ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 20 октября 2015 года N 759
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 12.10.2011 N 982 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2017 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2283.
____________________________________________________________________
В целях профилактики заболеваний и обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению на всех этапах ее оказания, а также в целях удлинения горизонта бюджетного планирования до 2019 года постановляю:
1. Внести в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 982 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы"" следующие изменения:
1.1. В наименовании цифры "2017" заменить цифрами "2019".
1.2. В пункте 1 цифры "2017" заменить цифрами "2019".
1.3. В пункте 2 слова "Власова А.В." заменить словами "Дьячковского А.П.".
1.4. Изложить государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" в редакции согласно приложению к настоящему Указу.
2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
20 октября 2015 года
N 759
Приложение
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 20 октября 2015 года N 759
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование государственной программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" | |
2. | Статус программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) | |
3. | Основание для разработки государственной программы | Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; | |
4. | Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители государственной программы | Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации; Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия); Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) | |
6. | Цель и задачи государственной программы | Цель: улучшение показателей здоровья населения Республики Саха (Якутия) путем обеспечения доступности медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Задачи: - обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; - повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; - развитие государственно-частного партнерства; - повышение эффективности службы родовспоможения и детства; - развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; - обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; - обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; - повышение доступности и обеспеченности населения Республики Саха (Якутия) качественными, безопасными лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания; - развитие информатизации в здравоохранении; - обеспечение системности организации охраны здоровья | |
7. | Целевые индикаторы государственной программы | - Смертность от всех причин; - материнская смертность; - младенческая смертность; - смертность от болезней системы кровообращения; - смертность от дорожно-транспортных происшествий; - смертность от новообразований (в том числе злокачественных); - смертность от туберкулеза; - потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); - распространенность потребления табака среди взрослого населения; - распространенность потребления табака среди детей и подростков; - заболеваемость туберкулезом; - обеспеченность врачами; - соотношение врачей и среднего медицинского персонала; - соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в республике; - соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в республике; - соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в республике; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении | |
8. | Сроки реализации (этапы) государственной программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" реализуется в один этап: - Структурные преобразования и приведение в соответствие Порядкам оказания медицинской помощи 2012 - 2019 годы | |
9. | Наименование подпрограмм (стратегические направления) | Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи". Подпрограмма 2. "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации". Подпрограмма 3. "Развитие государственно-частного партнерства и аутсорсинга в здравоохранении". Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка". Подпрограмма 5. "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям". Подпрограмма 6. "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям". Подпрограмма 7. "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Подпрограмма 8. "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях". Подпрограмма 9. "Развитие информатизации в здравоохранении". Подпрограмма 10. "Совершенствование системы территориального планирования Республики Саха (Якутия)". Подпрограмма 11. "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию республиканского Перинатального центра в г. Якутске на 2014 - 2016 годы в рамках Программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия)". Подпрограмма 12. "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Якутского республиканского онкологического диспансера на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (первый пусковой комплекс - онкоклинический центр с поликлиникой, стационаром с радиологическим отделением и хозблоком) на 2015 - 2018 годы". Подпрограмма 13. "Строительство и ввод в эксплуатацию Якутского республиканского наркологического диспансера на 150 коек с поликлиникой на 50 посещений в смену на 2016 - 2017 годы". Подпрограмма 14. "Строительство и ввод в эксплуатацию Республиканского кардиологического диспансера в г. Якутске (2-я очередь - Кардиососудистый центр на 150 коек) на 2016 - 2017 годы" | |
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | Всего - 230 447 002 тыс. рублей; | Всего - 214 592 805 тыс. рублей; |
Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ (СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)
Характеристика итогов реализации государственной политики в сфере здравоохранения, выявление потенциала развития сферы здравоохранения и существующих ограничений в сфере реализации Программы.
С 2009 по 2012 годы в Республике Саха (Якутия) возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло на 11,8%, случаев заболеваний злокачественными новообразованиями на 5,7%. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, возросло на 8%. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (29,3%) и болезни системы кровообращения (10%).
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны.
Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Республики Саха (Якутия). Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Республики Саха (Якутия) с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.
Наиболее важной и актуальной задачей здравоохранения республики является реализация стратегических Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:
- возрождение системы профилактики заболеваний;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
- укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
- повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:
- приоритетный национальный проект "Здоровье";
- федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)";
- региональные программы модернизации здравоохранения.
Итоги реализации указанных государственных инициатив к 2012 году (к началу реализации Программы) характеризуются следующими показателями:
- естественное воспроизводство населения выросло в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 7,8% (2012 г. - 8,3 на 1 000 населения; 2011 г. - 8,3; 2010 г. - 7,7);
- увеличение рождаемости: в 2012 году показатель рождаемости повысился на 4,8% (2012 г. - 17,6 на 1 000 населения; 2011 г. - 17,1; 2010 г. - 16,8);
- снижение показателей смертности: общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1 000 человек, в 2012 году составил 9,3 (в 2010 г. - 9,8), что отражает положительную динамику;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни: в период 2006 - 2012 годов ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,4 лет - с 65,6 лет в 2006 году до 68,0 лет в 2012 году.
В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 - 2012 годов приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых, с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения, являются:
- Федеральный закон от 22 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;
- Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р;
- Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года N 1873-р;
- План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 1134-р;
- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690;
- Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- План мероприятий ("Дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р.
В области правового регулирования сферы охраны здоровья в Республике Саха (Якутия) приняты следующие нормативные документы:
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 982 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" (вместе с государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы");
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 965 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (вместе с "Государственной программой Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы");
- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2009 года N 354 "О концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года";
- Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2012 года N 449-р "Об утверждении Концепции развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основных направлений до 2020 года" (вместе с Планом мероприятий по реализации Концепции развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основных направлений до 2020 года).
Таким образом, к настоящему моменту имеются значительные сдвиги как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.
Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);