УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 965
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 25.10.2017 N 2162.
____________________________________________________________________
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 11.07.2012 N 1543, от 31.01.2013 N 1853, от 22.07.2013 N 2183, от 13.01.2014 N 2451, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 N 2760, от 12.01.2015 N 282, от 23.03.2015 N 372, от 24.09.2015 N 675, от 28.03.2016 N 1032, от 24.10.2016 N 1443)
В целях реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) и в рамках программно-целевого планирования расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 N 2760, от 24.09.2015 N 675)
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 11.07.2012 N 1543)
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
12 октября 2011 года
N 965
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 11.07.2012 N 1543, от 31.01.2013 N 1853, от 22.07.2013 N 2183, от 13.01.2014 N 2451, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 N 2760, от 12.01.2015 N 282, от 23.03.2015 N 372, от 24.09.2015 N 675, от 28.03.2016 N 1032, от 24.10.2016 N 1443)
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 N 2760, от 24.09.2015 N 675) | |||
2. | Статус Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) | |
3. | Основание для разработки Программы | - Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"; | |
4. | Ответственный исполнитель - координатор Программы | Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) | |
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 11.07.2012 N 1543, Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 24.10.2016 | |||
5. | Соисполнители Программы | Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство спорта Республики Саха (Якутия), Северо-Восточное линейное управление на транспорте Министерства внутренних дел России. | |
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13.01.2014 N 2451, Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 24.10.2016 | |||
6. | Цели и задачи Программы | Цель Программы - сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков и снижение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Задачи Программы: 1. Создание и реализация комплекса мер по популяризации в обществе здорового образа жизни и формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, обеспечение координации деятельности субъектов антинаркотической деятельности. 2. Повышение эффективности мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. 3. Выявление и уничтожение на территории республики мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений. 4. Совершенствование системы оказания наркологической помощи больным наркоманией, их реабилитации и ресоциализации. 5. Создание системы мониторинга наркоситуации. | |
7. | Целевые индикаторы Программы | Снижение уровня первичной заболеваемости наркоманией, в расчете на 100 тыс. человек; доля подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц; количество выявленных площадей, на которых произрастают наркосодержащие растения Доля лиц, охваченных постреабилитационным социальным патронатом, в том числе лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, окончивших программы комплексной реабилитации и ресоциализации и не потребляющих наркотики; доля лиц, не потребляющих наркотики более 2 лет, в общем числе лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, окончивших программы комплексной реабилитации и ресоциализации; количество мест круглосуточного и дневного пребывания в организациях - участниках национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества в немедицинских целях, которые финансируются государством; число лиц, потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества в немедицинских целях, ежегодно включаемых в реализуемые участниками национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в программы комплексной реабилитации и ресоциализации. | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 N 2760, от 24.09.2015 N 675, от 28.03.2016 | |||
8. | Сроки реализации Программы | 2012 - 2019 годы | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 N 2760, от 24.09.2015 N 675) | |||
9. | Наименование подпрограмм (стратегических направлений) Программы | Программа состоит из двух подпрограмм: 1. Подпрограмма "Организация профилактических мероприятий по сокращению злоупотребления наркотиками". 2. Подпрограмма "Содействие сокращению незаконного оборота наркотиков". 3. Подпрограмма "Комплексная реабилитация и ресоциализация наркопотребителей". | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 28.03.2016 N 1032) | |||
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | Финансирование Программы по базовому варианту | Финансирование Программы по интенсивному варианту |
2012 год | 54 096,0 | 54 096,0 | |
2013 год | 53 579,0 | 53 579,0 | |
2014 год | 55 361,0 | 55 361,0 | |
2015 год | 51 427,0 | 51 427,0 | |
2016 год | 53 722,0 | 53 722,0 | |
2017 год | 55 970,0 | 55 970,0 | |
2018 год | 55 100,0 | 55 100,0 | |
2019 год | 55 100,0 | 55 100,0 | |
(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 24.10.2016 N 1443) |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" и Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы".
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 30.06.2014 N 2760, от 24.09.2015 N 675)
В Республике Саха (Якутия) отмечается ежегодный рост количества лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За 2004 - 2010 годы количество потребителей наркотиков, состоящих на учете, увеличилось более чем в 2 раза и в настоящее время официально насчитывает 1 996 человек.
Эпидемиологические особенности наркологической ситуации на территории республики определяются рядом факторов: наличием собственной обширной сырьевой базы для изготовления наркотиков каннабиноидной группы, доступностью и простотой изготовления из нее наркотиков, низким уровнем материального благосостояния населения, отсутствием ответственного отношения к здоровью, в первую очередь, подростками и молодежью.
В течение последних четырех лет показатель распространенности наркомании в республике увеличился на 22,5% и составил в 2010 году 90,4 на 100 тыс. населения (в 2006 году - 70,0, в 2007 году - 76,5, в 2008 году - 85,0, в 2009 году - 90,3). Распространенность опийной наркомании в 2010 году выросла на 34%, каннабиноидной наркомании - на 24,3%. Употребление других и сочетанное употребление наркотиков выросло на 12,5%.
Первичная заболеваемость наркоманией выросла в республике на 22,8% в сравнении с 2006 годом. В структуре заболеваемости наркоманией первичная заболеваемость опийной наркоманией увеличилась на 56%, гашишной наркоманией - на 8,3%.
Наибольшее распространение в республике имеют наркотики растительного происхождения каннабиноидной группы - 78%, что обусловлено наличием собственной сырьевой базы для их производства. В южных и центральных районах республики, где проживает основная часть населения республики, повсеместно распространена дикорастущая конопля, служащая сырьем для изготовления наркотиков растительного происхождения. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) по итогам 2009 года общая площадь сельскохозяйственных угодий составила более 1 638 тыс. га, фактически засоренные коноплей земли из которых составляют более 275,1 га. В целом наркосодержащие растения произрастают на территории 14 из 36 муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Наряду со значительными объемами растительных наркотиков и перекрытием крупных каналов поступления наркотических средств, и, как следствие, увеличением их стоимости, в республике отмечаются факты употребления и изготовления из легкодоступных кодеиносодержащих лекарственных препаратов синтетического наркотика "дезоморфин". В 2010 году общий вес данного наркотика, изъятого Управлением федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Саха (Якутия) составил 202 гр. (в 2007 году - 2,2 гр., в 2008 году - 99 гр., в 2009 году - 233 гр.). Особую озабоченность вызывает появление в республике синтетических наркотических средств МДМА и ТМА, злоупотребление которыми приводит к тяжелым нарушениям функций центральной нервной системы и сердечно-сосудистым заболеваниям. Всего в 2010 году изъято синтетических наркотических средств амфетаминовой группы общим весом 198 гр. (в 2006 году - 0,05 гр., в 2007 году - 21,2 гр., в 2008 году - 723 гр., в 2009 году - 484 гр.).
В целом по республике, в 2010 году правоохранительными органами изъято из незаконного оборота более 205 кг наркотических веществ, в том числе: наркотиков опийной группы - 1,9 кг (в 2006 году - 2,2 кг, в 2007 году - 26,5 кг, в 2008 году - 1,7 кг, в 2009 году - 56,5 кг), каннабисной группы - 199,2 кг (в 2006 году - 185,5 кг, в 2007 году - 267,1 кг, в 2008 году - 292,3 кг, в 2009 году - 392,6 кг), иных наркотических средств и психотропных веществ - 4,2 кг (в 2006 году - 0,307 кг, в 2007 году - 0,302 кг, в 2008 году - 0,48 кг, в 2009 году - 1,6 кг).
Несмотря на проводимую в республике профилактическую работу, специалисты отмечают увеличение числа лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков. В 2010 году правоохранительными органами выявлено 671 наркопреступление (в 2008 году - 887, в 2009 году - 890), в том числе тяжких и особо тяжких - 501 (в 2008 году - 374, в 2009 году - 376), в крупном и особо крупном размерах - 589 (в 2008 году - 402, в 2009 году - 437). Составлено 914 (в 2008 году - 947, в 2009 году - 1 014) протоколов об административных правонарушениях, из них в отношении учащихся - 9 (в 2008 году - 22, в 2009 году - 33), несовершеннолетних - 7 (в 2008 году - 2, в 2009 году - 5).
В состоянии наркотического опьянения совершено 25% преступлений. Наибольшее количество наркопреступлений совершаются лицами в возрасте от 18 до 30 лет, что составляет в среднем 46% от общего числа преступных элементов.
Расчеты минимальных объемов потребления героина в республике показывают, что наблюдается ежегодный рост объема данного наркотика, который с 21 кг в 2007 году увеличился до 26 кг в 2009 году.
Все органы государственной власти, осуществляющие деятельность по противодействию распространению наркозаболеваемости и наркопреступности, испытывают острую потребность в максимально достоверных статистических данных, необходимых для принятия адекватных управленческих решений.
Первоочередной задачей борьбы с наркоманией является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ценностной ориентации на здоровый образ жизни, предусматривающей комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи (семья, образовательные учреждения, досуг). При этом профилактическая работа должна быть обращена к тем, кто еще не сталкивался с ситуацией наркотизации, к тем, кто начал экспериментировать с наркотиками, и к тем, у кого сформировалась наркозависимость.
В республике проводится деятельность по формированию условий для воспитания у населения негативного отношения к незаконному потреблению и обороту наркотиков, по уничтожению наркосодержащих растений, подготовке квалифицированных кадров в ведомствах, ведущих профилактику наркомании и борьбу с наркопреступностью.
В муниципальных образованиях комплекс работ по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков находится еще не на должном уровне. Основной причиной этого является недостаточное финансирование антинаркотических мероприятий за счет средств местных бюджетов либо полное его отсутствие.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) учреждений, в компетенцию которых входит реабилитация больных наркоманией, нет, в связи с чем необходимо разработать и апробировать механизм контроля за деятельностью частных реабилитационных организаций.
Подводя итоги развития наркоситуации в Республике Саха (Якутия), приведем краткий анализ основных преимуществ и проблем профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков - "SWOT-анализ".
Таблица стратегического (SWOT)-анализа основных преимуществ и проблем профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков в Республике Саха (Якутия)
Сильные стороны | Слабые стороны |
- В силу географического положения, обширности и удаленности территории, недостаточно развитой транспортной схемы, отсутствия полноценного железнодорожного сообщения и значимых федеральных автодорог Якутия не входит в систему наркотрафика - регион является конечным пунктом поставок наркотиков. - Сезонный характер поступления подконтрольных веществ на территорию республики из других регионов страны. - Отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность республики от магистральных транспортных сетей и слабую внутреннюю доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора. - В силу природных и климатических условий местная сырьевая база не отличается высоким качеством, культивация наркотикосодержащих растений возможна лишь в небольших количествах, по сравнению с другими регионами Российской Федерации. | - Аварийное состояние объектов государственного учреждения "Якутский республиканский наркологический диспансер". - Отсутствие в республике системы реабилитационных центров для лиц, страдающих наркоманией и прошедших курс лечения. - Наркобизнес рассматривает Якутию в качестве перспективного рынка сбыта из-за высокой стоимости на наркотики, в несколько раз превышающей средние цены Дальнего Востока и России, что позволяет им получать значительную финансовую прибыль. - Повышенная концентрация населения с высоким уровнем дохода, повышенная миграция, в том числе из наркоопасных регионов, в зоне развития мега-проектов республики. - Недостаток квалифицированных кадров для лечения и реабилитации наркоманов. - Излишняя сложность механизма внесения новых видов наркотических средств в Список ПККН. - Отсутствие ограничения отпуска кодеиносодержащих препаратов в аптечных учреждениях. |
Возможности | Угрозы |
- Совершенствование системы профилактики наркомании, - Совершенствование системы лечения и реабилитации наркозависимых лиц, - Координация усилий и повышение эффективности мер противодействия незаконному обороту наркотиков. - Осуществление программно-целевого метода деятельности с четким определением целей и задач, перечнем скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, в соответствии с реальными возможностями государственного бюджета Республики Саха (Якутия). | - Увеличение наркотрафика в связи с развитием сети автомобильного и железнодорожного сообщения. - Усложнение наркоситуации в связи с повышенной миграцией, в том числе из наркоопасных регионов, в зоне развития мега-проектов республики. - Развитие немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, не внесенных в перечень запрещенных к обороту на территории Российской Федерации. |
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: внедрение учебных программ и учебных спецкурсов по формированию антинаркотического мировоззрения и проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, разработка новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов. Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на пятилетний период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.
Целью Программы является сокращение незаконного распространения и потребления наркотиков и снижение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Задачи Программы:
1. Создание и реализация комплекса мер по популяризации в обществе здорового образа жизни и формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, обеспечение координации деятельности субъектов антинаркотической деятельности.
2. Повышение эффективности мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков.
3. Выявление и уничтожение на территории республики мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений.