золота, обладает значительными запасами минеральных, гидроэнергетических и лесных ресурсов.

В силу своего месторасположения регион выполняет транзитную и связующую функции для западных и восточных частей страны. В Иркутской области имеется и активно развиваются межрегиональная транспортная, энергетическая, промышленная инфраструктуры. Так, в регионе сохранена и функционирует сеть социально значимых аэропортов, работает с перевозчиками Восточной Сибири и Дальнего Востока центр технического обслуживания и ремонта воздушных судов. По территории области проходят Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, федеральные автомобильные магистрали М-53 "Сибирь" и М-55 "Байкал".

Важность развития инвестиционного потенциала области отражена в документах стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области, в частности, в Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р (далее - Концепция). Стратегия сформирована в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий развития отраслей Российской Федерации, учитывает прогнозные перспективы и тенденции развития экономики Российской Федерации, положения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

В регионе сформированы основные элементы системы инвестиций: создана нормативно-правовая база в сфере инвестиционной деятельности, действует ряд элементов инвестиционной и инновационной инфраструктуры, принята государственная программа в сфере инвестиций и инноваций, применяются эффективно действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, расширяется их перечень, что находит отражение в постепенном улучшении позиций области в рейтингах инвестиционной активности регионов.

На современном этапе инвестиционная политика области во многом связана с планомерной реализацией требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года (далее - Стандарт АСИ). В первом полугодии 2014 года приняты выполненными 14 из 15 пунктов Стандарта АСИ. Инвестиционная стратегия (пункт 15 Стандарта АСИ) ориентирована, прежде всего, на действующих и потенциальных инвесторов, однако в то же время учитывает интересы всех общественных групп: населения, бизнес-сообщества, общественных институтов, органов государственной власти и местного самоуправления.

Необходимость разработки Инвестиционной стратегии вызвана комплексным характером проблем, затрудняющих развитие инвестиционного потенциала области: отток квалифицированных трудовых ресурсов, изношенность основных фондов и инфраструктуры, ориентированность областной экономики на добычу и экспорт ресурсов, а не на создание продуктов с высокой добавочной стоимостью, низкая инновационность выпускаемой продукции и ряд других. В контексте общемировой экономической и политической ситуации целесообразным становится углубление сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с Южной Кореей и Китаем, что является окном новых возможностей для областной экономики. Масштабная модернизация Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и строительство магистрального газопровода "Сила Сибири" станут импульсом развития экономики Иркутской области, как и всей восточной части страны.

Раздел 1. ТЕКУЩЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


 1.1. Краткая характеристика Иркутской области и ее конкурентных преимуществ


Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке Иркутской области - озеро Байкал. Общая площадь Иркутской области - 775 тыс. кв. км (4,6% площади Российской Федерации). Ее протяженность с запада на восток равна 1,5 тыс. км и с севера на юг - 1,4 тыс. км. Иркутская область находится в самом центре материка и граничит с Республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Забайкальским краем и Республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с Республикой Тыва на юго-западе. Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа (СФО).

Иркутская область является крупным транспортным узлом на Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожной магистралях. Здесь расположено два международных аэропорта. Имеется развитое транспортное сообщение (автомобильные дороги, водный транспорт, авиалинии) как внутри Иркутской области, так и с другими субъектами Российской Федерации и странами Азии.

Энергосистема Иркутской области входит в состав Объединенной энергосистемы Сибири и включает в себя 15 действующих тепловых электростанций (ТЭЦ) и 4 гидроэлектростанции (ГЭС). Стоимость электроэнергии одна из самых низких в стране.

Иркутская область богата полезными ископаемыми. Здесь расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометалльная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн.

Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырье, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Иркутская область богата месторождениями нерудного сырья.

По запасам лесных ресурсов Иркутская область занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации. Покрытые лесной растительностью земли занимают 63 млн. га, или 83% территории. По объемам заготовки древесины Иркутская область занимает 1 место среди субъектов Российской Федерации. Запас древесины составляет 9,1 млрд. куб.м, из них 5 млрд. куб.м - спелые и перестойные насаждения.

В Иркутской области расположен крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, представленный тремя сотнями источников (многие из них используются в коммерческих целях в качестве питьевой воды). Воды минеральных целебных источников Иркутской области не уступают по своим качествам водам источников знаменитых здравниц Северного Кавказа.

Иркутская область обладает развитым промышленным комплексом и имеет весомую долю в общероссийских объемах производства продукции. Она обеспечивает 58% целлюлозы товарной, 25% каустической соды, 14% лесоматериалов, 6% пластмасс, 5% электроэнергии.


