ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 года N 523-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СЕВАСТОПОЛЯ ОТ 03.04.2015 N 253-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 29.12.2015 N 228-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2016 год", постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя" Правительство Севастополя постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Севастополя от 03.04.2015 N 253-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015 - 2020 годы" изменение, изложив пункт 5 постановления в следующей редакции:
"5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора Департамента городского хозяйства города Севастополя Демина А.В.".
2. Государственную программу города Севастополя "Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 N 253-ПП, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
Утверждена
постановлением
Правительства Севастополя
от 03.04.2015 N 253-ПП
(в редакции постановления
Правительства Севастополя
от 30.05.2016 N 523-ПП)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
1. Паспорт государственной программы
Ответственный исполнитель программы | Департамент городского хозяйства города Севастополя |
Соисполнители программы | Управление капитального строительства города Севастополя Управление контроля городского хозяйства города Севастополя |
Участники программы | ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"; ГКУ "Капитальное строительство"; ГУПС "Управляющая компания Гагаринского района - 2"; ГУПС "Управляющая компания "Север"; ГУПС "Управляющая компания "Стрелецкая бухта"; ГУПС "Управляющая компания Гагаринского района - 1"; ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя"; ГУПС "Управляющая компания Нахимовского района"; ГУПС "Управляющая компания Инкерман"; ГУПС "Управляющая компания Балаклавского района"; ГУПС "Управляющая компания Центр"; ГУПС "Единый информационно-расчетный центр"; ГУПС "Совхоз "Декоративные культуры"; ГУПС "Горсвет"; ГУП "Благоустройство города "Севастополь"; ГУПС "Водоканал"; ГУПС "Единая городская аварийно-диспетчерская служба"; Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" |
Подпрограммы программы | Подпрограмма 1 "Улучшение технического состояния и развитие жилищного хозяйства города Севастополя", Подпрограмма 2 "Развитие коммунальной теплоэнергетики города Севастополя", Подпрограмма 3 "Развитие водоснабжения и водоотведения города Севастополя", Подпрограмма 4 "Развитие благоустройства города Севастополя" |
Цель программы | Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами |
Задачи программы: | - улучшение условий жизни жителей города; - предоставление мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета города Севастополя и иных источников; - активизация участия граждан, проживающих в многоквартирных домах, в участии в управлении общим имуществом дома; - создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, в том числе в многоквартирном жилом фонде; - реконструкция, модернизация и техническое переоснащение основных средств на источниках теплоснабжения; - диспетчеризация объектов теплоснабжения; - применение современных автоматических систем управления, учета и регулирования; - реконструкция и модернизация тепловых сетей; - предоставление потребителям необходимого количества питьевой воды гарантированного качества; - обеспечение постоянного развития систем водоснабжения и водоотведения; - охрана окружающей природной среды; - обеспечение своевременной уборки закрепленных территорий, содержание в удовлетворительном состоянии мест общего пользования; - обеспечение безопасного передвижения пешеходов за счет ремонта лестниц, подпорных стен; - восстановление и поддержание сетей наружного освещения; - внедрение энергосберегающих технологий; - увеличение количества благоустроенных дворов и скверов; - проведение инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений, произрастающих на территории парков и скверов города Севастополя; - увеличение объемов работ по озеленению; - создание благоприятных условий для посещения пляжей жителями и гостями города |
Целевые индикаторы (показатели) программы: | - общая площадь и количество многоквартирных домов, в которых проводится капитальный ремонт; - доля лифтов, отработавших нормативный срок службы, в многоквартирных домах на территории города Севастополя; - доля многоквартирных домов в целом по городу Севастополю, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирным домом; - количество лиц, обученных основам управления многоквартирными домами; - снижение потерь воды в сетях централизованного отопления; - снижение удельного расхода условного топлива на производство тепловой энергии; - реконструкция котельных; - установка блочно-модульных котельных на объектах социальной сферы; - реконструкция центральных тепловых пунктов; - доля замененных наружных сетей центрального отопления в общей протяженности наружных сетей; - строительство когенерационных установок; - уровень охвата населения услугами централизованного водоснабжения и водоотведения; - доля неучтенных потерь воды; - доля водопроводно-канализационной сети, нуждающаяся в замене; - объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; - отношение убираемой территории ко всей площади территории города; - количество светоточек, введенных в эксплуатацию на территории города; - прирост протяженности сетей наружного освещения; - количество капитально отремонтированных и построенных объектов благоустройства городских пляжей; - площадь, на которой будет проведена инвентаризация, паспортизация зеленых насаждений парков, скверов, бульваров; - площадь, на которой выполняются мероприятия по благоустройству и расширению кладбищ |
Сроки реализации программы | 2015 - 2020 годы |
Объем и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы составляет 25835569,0 тыс. рублей, в том числе: 2015 - 1331897,0 тыс. рублей, 2016 - 5878897,4 тыс. рублей, 2017 - 5872345,7 тыс. рублей, 2018 - 2020 - 12752428,9 тыс. рублей. За счет средств федерального бюджета - 12285397,3 тыс. рублей, в том числе: 2015 - 481877,3 тыс. рублей, 2016 - 3769490,0 тыс. рублей, 2017 - 3085780,0 тыс. рублей, 2018 - 2020 - 4948250,0 тыс. рублей. За счет средств бюджета города Севастополя - 13077483,1 тыс. рублей, в том числе: 2015 - 802468,7 тыс. рублей, 2016 - 2041929,2 тыс. рублей, 2017 - 2722719,3 тыс. рублей, 2018 - 2020 - 7510365,9 тыс. рублей. Внебюджетные источники - 472688,6 тыс. рублей, в том числе: 2015 - 47551,0 тыс. рублей, 2016 - 67478,2 тыс. рублей, 2017 - 63846,4 тыс. рублей, 2018 - 2020 - 293813,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы: | - проведение капитального ремонта не менее 0,3 млн квадратных метров общей площади многоквартирных домов в год; - замена и модернизация не менее 700 лифтов; - обучение жителей города основам управления многоквартирными домами; - снижение потерь воды в сетях центрального отопления на 10%; - снижение удельного расхода условного топлива на производство тепловой энергии до 162 кг у. т./Гкал; - реконструкция котельных - 43 шт.; - установка блочно-модульных котельных на объектах социальной сферы - 16 шт.; - переоснащение центральных ТП - 17 шт.; - увеличение доли замененных наружных сетей центрального отопления в общей протяженности сетей до 11%; - строительство когенерационных установок - 1 шт.; - повышение уровня охвата населения услугами централизованного водоснабжения до 95% и водоотведения до 84%; - ликвидация дефицита воды, который возникает в отдельные маловодные периоды; - сокращение доли водопроводно-канализационной сети, нуждающейся в замене, с 56% до 42%; - снижение уровня сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, улучшение экологической ситуации; - обеспечение своевременной уборки закрепленных территорий, содержание в удовлетворительном состоянии мест общего пользования; - улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в городе; - сохранение и содержание на надлежащем уровне зеленой зоны города; - повышение уровня безопасности и комфортности проживания на территории города |
2. Характеристика текущего состояния и проблемы жилищно-коммунального хозяйства, на решение которых направлена программа
Государственная программа города Севастополя "Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) является приоритетным направлением социально-экономического развития города Севастополя.
Предпосылками повышения качества условий проживания населения города являются предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) в полном объеме, а также эффективное и сбалансированное развитие ЖКХ.
Тарифы на коммунальные услуги в городе Севастополе являются в настоящее время самыми низкими в Российской Федерации. Возмещение фактической себестоимости оказания услуг действующими тарифами на услуги не превышает 65 - 85% в зависимости от вида услуг. В результате ресурсоснабжающие предприятия и предприятия, оказывающие жилищные услуги, являлись длительное время убыточными. Указанный фактор при отсутствии достаточного бюджетного финансирования, высоком объеме задолженности в сфере ЖКХ сдерживал процесс модернизации инженерных сетей и оборудования, что привело к росту изношенности основных фондов и снижению качества услуг. Для устранения указанных негативных факторов развития ЖКХ города Программой запланирована реконструкция объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, благоустройство объектов городского хозяйства.
Город Севастополь согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" планирует принимать активное участие в программах проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - МКД) и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья.
Собственники жилых помещений должны проживать в технически надежных и безопасных домах, получать качественные ЖКУ. Органы государственной власти и местного самоуправления заинтересованы в сохранении социальной стабильности и гарантированном обеспечении населения качественными ЖКУ. В настоящее время участники жилищных отношений находятся в процессе становления новой системы управления жилищным фондом, когда большая доля ответственности ложится на собственников жилья. И от того, как будут складываться взаимоотношения между ними, управляющими компаниями и органами власти, зависят благополучие и комфортность проживания в домах.
