РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 августа 2014 года N 701-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу со 02.03.2023 на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 02.03.2023 N 131-рп.
____________________________________________________________________
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", пунктом 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 января 2013 года N Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года, в целях внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Иркутской области, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Иркутской области на период до 2025 года (далее - Инвестиционная стратегия) (прилагается).
2. Министерству экономического развития Иркутской области (Ким Р.Э.) обеспечить координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по реализации Инвестиционной стратегии и достижению ее целевых показателей.
Губернатор
Иркутской области
С.В.ЕРОЩЕНКО
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Актуальность разработки Инвестиционной стратегии Иркутской области на период до 2025 года (далее - Инвестиционная стратегия) обусловлена необходимостью увеличения темпов роста объема инвестиций и качественного изменения их структуры.
Иркутская область является опорной территорией в развитии Дальнего Востока и Байкальского региона.
Область лидирует в лесопромышленном комплексе России, гидроэнергетике, производстве алюминия, полимеров, нефтепродуктов, добыче золота, обладает значительными запасами минеральных, гидроэнергетических и лесных ресурсов.
В силу своего месторасположения регион выполняет транзитную и связующую функции для западных и восточных частей страны. В Иркутской области имеется и активно развиваются межрегиональная транспортная, энергетическая, промышленная инфраструктуры. Так, в регионе сохранена и функционирует сеть социально значимых аэропортов, работает с перевозчиками Восточной Сибири и Дальнего Востока центр технического обслуживания и ремонта воздушных судов. По территории области проходят Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, федеральные автомобильные магистрали М-53 "Сибирь" и М-55 "Байкал".
Важность развития инвестиционного потенциала области отражена в документах стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области, в частности, в Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р (далее - Концепция). Стратегия сформирована в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий развития отраслей Российской Федерации, учитывает прогнозные перспективы и тенденции развития экономики Российской Федерации, положения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.
В регионе сформированы основные элементы системы инвестиций: создана нормативно-правовая база в сфере инвестиционной деятельности, действует ряд элементов инвестиционной и инновационной инфраструктуры, принята государственная программа в сфере инвестиций и инноваций, применяются эффективно действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, расширяется их перечень, что находит отражение в постепенном улучшении позиций области в рейтингах инвестиционной активности регионов.
На современном этапе инвестиционная политика области во многом связана с планомерной реализацией требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года (далее - Стандарт АСИ). В первом полугодии 2014 года приняты выполненными 14 из 15 пунктов Стандарта АСИ. Инвестиционная стратегия (пункт 15 Стандарта АСИ) ориентирована, прежде всего, на действующих и потенциальных инвесторов, однако в то же время учитывает интересы всех общественных групп: населения, бизнес-сообщества, общественных институтов, органов государственной власти и местного самоуправления.
Необходимость разработки Инвестиционной стратегии вызвана комплексным характером проблем, затрудняющих развитие инвестиционного потенциала области: отток квалифицированных трудовых ресурсов, изношенность основных фондов и инфраструктуры, ориентированность областной экономики на добычу и экспорт ресурсов, а не на создание продуктов с высокой добавочной стоимостью, низкая инновационность выпускаемой продукции и ряд других. В контексте общемировой экономической и политической ситуации целесообразным становится углубление сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с Южной Кореей и Китаем, что является окном новых возможностей для областной экономики. Масштабная модернизация Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и строительство магистрального газопровода "Сила Сибири" станут импульсом развития экономики Иркутской области, как и всей восточной части страны.
Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке Иркутской области - озеро Байкал. Общая площадь Иркутской области - 775 тыс. кв. км (4,6% площади Российской Федерации). Ее протяженность с запада на восток равна 1,5 тыс. км и с севера на юг - 1,4 тыс. км. Иркутская область находится в самом центре материка и граничит с Республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Забайкальским краем и Республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с Республикой Тыва на юго-западе. Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа (СФО).
Иркутская область является крупным транспортным узлом на Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожной магистралях. Здесь расположено два международных аэропорта. Имеется развитое транспортное сообщение (автомобильные дороги, водный транспорт, авиалинии) как внутри Иркутской области, так и с другими субъектами Российской Федерации и странами Азии.
Энергосистема Иркутской области входит в состав Объединенной энергосистемы Сибири и включает в себя 15 действующих тепловых электростанций (ТЭЦ) и 4 гидроэлектростанции (ГЭС). Стоимость электроэнергии одна из самых низких в стране.
Иркутская область богата полезными ископаемыми. Здесь расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометалльная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн.
Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырье, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Иркутская область богата месторождениями нерудного сырья.
По запасам лесных ресурсов Иркутская область занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации. Покрытые лесной растительностью земли занимают 63 млн. га, или 83% территории. По объемам заготовки древесины Иркутская область занимает 1 место среди субъектов Российской Федерации. Запас древесины составляет 9,1 млрд. куб.м, из них 5 млрд. куб.м - спелые и перестойные насаждения.
В Иркутской области расположен крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, представленный тремя сотнями источников (многие из них используются в коммерческих целях в качестве питьевой воды). Воды минеральных целебных источников Иркутской области не уступают по своим качествам водам источников знаменитых здравниц Северного Кавказа.
Иркутская область обладает развитым промышленным комплексом и имеет весомую долю в общероссийских объемах производства продукции. Она обеспечивает 58% целлюлозы товарной, 25% каустической соды, 14% лесоматериалов, 6% пластмасс, 5% электроэнергии.
Анализ текущего социально-экономического положения Иркутской области демонстрирует наличие ряда факторов, характеризующих инвестиционные возможности и ограничения. К таким факторам следует, в том числе, отнести:
- высокий природно-ресурсный потенциал региона (из 1347 разведанных месторождений и самостоятельных участков полезных ископаемых в промышленной разработке в настоящий момент находится только около 24%);
- наличие дешевой электроэнергии (стоимость киловатта для производств на 2013 год 1,64 руб. при высоком напряжении; 2,46 руб. при низком напряжении);
- высокий уровень развития научно-образовательного потенциала (в Иркутской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 37 вузов и филиалов, из них 11 государственных и 5 негосударственных, 21 филиал; на территории региона ведут научную и исследовательскую деятельность 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов);
- относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов (средняя заработная плата в Иркутской области за 2013 год - 29050 руб. при средней заработной плате по России за тот же период - 29792 руб.);
- уникальные природные ресурсы для развития туризма и рекреации (главная достопримечательность области - озеро Байкал - крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро Земли, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО);
- формирование агломерации "Байкальский луч" с центром в г. Иркутске;
- увеличение доли добывающей и сокращение доли обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости (2005 - 2013 годы: с 3,8% до 23,4% и с 26,1% до 13% соответственно);
- снижение доли "недобывающих" отраслей в структуре ВРП: суммарная доля разделов A (сельское хозяйство), D (обрабатывающие производства), F (строительство), H (гостиницы), I (транспорт и связь), J (финансовая деятельность) в валовой добавленной стоимости в 2010 году составляла 52,5%, в 2011 году - 46,4%, а в 2012 году - 43,9%;
- сильная изношенность основных фондов и инфраструктуры: в обрабатывающих производствах - 51,8% (в среднем по СФО - 42,0%, по России - 43,4%);
- низкая конкурентоспособность предприятий: высокие удельные расходы сырья, материальных, энергетических ресурсов, низкая рентабельность активов;
- низкая инновационная активность: доля организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, - 6,9% в 2012 году (в среднем по СФО - 8,5%, по России - 10,3%), доля инновационной продукции - 1,5% в 2012 году (в среднем по СФО - 2,7%, по России - 8%);
- сырьевая ориентация экономики и зависимость от вертикально интегрированных структур: 49% налоговых доходов бюджета приходится на 10 крупнейших предприятий-налогоплательщиков, деятельность семи из которых относится к сырьевой сфере (нефть, золото, железная руда, древесина) и зависит от мировой конъюнктуры;
- слабое развитие малого и среднего предпринимательства (31 - 33 места из 39 регионов в рейтинге "ОПОРА России" за 2012 год), отставание по числу малых и средних предприятий - в 2012 году 103 при среднем по России 140 и среднем по СФО - 144 на 10 тыс. населения;
- миграционный отток: суммарные миграционные потери Иркутской области за 2005 - 2013 годы составили 55,5 тыс. человек. Миграционные потери в 2013 году равны 8,5 тыс. человек, что на 1,3 тыс. человек, или 17,8%, больше, чем в 2012 году. Из числа всех выехавших в 2013 году за пределы Иркутской области лица трудоспособного возраста составляли 85,8%, или 56,2 тыс. человек;
- слабое развитие системы государственно-частного партнерства (Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 165-оз "Об участии Иркутской области в государственно-частном партнерстве");
- диспропорции территориального развития: разрыв между муниципальными образованиями по уровню обеспеченности собственными бюджетными доходами на душу населения достигает 10 раз;
- наличие населенных пунктов с монопрофильной структурой экономики: города Байкальск, Саянск, Шелехов, Черемхово, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский и прочие;
- закрытие градообразующих предприятий в моногородах Байкальск и Усолье-Сибирское.
Инвестиционная привлекательность области в последние годы увеличивается. В 2012 году город Иркутск занял 10 место из 30 в рейтинге "Doing Business". В 2013 году Иркутская область вошла в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России по рейтингу "Эксперт РА".