1.2. Текущее социально-экономическое положение


Анализ текущего социально-экономического положения Иркутской области демонстрирует наличие ряда факторов, характеризующих инвестиционные возможности и ограничения. К таким факторам следует, в том числе, отнести:

- высокий природно-ресурсный потенциал региона (из 1347 разведанных месторождений и самостоятельных участков полезных ископаемых в промышленной разработке в настоящий момент находится только около 24%);

- наличие дешевой электроэнергии (стоимость киловатта для производств на 2013 год 1,64 руб. при высоком напряжении; 2,46 руб. при низком напряжении);

- высокий уровень развития научно-образовательного потенциала (в Иркутской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 37 вузов и филиалов, из них 11 государственных и 5 негосударственных, 21 филиал; на территории региона ведут научную и исследовательскую деятельность 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов);

- относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов (средняя заработная плата в Иркутской области за 2013 год - 29050 руб. при средней заработной плате по России за тот же период - 29792 руб.);

- уникальные природные ресурсы для развития туризма и рекреации (главная достопримечательность области - озеро Байкал - крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро Земли, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО);

- формирование агломерации "Байкальский луч" с центром в г. Иркутске;

- увеличение доли добывающей и сокращение доли обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости (2005 - 2013 годы: с 3,8% до 23,4% и с 26,1% до 13% соответственно);

- снижение доли "недобывающих" отраслей в структуре ВРП: суммарная доля разделов A (сельское хозяйство), D (обрабатывающие производства), F (строительство), H (гостиницы), I (транспорт и связь), J (финансовая деятельность) в валовой добавленной стоимости в 2010 году составляла 52,5%, в 2011 году - 46,4%, а в 2012 году - 43,9%;

- сильная изношенность основных фондов и инфраструктуры: в обрабатывающих производствах - 51,8% (в среднем по СФО - 42,0%, по России - 43,4%);

- низкая конкурентоспособность предприятий: высокие удельные расходы сырья, материальных, энергетических ресурсов, низкая рентабельность активов;

- низкая инновационная активность: доля организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, - 6,9% в 2012 году (в среднем по СФО - 8,5%, по России - 10,3%), доля инновационной продукции - 1,5% в 2012 году (в среднем по СФО - 2,7%, по России - 8%);

- сырьевая ориентация экономики и зависимость от вертикально интегрированных структур: 49% налоговых доходов бюджета приходится на 10 крупнейших предприятий-налогоплательщиков, деятельность семи из которых относится к сырьевой сфере (нефть, золото, железная руда, древесина) и зависит от мировой конъюнктуры;

- слабое развитие малого и среднего предпринимательства (31 - 33 места из 39 регионов в рейтинге "ОПОРА России" за 2012 год), отставание по числу малых и средних предприятий - в 2012 году 103 при среднем по России 140 и среднем по СФО - 144 на 10 тыс. населения;

- миграционный отток: суммарные миграционные потери Иркутской области за 2005 - 2013 годы составили 55,5 тыс. человек. Миграционные потери в 2013 году равны 8,5 тыс. человек, что на 1,3 тыс. человек, или 17,8%, больше, чем в 2012 году. Из числа всех выехавших в 2013 году за пределы Иркутской области лица трудоспособного возраста составляли 85,8%, или 56,2 тыс. человек;

- слабое развитие системы государственно-частного партнерства (Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 165-оз "Об участии Иркутской области в государственно-частном партнерстве");

- диспропорции территориального развития: разрыв между муниципальными образованиями по уровню обеспеченности собственными бюджетными доходами на душу населения достигает 10 раз;

- наличие населенных пунктов с монопрофильной структурой экономики: города Байкальск, Саянск, Шелехов, Черемхово, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский и прочие;

- закрытие градообразующих предприятий в моногородах Байкальск и Усолье-Сибирское.

Инвестиционная привлекательность области в последние годы увеличивается. В 2012 году город Иркутск занял 10 место из 30 в рейтинге "Doing Business". В 2013 году Иркутская область вошла в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России по рейтингу "Эксперт РА".

