МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 июля 2014 года N 85-мпр

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 июля 2014 года N 61-мпр

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


В целях реализации проекта развития непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций Иркутской области, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:

1. Утвердить Концепцию развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года (прилагается).

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.

Министр образования
Иркутской области
Е.А.ОСИПОВА


Министр сельского хозяйства
Иркутской области
И.В.БОНДАРЕНКО






Утверждена
приказом
министерства образования
Иркутской области,
министерства сельского хозяйства
Иркутской области
от 18 июля 2014 года
N 85-мпр/61-мпр

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные направления государственной политики по созданию условий для развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на долгосрочную перспективу.

В Концепции определены состояние, цели, задачи агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области, проблемы, принципы и направления развития агробизнес-образования Иркутской области.

2. Агробизнес-образование в системе образования Иркутской области является важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития региона на современном этапе перехода к инновационному типу экономики страны, а также повышения просветительского уровня населения.

3. Создание необходимых условий для развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области осуществляется путем взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области и образовательных организаций, расположенных на территории Иркутской области (далее соответственно - органы государственной власти, образовательные организации).

В рамках решения вопросов развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы органы государственной власти, образовательные организации действуют совместно, имея общее понимание целей и направлений сотрудничества.

Глава 2. СОСТОЯНИЕ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Проблема совершенствования воспроизводства и регулирования трудового потенциала сельских территорий является актуальной задачей на ближайшую и на отдаленную перспективу. Это обусловлено ухудшением демографической и кадровой ситуации в большинстве регионов страны, необходимостью создания благоприятных условий для формирования и устойчивого развития сельских территорий и инновационного развития агропромышленного комплекса, что является одной из важнейших стратегических целей государственной политики Российской Федерации.

В последние десятилетия в России образовательные реформы объединяет общая цель ориентации образовательных организаций Российской Федерации на более эффективную подготовку молодежи к жизнедеятельности в современном высокотехнологическом обществе. Изменения касаются и содержания программ, которые специалисты в области образования максимально пытаются приблизить к реалиям современной экономики и производства. Одной из приоритетных задач выступает развитие готовности к профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, стремление к постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.

В настоящее время работе по возрождению школьной профориентации, а также повышению привлекательности сельских территорий для жизни и работы уделяется особое внимание.

Постановлением Правительства Российской Федерации 15 июля 2013 года утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", основными целями которой являются: активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов и формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Современная политика Иркутской области направлена на устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности региона на основе собственного сельскохозяйственного производства. Это объясняется, в том числе, исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем, национальным приоритетом развития агропромышленного комплекса России, природными возможностями Иркутской области в развитии агропромышленного комплекса.

Сегодня села и деревни Приангарья находятся на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому остро нуждаются в притоке молодых квалифицированных специалистов.

Отсутствие инженерной инфраструктуры и социальной сферы - в числе основных проблем на селе, поэтому проблема подготовки кадров для села остается наиболее острой и трудно решаемой. В данном контексте явно высвечиваются две взаимосвязанные стороны проблемы:

низкая мотивация современной молодежи к труду на селе вследствие сложившейся в социуме непрестижности профессий агропромышленного комплекса и статуса сельского образа жизни в целом;

несоответствие качества подготовки специалистов требованиям инновационного развития агропромышленного комплекса. Особую значимость в современных условиях инновационного развития экономики агропромышленного комплекса необходимо уделить бизнес-образованию специалистов отрасли, раннему формированию у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.

Комплекс социально-экономических мер, предпринятых в отношении развития сельской местности Иркутской области в последние годы, дал определенные результаты. Одобрена Концепция Агротехнопарков в Иркутской области, реализуется программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и государственная программа "Развитие сельского хозяйства, поддержка рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013 - 2020 годы. В рамках этих программ планируется ввести в эксплуатацию школы на 2210 ученических мест. В результате реализации мероприятий, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в сельскохозяйственных территориях, планируется создать свыше 800 рабочих мест.

Агропромышленный комплекс сегодня становится все более привлекательным сектором развития малого и среднего бизнеса в России. Все чаще молодые люди начинают строить свою карьеру и бизнес в сфере сельского хозяйства. Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления "поднимать село", надо вложить много сил и средств в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.

Сельская школа, являясь важным компонентом российской системы образования, сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, эффективно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. Государство и общество обязаны ответить на вызовы времени и достойно решить проблему прогрессивного функционирования сельской школы XXI века, обуславливающей дальнейшее развитие российского села.

Это предполагает переход на новую образовательную парадигму, ориентированную на воспитание людей инициативных, трудолюбивых, высоконравственных, любящих родное село, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

С позиций необходимости обеспечения перехода к образованию, отвечающему требованиям современной инновационной экономики, развитие системы непрерывного агробизнес-образования, освоение всеми категориями населения передовых сельскохозяйственных технологий является значимым фактором перехода к инновационному типу экономики Иркутской области, обеспечивающим благосостояние и повышение качества жизни на селе. Школа, реализующая агробизнес-образование, способствует воспитанию настоящих хозяев земли, развитию личностного потенциала каждого обучающегося, профессионального самоопределения путем вовлечения в активный образовательный и производственный процессы, получению практического опыта в области предпринимательства. Практико-ориентированный образовательный процесс позволит ребенку познакомиться со своим краем, изучить особенности некоторых отраслей сельского хозяйства, испытать себя в роли агронома и бизнесмена, планировать возрождение экономики Иркутской области. Это - основа гражданского, патриотического, духовно-нравственного и экономического воспитания.

