ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 мая 2012 года N 449-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДО 2020 ГОДА

С целью снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Республики Саха (Якутия):

1. Утвердить:

1.1. Концепцию развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основных направлений до 2020 года согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.

1.2. План мероприятий по реализации Концепции развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основных направлений до 2020 года согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.

2. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Горохов А.В.), Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (Осипов М.А.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.) в установленном порядке внести предложения о проектировании, строительстве первой очереди наркологического диспансера и внесении соответствующих изменений в государственную программу "Комплексные меры по реализации государственной наркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 965, и учесть финансовые расходы при корректировке государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2012 год.

3. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.


Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.СТРУЧКОВ





Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 15 мая 2012 года N 449-р

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДО 2020 ГОДА


 I. Введение


Концепция развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основных направлений до 2020 года (далее - Концепция) определяет общую стратегию, принципы и приоритетные направления государственной политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья населения, повышение качества жизни населения Республики Саха (Якутия), снижение уровня заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, обеспечение доступности и качества наркологической помощи.

Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р.

Реализация данной Концепции предусмотрена на период до 2020 года.


II. Актуальность проблемы


Необходимость разработки Концепции обусловлена высокой распространенностью злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Анализ показателей государственной статистики свидетельствует о высоком уровне распространенности наркологических расстройств на территории республики. Показатель общей распространенности наркологических расстройств составляет 2 798,5 на 100 тыс. населения (РФ - 2 290,5). Показатель распространенности алкоголизма составляет 1 938,5 на 100 тыс. населения, или 2,4% от количества населения (РФ - 1 524,4). Алкоголизация поражает все слои населения. Обеспокоенность вызывают возрастающие показатели потребителей алкоголя среди женского населения, за 2011 год зарегистрировано 5 490 (2010 г. - 5 237) женщин. В течение последних 3 лет показатель распространенности алкоголизма стабильно высок и составляет 1 812,8 (2010 г. - 1938,7) на 100 тысяч населения. В отдельных районах Республики Саха (Якутия), как и в предыдущие годы, отмечались показатели, значительно превышающие средние по республике. Так, высокие показатели распространенности алкоголизма в 2011 году отмечаются в Мирнинском районе (улусе) - 2 411,5, Олекминском районе (улусе) - 3 442,8, Жиганском районе (улусе) - 4 507,2, Усть-Янском улусе (районе) - 3 061,8, из центральных улусов в Таттинском - 2 061,9, Мегино-Кангаласском - 2 020 на 100 тысяч населения.

На конец 2010 г. число больных наркоманией, наблюдаемых врачами-наркологами, составило 805, из них подростков - 1, по итогам 2011 г. число наркоманов выросло до 865, произошел рост на 60 человек. Рост наблюдается в г. Якутске, Нерюнгринском, Мирнинском, Хангаласском, Вилюйском, Мегино-Кангаласском улусах (районах). Наркомания зарегистрирована в 13 улусах (районах).

На профилактическом учете состоят 1 217 человек (2010 г. - 1 191), рост +26 человек. Высокая заболеваемость в Алданском, Намском, Нерюнгринском, Олекминском улусах (районах), г. Якутске.

В 2012 - 2020 годы, учитывая дальнейшее интенсивное социально-экономическое развитие республики, реализацию "мегапроектов", возможен рост больных, употребляющих наркотические и психоактивные вещества.

Наркологическая служба Республики Саха (Якутия) представлена 5 диспансерами (в городах Якутске, Нерюнгри, Алдане, Ленске, Вилюйске), 1-м отделением (в г. Мирном), 29 кабинетами и 1 кабинетом медицинского освидетельствования:

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский наркологический диспансер" (далее по тексту - ГБУ РС(Я) ЯРНД) на 140 коек с поликлиникой на 50 посещений в смену;

В Мирном, Ленске, Нерюнгри и Алдане - наркологические диспансеры со стационарами и амбулаториями различной мощности.

В остальных районах наркологическая помощь населению оказывается кабинетами при общей лечебной сети центральных районных больниц (далее по тексту - ЦРБ), в 11 ЦРБ с круглосуточными койками в отделениях.

Число физических лиц врачей психиатров-наркологов составило в 2011 году - 51, из них в 8 районах врачи совмещают психиатрию и психиатрию-наркологию (в том числе 4 детско-подростковые наркологи). Обеспеченность врачами на 10 тыс. детско-подросткового населения 0,2 вместо 0,7. Обеспеченность населения врачами психиатрами-наркологами на 10 000 населения - 0,57 (РФ - 0,4).

В 7 районах нет врачей психиатров-наркологов, работают совместители. Отмечается высокий коэффициент совместительства врачей психиатров-наркологов врачами других специальностей, что негативно отражается на качестве оказания специализированной наркологической помощи населению, проведении превентивных профилактических и организационных мероприятий в районах республики.

Основная функция ГБУ РС(Я) ЯРНД - оказание специализированной наркологической помощи больным, проведение экспертиз на употребление алкоголя, наркотических и психотропных веществ, оказание организационно-методической помощи наркологическим службам центральных районных больниц, организация профилактической работы среди населения.

Необходимость разработки Концепции также обусловлена существенными изменениями в сфере федерального законодательства, нормативной базы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по оказанию наркологической помощи. Концепция регулирует вопросы, требующие безотлагательного решения в связи с реализацией федеральных законов и нормативных актов федерального и республиканского уровней.

С введением в действие Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи" функция медицинских вытрезвителей исполняется медицинскими организациями.

На основании чего в республике эта функция находится в ведении Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). Медицинская помощь в условиях Севера является важным фактором обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, находящихся в алкогольном, наркотическом и ином токсическом опьянении. С исполнением функций вытрезвителей медицинскими организациями возникают организационные вопросы, требующие неотложного решения.

В соответствии с пунктом 2 протокола совещания у заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кривонос О.В. от 20 декабря 2011 года N 31 наркологическую службу субъектов Российской Федерации требуется привести в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее по тексту - МЗ и СР РФ) N 225-ан от 4 апреля 2011 года "Порядок оказания наркологической помощи населению Российской Федерации".

Развитие реабилитационного направления в наркологической службе республики также требует новых подходов. Оказание специализированной наркологической помощи предусматривает комплексный подход к лечению и реабилитации пациентов с обязательным применением различных реабилитационных программ (медико-социальная, подростковая, трудовая и т.д.). Открылись два филиала ГБУ "Якутский республиканский наркологический диспансер" для реабилитации больных алкоголизмом в с. Туора Кюель Таттинского улуса и с. Маар Нюрбинского района. Для организации эффективной деятельности филиалов требуется закрепить кадры созданием постоянных рабочих мест.

Имеющийся коечный фонд ГБУ РС(Я) ЯРНД (140 круглосуточных коек) в течение года работает с высокой нагрузкой, о чем свидетельствует ежегодное перевыполнение плана койко-дней на 127,8%.

В республике до настоящего времени отсутствуют наркологические койки для детей и подростков, хотя потребность в них достаточно высока, всего на учете с наркологическими заболеваниями состоят 323 несовершеннолетних. По нормативу необходимо открытие детско-подросткового отделения на 20 круглосуточных коек.

Относительно федеральных нормативов численности медицинского персонала наркологических учреждений (приказ МЗ и СР РФ от 27 января 2006 года N 45 "Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала наркологических учреждений и наркологических подразделений в составе других лечебно-профилактических учреждений") в республике существует значительный дефицит штатных единиц наркологической службы, что негативно сказывается на доступности и качестве работы службы.

С учетом поступления больных с явлениями тяжелой алкогольной и наркотической интоксикации требуется создание палаты интенсивной терапии и реанимационных коек для своевременного и полноценного применения методов интенсивной терапии и детоксикации. На сегодня в отделении неотложной наркологической помощи функционирует круглосуточно только один медицинский пост на 15 больных с явлениями острого алкогольного психоза.

Злоупотребления ПАВ оказывают деструктивное воздействие на главные ресурсы национальной экономики - интеллектуальное и физическое здоровье населения страны. При этом эффективность оказания наркологической помощи населению остается на низком уровне и не соответствует масштабности проблемы.


III. Цель и задачи Концепции


Целью Концепции является реализация государственной политики, направленной на снижение потребления ПАВ, сохранение и укрепление здоровья населения Республики Саха (Якутия), сокращение медико-социальных потерь от последствий злоупотребления алкоголем и наркотиками на основе передовых медико-социальных технологий, повышение эффективности системы профилактики потребления ПАВ и регулирования алкогольного рынка.

Задачами Концепции являются:

создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией и немедицинского потребления наркотических веществ и психотропных средств;

переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;

формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;

информирование населения о негативных последствиях злоупотребления ПАВ;

создание стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;

совершенствование диагностики, лечения, реабилитации алкоголизма и наркомании, доступности лечебно-профилактических и реабилитационных программ для населения;

привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции и отказа от употребления ПАВ;

повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности, обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;

противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;

применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;

подготовка, повышение квалификации кадров и обеспечение врачами психиатрами-наркологами;

укрепление материально-технической базы наркологических диспансеров, кабинетов и отделений республики, а также расширение сети наркологических кабинетов.


 IV Этапы и механизм реализации Концепции


Реализацию Концепции предполагается осуществить в 2 этапа.

I этап 2012 - 2016 годы:

осуществление реализации подпрограммы "Профилактика алкоголизма и формирование мотивации к здоровому образу жизни среди населения Республики Саха (Якутия)" государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 г.г.", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.11.2011 N 982, государственной программы "Комплексные меры по реализации государственной наркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) на 12 октября 2011 N 965;

строительство и ввод в эксплуатацию объекта "Здание республиканского наркологического диспансера на 110 коек с поликлиникой мощностью 50 посещений в смену в г. Якутске", позволяющего осуществлять широкий спектр лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;

организация оказания помощи гражданам, находящимся в состоянии опьянении в общественных местах на территории республики;

развитие лечебно-профилактических кабинетов, оказывающих наркологическую помощь на базе ЛПУ для несовершеннолетних и молодежи, взрослому населению (оснащение наркологических диспансеров, кабинетов наглядными пособиями, анатомическими муляжами, внедрение программ психодиагностики и психопрофилактики, "телефонов доверия");

внедрение информационных технологий (ввод информационно-аналитического, лечебно-диагностического комплекса);

переподготовка (первичная специализация), тематическое усовершенствование специалистов, оказывающих наркологическую, медико-социальную, реабилитационную помощь (врач психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог, социальный работник, инструктор по химической зависимости);

осуществление мониторинга наркологической ситуации в Республике Саха (Якутия);

совершенствование оказания специализированной наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) (внедрение новых современных технологий специализированной наркологической помощи, мобильные бригады, десанты);

внедрение в лечебную практику новых лекарственных препаратов, медицинской техники, современных технологий диагностики и лечения наркологических больных;

развитие системы раннего выявления злоупотребления алкоголем и наркотиками среди различных слоев населения (проведение двухэтапного тестирования посетителей центров здоровья, проведение ежегодных наркологических медицинских осмотров для различных слоев населения);

мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотиками;

подготовка специалистов в области профилактики потребления ПАВ (участие в семинарах-конференциях, съездах, форумах по актуальным проблемам потребления ПАВ, подготовка консультантов по химической зависимости, волонтеров из числа реабилитированных пациентов для работы в наркологической службе республики);

организация реабилитационных наркологических подразделений в структуре действующих наркологических диспансеров (отделений), а также на базе центральных районных больниц Республики Саха (Якутия);

повышение доступности медико-социальной реабилитации для больных алкоголизмом и наркоманией, а также для обратившихся за медицинской помощью лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»