По результатам оценки Международного рейтингового агентства "Standard & Poor's", долгосрочный рейтинг Иркутской области по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BB+", по национальной шкале - "ruAA+". Прогноз изменения рейтингов пересмотрен в июне 2014 года со "Стабильного" на "Негативный". В первую очередь это связано с необходимостью реализации решений, принятых на федеральном уровне. Правительство Иркутской области вынуждено в условиях сокращения налоговых доходов обеспечить рост социальных расходов, который первостепенно связан с повышением заработной платы работников бюджетной сферы. Необходимо отметить, что в результате решений Правительства Российской Федерации относительно налогового законодательства и Указов Президента Российской Федерации 2012 года у большинства субъектов Российской Федерации значительно ухудшились финансовые показатели, в связи с чем рейтинговыми агентствами были пересмотрены не только прогнозы по рейтингу, но и уровни кредитных рейтингов. Так, например, среди субъектов СФО уровень кредитного рейтинга снижен у Красноярского края (с "ВВ+" до "ВВ-"), у Томской области (с "ВВ" до "ВВ-"), кроме того, понижены кредитные рейтинги у г. Москва и г. Санкт-Петербург (с "ВВВ" до "ВВВ-").

Вместе с тем, как отмечают аналитики рейтингового агентства, при условии ограниченной гибкости в управлении бюджетом благоприятное влияние на уровень рейтинга Иркутской области оказывает невысокий объем государственного долга и "позитивные" показатели ликвидности.

Нормативные правовые акты Иркутской области предусматривают целый комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов и предпринимателей, предоставляются налоговые преференции, субсидии по различным направлениям деятельности, принят Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 165-оз "Об участии Иркутской области в государственно-частном партнерстве", введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. На территории создана специализированная организация по привлечению инвестиций - Корпорация развития Иркутской области, ответственная за работу с инвесторами в режиме "Одного окна", разработан Инвестиционный портал Иркутской области, созданы прямые каналы связи для инвесторов в целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов, действует Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Раздел 2. SWOT-АНАЛИЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Анализ экономики Иркутской области, стратегически важных ресурсов развития и оценка инвестиционной привлекательности позволили выявить следующие сильные и слабые стороны региона (Таблица 2.1).

Большое влияние на дальнейшее развитие региона оказывают факторы внешней среды (политические, экономические, технологические, социальные). Это факторы, которые несут в себе как дополнительные возможности для развития, так и потенциальные угрозы.



  Таблица 2.1. SWOT-анализ факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Иркутской области

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Природные, ресурсные, геополитические факторы

- высокий природно-ресурсный потенциал (руды черных и цветных металлов, уголь, калийная соль, гелий, нефть, газ, золото, редкие металлы, природный камень, лесные ресурсы и т.д.), в том числе наличие неосвоенных месторождений ресурсов;

- близость к Дальнему Востоку и странам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также к крупным городам СФО (Кемерово, Новосибирск, Томск, Красноярск)

- суровые климатические условия; территории вечной мерзлоты; высокая сейсмичность;

- ограниченность транспортно-логистической инфраструктуры;

- удаленность от европейских рынков;

- ограничения хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне озера Байкал;

- необходимость обязательного проведения государственной экологической экспертизы на любой объект или проект, планируемый в 200-км зоне от озера Байкал (в том числе города Иркутск, Ангарск, Шелехов, Черемхово, Свирск, Усолье-Сибирское, Качуг, Слюдянка, Байкальск);

- удорожание проектирования и строительства за счет высокой сейсмичности и наличия "вечной" мерзлоты

Производственно-экономические факторы

- значительный промышленный потенциал обрабатывающих производств (нефтегазохимия, фармацевтика, лесопереработка и т.д.);

- наличие высокого инвестиционного потенциала стратегических для региона обрабатывающих производств (производство строительных материалов, глубокая лесопереработка, нефтегазохимия) ввиду недостаточного их развития;

- высокий потенциал развития потребительского рынка по оси Иркутск, Ангарск, Братск (общая численность населения, проживающего в данных городах, превышает 1 млн. чел.)

- значительный износ основных фондов предприятий, объектов инженерной инфраструктуры;

- зависимость экономики от влияния вертикально интегрированных структур;

- повышенные по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами удельные расходы сырья, материальных, энергетических и трудовых ресурсов;

- неразвитость высокотехнологичных производств с высокой производительностью труда (технологическая отсталость);

- низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства;

- наличие моногородов, в том числе в которых закрываются градообразующие предприятия

Финансовые факторы

- развитость мер финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов, наличие инвестиционной инфраструктуры;

- резервы в сфере наращивания областного долга для целей поддержки региональной экономики и предоставления гарантий;

- реализация инвестиционных проектов федерального значения

- слабое развитие системы государственно-частного партнерства

Энергетические, инфраструктурные факторы

- низкая стоимость электроэнергии (стоимость киловатта на 2013 год для прочих потребителей (производство) 1,64 руб. на высоком напряжении; 2,46 руб. на низком напряжении)

- трудности присоединения к инженерным сетям в отдельных территориях;

- отсутствие на перспективных территориях точек подключения к инженерным сетям;