Одними из важных направлений развития отрасли являются улучшение комфортности жилья граждан, обеспечение качественного содержания и ремонта жилого фонда. Жилищный фонд города Севастополя состоит из более чем 3500 МКД всех форм собственности общей площадью более 7 млн кв. м. Средний возраст домов более 40 лет, техническое состояние домов, в основном, неудовлетворительное. По срокам эксплуатации отдельных конструктивных элементов и по техническому состоянию большая часть (2800 жилых домов, что составляет 80% жилищного фонда) требует проведения капитального ремонта.
Для изменения ситуации по капитальному ремонту домов и в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта общего имущества МКД на территории города федерального значения Севастополя разрабатываются нормативные правовые акты по формированию и реализации региональной системы капитального ремонта общего имущества в МКД, созданию регионального оператора капитального ремонта в лице специализированной некоммерческой организации - фонда, осуществляющего деятельность, направленную на проведение своевременного капитального ремонта в МКД. До 2020 года предусмотрено оказание мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта из бюджета города Севастополя в виде субсидий, предоставляемых региональному оператору капитального ремонта, товариществам собственников недвижимости (товариществам собственников жилья), жилищным кооперативам, управляющим компаниям.
Одной из основных проблем ЖКХ города является большой износ лифтов в МКД. Технический регламент Таможенного союза 1РТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" исходит из принципа недопущения эксплуатации лифтов, отработавших нормативный срок службы. В жилищном фонде города Севастополя насчитывается более 1200 лифтов, по состоянию на 1 января 2015 г. 950 лифтов отработали установленный срок службы. Важное значение имеет состояние диспетчерской связи, от которого зависит безопасная работа и оперативность принятия мер при аварийных остановках лифтов. В связи с высокой стоимостью замены и модернизации лифтов необходимо предусмотреть меры государственной поддержки по данному направлению.
Сложившаяся ситуация в сфере развития инженерной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг населению препятствует формированию устойчивого развития городского хозяйства. Особенности застройки города, требующие высокой протяженности коммуникаций при организации централизованного коммунального обслуживания, ограничивают возможности повышения качества услуг. В настоящее время город не в состоянии своими силами без государственной поддержки решить задачи обновления объектов коммунальной инфраструктуры.
Проблемой в сфере теплоснабжения является большая протяженность теплотрасс, требующих ремонта, наличие котельного оборудования с невысоким коэффициентом полезного действия (далее - КПД).
В 1990-е годы подача горячей воды в городе практически не производилась по различным причинам экономического характера и в связи с проблемами с водоснабжения города. В связи с этим началось массовое отключение потребителей от централизованного горячего водоснабжения (далее - ГВС) с установкой автономных электрических водонагревателей или газовых колонок для обеспечения горячей водой.
Большая часть установленного оборудования и тепловых сетей выработала свой материальный ресурс, их физический и моральный износ не дает возможности предприятиям осуществлять выработку и транспортировку тепловой энергии с высокой эффективностью.
В границах административно-территориальных единиц города Севастополя (районах) находятся следующие населенные пункты: три города, один поселок городского типа и 29 сельских населенных пунктов. На обслуживании города находятся 14 водозаборов (11 подземных и 3 поверхностных), 21 гидроузел, 76 насосных станций, в том числе 21 подкачивающая насосная станция, 69 эксплуатационных скважин. В системе водоотведения эксплуатируется и обслуживается 10 канализационных очистных сооружений, 31 канализационная насосная станция. В городе Севастополе 92 процента населения получают воду круглосуточно, остальные - по графику. Средний срок службы объектов водоснабжения и водоотведения составляет 30 - 35 лет в зависимости от вида таких объектов.
Город недостаточно обеспечен водой питьевого качества, основной причиной чего являются, в первую очередь, природные условия. Централизованным водоотведением охвачено лишь 73,3 процента населения; при этом только 17,9 процента от общего объема сточных вод проходит полный цикл биологического очищения. В близлежащих к городу сельских населенных пунктах очищение сточных вод практически отсутствует.
Следствием достаточно высокого уровня износа сетей водоснабжения (56%) является повышенный уровень потерь воды при подаче ее потребителям.
Новое жилищное строительство, в том числе в сельской местности, обуславливает необходимость повышения уровня благоустройства жилищного фонда и решения проблемы качества и надежности услуг водоотведения. В перспективе это возможно только при модернизации действующих и строительстве новых канализационных очистных сооружений, в том числе локальных, с современной системой очистки.
Благоустройство города Севастополя является еще одной задачей создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для проживания населения. Благоустройство населенных пунктов подразумевает улучшение санитарно-гигиенических условий жилой застройки, зон отдыха, качественное обслуживание населения, искусственное освещение городских территорий и оснащение их необходимым оборудованием, оздоровление городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.