Наличие на территории региона государственной сельскохозяйственной академии с богатой историей, аграрных техникумов, училищ сельскохозяйственного профиля с высококвалифицированными преподавателями и хорошими традициями является одним из значимых факторов создания системы агробизнес-образования. Между тем проблемными остаются вопросы материально-технического обеспечения образовательного процесса, решение которых необходимо для подготовки кадров на современном уровне и в конечном итоге технологического преобразования производственных процессов.

Очевидно, модернизацию школьного образования на селе необходимо осуществлять во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса региона и социальной сферы села. В связи с этим развитие системы агробизнес-образования идет в логичной параллели с государственной программой Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 года N 568-пп, и федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598, реализуемыми в настоящее время.

Концепция развития системы агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области до 2020 года (далее - Концепция) основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, на принципах государственной образовательной политики, определенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на положениях Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 163-р, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598.

Концепция определяет приоритеты развития непрерывного агробизнес-образования региона в целом, а также районных муниципальных образований Иркутской области. Эти приоритеты с учетом региональных особенностей закреплены в Федеральном законе РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в законах Иркутской области.

Глава 3. АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Введение агробизнес-образования в систему образования Иркутской области является важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития Приангарья на современном этапе перехода к инновационному типу экономики страны.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дано понятие "образование", под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Исходя из этого определения, агробизнес-образование следует понимать как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие обучающихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Природа (Земля). Сельскохозяйственный Труд (бизнес, предпринимательство).

Отсюда следует миссия современной сельской школы - воспитание ученика как гражданина и труженика, способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, на основе знания современных агротехнологий и агробизнеса, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений с заботливым и бережным отношением к земле, технике, окружающей природе и к собственному здоровью.

Сущность "агробизнес-школы", как инновационного типа (вида) образовательной организации, рассматривается в смысловом поле модели "школы-сообщества", ведущей характеристикой которой является "открытость". Открытое образовательное пространство - это образовательная среда, где субъективно задаются множества отношений и связей, где интегрируются усилия различных общественных систем. В связи с этим насущной проблемой становится взаимодействие сельской школы с образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими подготовку по специальностям, востребованным в сельскохозяйственном производстве, в рамках дуальной системы профильного обучения, когда обучение в учебном заведении сочетается с периодами производственной деятельности.

Агробизнес-школа является фактором социального, духовно-нравственного развития села, "стержнем" системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области.

Субъектами системы непрерывного агробизнес-образования Иркутской области определены:

Правительство Иркутской области;

министерство образования Иркутской области;

министерство сельского хозяйства Иркутской области;

министерство труда и занятости населения Иркутской области;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия";

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области "Институт повышения квалификации работников образования";

профессиональные организации Иркутской области;

общеобразовательные организации Иркутской области.

Система непрерывного агробизнес-образования Иркутской области представлена следующими уровнями общего, профессионального и дополнительного образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование; среднее профессиональное, высшее образование; дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.

Образовательные программы, реализующиеся на разных уровнях образования, обеспечивают реализацию единой цели: развитие личности гражданина-труженика, ведущими ценностными ориентирами которого являются Человек. Природа (Земля). Труд; способного к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда; готового к умелому сочетанию трудовой деятельности как в агросфере, так и в социокультурной сфере сельских поселений.

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Глава 4. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Стратегическая цель: экономическое развитие Иркутской области посредством обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест на вновь создаваемых предприятиях агропромышленного комплекса и повышения конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на рынке сельскохозяйственного труда.

Тактические цели:

1. Создание региональной системы непрерывного агробизнес-образования с учетом особенностей и отраслевой специфики для обеспечения развития агропромышленного комплекса Иркутской области в целях обеспечения продовольственной безопасности региона.

2. Создание условий для формирования агробизнес-компетенций, личностных качеств обучающихся образовательных организаций с перспективой решения проблемы кадрового обеспечения квалифицированными специалистами с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству в региональном агропромышленном комплексе на основе развития социокультурной сельской среды посредством расширения (выход в социум) образовательного пространства образовательных организаций.

Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


В целях реализации проекта непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций Иркутской области на территории Иркутской области будут реализованы следующие приоритетные направления:

создание системы непрерывного агробизнес-образования, развитие единой агробизнес-образовательной среды Иркутской области;

обеспечение доступности и качества агробизнес-образования;

введение в систему образования Иркутской области агробизнес-образования, осуществляемого с позиции инновационного развития экономики агропромышленного комплекса, формирования Иркутской области как центра обеспечения продовольственной безопасности страны, улучшения качества жизни в сельских территориях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»