- неравномерное развитие энергетической инфраструктуры;

- высокая степень изношенности коммунальной (водо- и теплосети) и транспортной инфраструктуры

Научно-инновационные факторы

- высокий уровень развития научно-образовательного потенциала; лидерство в округе по числу созданных (разработанных) передовых технологий. Высокие показатели по подаче патентных заявок и выдаче патентов

- низкая степень использования научно-исследовательских разработок в интересах развития обрабатывающих отраслей региона;

- отсутствие инновационной инфраструктуры

Демографические и трудовые факторы

- естественный прирост населения;

- относительно низкая в сравнении с другими регионами стоимость трудовых ресурсов

- отток квалифицированных специалистов;

- приток квалифицированных работников из других регионов сдерживается неразвитостью социальной инфраструктуры и неконкурентной зарплатой;

- структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда

Туристско-рекреационные факторы

- уникальное природное наследие, позволяющее развивать туризм - познавательный, лечебно-оздоровительный, этнографический, экстремальный, горный и рекреацию (ОЭЗ "Ворота Байкала");

- наличие значительных запасов подземных вод, как минеральных (с минерализацией более 2 г/л), так и питьевых (до 1 г/л), суммарный водозабор из них пока не превышает 0,5% от возможного

- ограничения хозяйственной деятельности в зоне Байкала;

- низкая квалификация персонала отрасли;

- низкое качество туристической инфраструктуры (транспорт, гостиницы, общепит и т.д.);

- отсутствие брендов известных игроков на туристическом рынке региона (гостиниц, ресторанов и пр.), которые могли бы определять уровень и стандарты отрасли

Имиджевые факторы

- Иркутск занимает верхние позиции в рейтинге "Doing Business" (законодательство, связанное с регулированием бизнеса);

- снижение управленческих рисков за счет формирования имиджа стабильной власти (губернатор региона вошел в "группу А с гарантированным избранием" согласно "Индексу избираемости глав субъектов Российской Федерации");

- в 2013 году Иркутская область вошла в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России по рейтингу "Эксперт РА";

- реализация инвестиционных проектов федерального значения;

- формирование агломерации "Байкальский луч" с центром в г. Иркутске как одного из важнейших условий повышения глобальной конкурентоспособности региона

- отсутствие стратегии продвижения имидж-бренда Иркутской области

Возможности (O)

Угрозы (T)

Природные, ресурсные и геополитические факторы

- расширение кооперации России с Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, развитие ВЭД;

- подписание контракта на поставку газа между Россией и Китаем сроком на 30 лет;

- наличие крупных месторождений полезных ископаемых Иркутской области, находящихся в нераспределенном фонде недр

- ухудшение условий добычи минерально-сырьевых ресурсов, условий заготовки лесосырьевой базы;

- ухудшение внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации

Производственно-экономические факторы

- прогнозируемый рост потребления в азиатских странах, прежде всего в Китае;

- восстановление мировой конъюнктуры на основную, экспортируемую из Иркутской области продукцию;

- наличие свободных промышленных площадок (Greenfield, Brownfield) для размещения производств, в том числе в рамках промышленных (индустриальных) парков

- угроза экономической рецессии в странах - основных потенциальных иностранных инвесторах в экономику Иркутской области (Китай, Южная Корея);

- стагнация в российской экономике;

- возрастающая конкуренция между регионами России и зарубежными странами за инвестиции;

- угроза снижения объемов производства или остановки градообразующих предприятий в моногородах Иркутской области

Финансовые факторы

- участие в государственных программах Российской Федерации, привлечение средств институтов развития;

- развитие государственно-частного партнерства

- дефицит федерального бюджета, жесткая налогово-бюджетная политика;

- ухудшение финансового состояния финансово-кредитных учреждений;

- ухудшение условий заимствования на международных рынках капитала

Энергетические, инфраструктурные факторы

- реализация крупных инфраструктурных проектов на востоке России (модернизация Транссиба и БАМа, строительство газопровода "Сила Сибири" и др.);

- наличие свободных энергетических мощностей

- снижение уровня наполняемости региональных дорожных фондов

Научно-инновационные факторы

- технологическое отставание России от других стран, сдерживающее развитие обрабатывающих отраслей Иркутской области

Демографические и трудовые факторы

- привлечение квалифицированных специалистов из ближнего зарубежья

- сохранение отрицательного миграционного сальдо

Туристско-рекреационные факторы

- расширение границ ОЭЗ ТРТ "Ворота Байкала";

- развитие отношений в туристской сфере с Китаем

- рост конкуренции со стороны других регионов России за счет развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»