Осуществление мероприятий по благоустройству способно значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик города, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых кварталах, общественных местах (пляжах, парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Очевидна необходимость системного решения проблем благоустройства, в том числе и за счет бюджетных средств.
Тенденция сокращения объемов бюджетных инвестиций в сферу ЖКХ, а также отсутствие роста инвестиционной составляющей коммунальных тарифов существенно сдерживают модернизацию коммунальных объектов, что ведет к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, энергетической и ресурсной неэффективности производства коммунальных ресурсов, в конечном итоге - к снижению качества комфортных условий проживания населения и инвестиционной непривлекательности отрасли.
Реализация Программы предполагает обеспечение комфортных и безопасных условий проживания людей, повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения. Комплекс программных мероприятий предусматривает стимулирование эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей. В результате этого повысятся качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем коммунального комплекса. Использование программно-целевого метода создает реальные условия для получения мультипликативного эффекта, выраженного в эффективном использовании коммунальных ресурсов, поддержании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды ЖКХ.
3. Основные цели и задачи, сроки и индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы
В соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития города Севастополя определена стратегическая цель Программы - повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными и доступными коммунальными услугами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих приоритетных задач:
- создание благоприятных и комфортных условий проживания населения;
- предоставление мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета города Севастополя и иных источников;
- развитие конкурентных отношений в сферах управления жилищным фондом и его обслуживания, выбор способа управления собственниками помещений МКД;
- повышение надежности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры, обеспечение потребителей коммунальными услугами нормативного качества при их доступной стоимости;
- обеспечение надежного наружного освещения, повышение уровня благоустройства территории города.
Программа будет реализовываться в 2015 - 2020 годах.
В рамках реализации Программы предусматриваются разработка нормативной правовой базы и методического обеспечения реализации Программы; реализация подпрограмм; разработка новых проектов, включая проектно-сметную документацию и технико-экономические обоснования; переход к применению долгосрочных тарифов на услуги.
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы определены исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения цели и решения задач, определенных Программой.
N п/п | Задачи Программы | Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы |
1 | Создание благоприятных и комфортных условий проживания населения | Общая площадь и количество многоквартирных домов, в которых проводится капитальный ремонт. Доля лифтов, отработавших нормативный срок службы, в многоквартирных домах на территории города Севастополя |
2 | Предоставление мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета города Севастополя и иных источников | Количество домов, в которых проведение капитального ремонта произведено с учетом мер государственной поддержки |
3 | Развитие конкурентных отношений в сферах управления жилищным фондом и его обслуживания, выбор способа управления собственниками помещений МКД | Доля многоквартирных домов в целом по городу Севастополю, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирным домом. Количество лиц, обученных основам управления многоквартирными домами |
4 | Повышение надежности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры, обеспечение потребителей коммунальными услугами нормативного качества при их доступной стоимости | Объем потерь воды в сетях централизованного отопления. Удельный расход условного топлива на производство тепловой энергии. Реконструкция центральных тепловых пунктов. Доля замененных наружных сетей центрального отопления в общей протяженности наружных сетей. Строительство когенерационных установок. Уровень охвата населения услугами централизованного водоснабжения. Уровень охвата населения услугами централизованного водоотведения. Доля неучтенных потерь воды. Доля водопроводной сети, нуждающаяся в замене. Доля канализационной сети, нуждающаяся в замене. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод |
5 | Обеспечение надежного наружного освещения, повышение уровня благоустройства территории города | Отношение убираемой территории ко всей площади территории города. Прирост протяженности сетей наружного освещения. Количество капитально отремонтированных и построенных объектов благоустройства городских пляжей. Площадь, на которой будет проведена инвентаризация, паспортизация зеленых насаждений парков, скверов, бульваров. Площадь, на которой выполняются мероприятия по благоустройству и расширению кладбищ |
Сведения о значениях целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы приведены в приложениях к подпрограммам.
Перечень целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы носит открытый характер и предусматривает возможность их корректировки в случаях потери информативности показателя (например, в связи с достижением его максимального значения), изменений приоритетов государственной политики в сфере ЖКХ, а также изменений законодательства, влияющих на расчет количественных значений данных показателей.
4. Перечень подпрограмм и основных программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет скоординированного выполнения комплекса мероприятий в рамках следующих подпрограмм:
1. "Улучшение технического состояния и развитие жилищного хозяйства города Севастополя".