По результатам оценки Международного рейтингового агентства "Standard & Poor's", долгосрочный рейтинг Иркутской области по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BB+", по национальной шкале - "ruAA+". Прогноз изменения рейтингов пересмотрен в июне 2014 года со "Стабильного" на "Негативный". В первую очередь это связано с необходимостью реализации решений, принятых на федеральном уровне. Правительство Иркутской области вынуждено в условиях сокращения налоговых доходов обеспечить рост социальных расходов, который первостепенно связан с повышением заработной платы работников бюджетной сферы. Необходимо отметить, что в результате решений Правительства Российской Федерации относительно налогового законодательства и Указов Президента Российской Федерации 2012 года у большинства субъектов Российской Федерации значительно ухудшились финансовые показатели, в связи с чем рейтинговыми агентствами были пересмотрены не только прогнозы по рейтингу, но и уровни кредитных рейтингов. Так, например, среди субъектов СФО уровень кредитного рейтинга снижен у Красноярского края (с "ВВ+" до "ВВ-"), у Томской области (с "ВВ" до "ВВ-"), кроме того, понижены кредитные рейтинги у г. Москва и г. Санкт-Петербург (с "ВВВ" до "ВВВ-").
Вместе с тем, как отмечают аналитики рейтингового агентства, при условии ограниченной гибкости в управлении бюджетом благоприятное влияние на уровень рейтинга Иркутской области оказывает невысокий объем государственного долга и "позитивные" показатели ликвидности.
Нормативные правовые акты Иркутской области предусматривают целый комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов и предпринимателей, предоставляются налоговые преференции, субсидии по различным направлениям деятельности, принят Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 165-оз "Об участии Иркутской области в государственно-частном партнерстве", введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. На территории создана специализированная организация по привлечению инвестиций - Корпорация развития Иркутской области, ответственная за работу с инвесторами в режиме "Одного окна", разработан Инвестиционный портал Иркутской области, созданы прямые каналы связи для инвесторов в целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов, действует Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Анализ экономики Иркутской области, стратегически важных ресурсов развития и оценка инвестиционной привлекательности позволили выявить следующие сильные и слабые стороны региона (Таблица 2.1).
Большое влияние на дальнейшее развитие региона оказывают факторы внешней среды (политические, экономические, технологические, социальные). Это факторы, которые несут в себе как дополнительные возможности для развития, так и потенциальные угрозы.
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | |
Природные, ресурсные, геополитические факторы | - высокий природно-ресурсный потенциал (руды черных и цветных металлов, уголь, калийная соль, гелий, нефть, газ, золото, редкие металлы, природный камень, лесные ресурсы и т.д.), в том числе наличие неосвоенных месторождений ресурсов; - близость к Дальнему Востоку и странам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также к крупным городам СФО (Кемерово, Новосибирск, Томск, Красноярск) | - суровые климатические условия; территории вечной мерзлоты; высокая сейсмичность; - ограниченность транспортно-логистической инфраструктуры; - удаленность от европейских рынков; - ограничения хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне озера Байкал; - необходимость обязательного проведения государственной экологической экспертизы на любой объект или проект, планируемый в 200-км зоне от озера Байкал (в том числе города Иркутск, Ангарск, Шелехов, Черемхово, Свирск, Усолье-Сибирское, Качуг, Слюдянка, Байкальск); - удорожание проектирования и строительства за счет высокой сейсмичности и наличия "вечной" мерзлоты |
Производственно-экономические факторы | - значительный промышленный потенциал обрабатывающих производств (нефтегазохимия, фармацевтика, лесопереработка и т.д.); - наличие высокого инвестиционного потенциала стратегических для региона обрабатывающих производств (производство строительных материалов, глубокая лесопереработка, нефтегазохимия) ввиду недостаточного их развития; - высокий потенциал развития потребительского рынка по оси Иркутск, Ангарск, Братск (общая численность населения, проживающего в данных городах, превышает 1 млн. чел.) | - значительный износ основных фондов предприятий, объектов инженерной инфраструктуры; - зависимость экономики от влияния вертикально интегрированных структур; - повышенные по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами удельные расходы сырья, материальных, энергетических и трудовых ресурсов; - неразвитость высокотехнологичных производств с высокой производительностью труда (технологическая отсталость); - низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства; - наличие моногородов, в том числе в которых закрываются градообразующие предприятия |
Финансовые факторы | - развитость мер финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов, наличие инвестиционной инфраструктуры; - резервы в сфере наращивания областного долга для целей поддержки региональной экономики и предоставления гарантий; - реализация инвестиционных проектов федерального значения | - слабое развитие системы государственно-частного партнерства |
Энергетические, инфраструктурные факторы | - низкая стоимость электроэнергии (стоимость киловатта на 2013 год для прочих потребителей (производство) 1,64 руб. на высоком напряжении; 2,46 руб. на низком напряжении) | - трудности присоединения к инженерным сетям в отдельных территориях; - отсутствие на перспективных территориях точек подключения к инженерным сетям; - неравномерное развитие энергетической инфраструктуры; - высокая степень изношенности коммунальной (водо- и теплосети) и транспортной инфраструктуры |
Научно-инновационные факторы | - высокий уровень развития научно-образовательного потенциала; лидерство в округе по числу созданных (разработанных) передовых технологий. Высокие показатели по подаче патентных заявок и выдаче патентов | - низкая степень использования научно-исследовательских разработок в интересах развития обрабатывающих отраслей региона; - отсутствие инновационной инфраструктуры |
Демографические и трудовые факторы | - естественный прирост населения; - относительно низкая в сравнении с другими регионами стоимость трудовых ресурсов | - отток квалифицированных специалистов; - приток квалифицированных работников из других регионов сдерживается неразвитостью социальной инфраструктуры и неконкурентной зарплатой; - структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда |
Туристско-рекреационные факторы | - уникальное природное наследие, позволяющее развивать туризм - познавательный, лечебно-оздоровительный, этнографический, экстремальный, горный и рекреацию (ОЭЗ "Ворота Байкала"); - наличие значительных запасов подземных вод, как минеральных (с минерализацией более 2 г/л), так и питьевых (до 1 г/л), суммарный водозабор из них пока не превышает 0,5% от возможного | - ограничения хозяйственной деятельности в зоне Байкала; - низкая квалификация персонала отрасли; - низкое качество туристической инфраструктуры (транспорт, гостиницы, общепит и т.д.); - отсутствие брендов известных игроков на туристическом рынке региона (гостиниц, ресторанов и пр.), которые могли бы определять уровень и стандарты отрасли |
Имиджевые факторы | - Иркутск занимает верхние позиции в рейтинге "Doing Business" (законодательство, связанное с регулированием бизнеса); - снижение управленческих рисков за счет формирования имиджа стабильной власти (губернатор региона вошел в "группу А с гарантированным избранием" согласно "Индексу избираемости глав субъектов Российской Федерации"); - в 2013 году Иркутская область вошла в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России по рейтингу "Эксперт РА"; - реализация инвестиционных проектов федерального значения; - формирование агломерации "Байкальский луч" с центром в г. Иркутске как одного из важнейших условий повышения глобальной конкурентоспособности региона | - отсутствие стратегии продвижения имидж-бренда Иркутской области |
Возможности (O) | Угрозы (T) | |
Природные, ресурсные и геополитические факторы | - расширение кооперации России с Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, развитие ВЭД; - подписание контракта на поставку газа между Россией и Китаем сроком на 30 лет; - наличие крупных месторождений полезных ископаемых Иркутской области, находящихся в нераспределенном фонде недр | - ухудшение условий добычи минерально-сырьевых ресурсов, условий заготовки лесосырьевой базы; - ухудшение внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации |
Производственно-экономические факторы | - прогнозируемый рост потребления в азиатских странах, прежде всего в Китае; - восстановление мировой конъюнктуры на основную, экспортируемую из Иркутской области продукцию; - наличие свободных промышленных площадок (Greenfield, Brownfield) для размещения производств, в том числе в рамках промышленных (индустриальных) парков | - угроза экономической рецессии в странах - основных потенциальных иностранных инвесторах в экономику Иркутской области (Китай, Южная Корея); - стагнация в российской экономике; - возрастающая конкуренция между регионами России и зарубежными странами за инвестиции; - угроза снижения объемов производства или остановки градообразующих предприятий в моногородах Иркутской области |
Финансовые факторы | - участие в государственных программах Российской Федерации, привлечение средств институтов развития; - развитие государственно-частного партнерства | - дефицит федерального бюджета, жесткая налогово-бюджетная политика; - ухудшение финансового состояния финансово-кредитных учреждений; - ухудшение условий заимствования на международных рынках капитала |
Энергетические, инфраструктурные факторы | - реализация крупных инфраструктурных проектов на востоке России (модернизация Транссиба и БАМа, строительство газопровода "Сила Сибири" и др.); - наличие свободных энергетических мощностей | - снижение уровня наполняемости региональных дорожных фондов |
Научно-инновационные факторы | - технологическое отставание России от других стран, сдерживающее развитие обрабатывающих отраслей Иркутской области | |
Демографические и трудовые факторы | - привлечение квалифицированных специалистов из ближнего зарубежья | - сохранение отрицательного миграционного сальдо |
Туристско-рекреационные факторы | - расширение границ ОЭЗ ТРТ "Ворота Байкала"; - развитие отношений в туристской сфере с Китаем | - рост конкуренции со стороны других регионов России за счет развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа |