О Концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года
В целях дальнейшего развития здравоохранения Республики Саха (Якутия), реализации направлений Концепции демографической политики и государственных программ в области здравоохранения Российской Федерации, во исполнение Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 января 2009 года N 10, Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить Концепцию снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить План мероприятий реализации Концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.) обеспечить координацию деятельности заинтересованных министерств, ведомств по реализации государственной политики снижения смертности населения республики от предотвратимых причин.
4. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.) учесть при разработке планов среднесрочного и долгосрочного развития Республики Саха (Якутия) мероприятия, предусмотренные в Плане основных мероприятий реализации Концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Куприянова Ю.С.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. Борисов
Концепция
снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года
Настоящая Концепция разработана в целях реализации Государственных программ Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области здравоохранения.
К наиболее сложным медико-демографическим проблемам России в настоящее время относится высокий уровень смертности населения. Снижение уровня смертности населения - одна из целей приоритетного национального проекта "Здоровье" и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Основным направлением определено сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, от онкологических заболеваний, от травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий и самоубийств.
В Республике Саха (Якутия) при положительной динамике наиболее социально значимых показателей охраны здоровья населения сохраняется ряд негативных тенденций в структуре заболеваемости и смертности населения. Растут показатели заболеваемости, инвалидности населения от болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, от воздействия внешних причин и стабильно высокими остаются показатели смертности от указанных причин. В структуре причин смертности в 1990 году на болезни системы кровообращения приходилось 34,1%, а в 2007 году - 46,2%, на несчастные случаи, отравления и травмы - соответственно 24,6 и 21,1%, на новообразования - 18,2 и 13,6%. Суммарный вклад этих классов заболеваний в общую смертность составил в 2007 году 80%.
В условиях происходящих в стране и республике реформ и модернизации здравоохранения разработка Концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний является своевременной и необходимой.
Задача государства - обеспечить последовательную и долгосрочную политику, способствующую мотивации населения и формированию благоприятной окружающей среды для сохранения здоровья, повышения качества и продления жизни населения. Формирование эффективной общественной и государственной политики профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями и травматизмом требует участия различных секторов общества (медицинского и немедицинского), принятия государственных, парламентских, общественных решений и участия в принятии этих решений населения с перспективой его активного участия и ответственности в их реализации. Необходимо развивать сотрудничество с различными производственными учреждениями, частным сектором, гражданским обществом. Особое внимание необходимо уделить уязвимым группам населения. При формировании политики и реализации стратегии также необходимо учитывать неравенство в уровнях здоровья между различными социальными группами.
Численность населения Республики Саха (Якутия) постоянно уменьшается с начала 90-х годов XX века. Наибольшая численность населения в республике составляла 1 109,6 тыс. человек в 1991 году (данные ТО ФСГС по РС (Я)), в 2002 году - 949,3 тыс. человек, на начало 2008 года - 951,4 тыс. человек. За период с 1990 по 2008 годы снижение численности населения республики составило более 160 тыс. человек. Лишь в последние 2 года численность населения начала понемногу увеличиваться.
Динамику численности населения и характер режима его воспроизводства во многом определяют уровень и тенденции рождаемости и смертности.
Естественный прирост населения республики сохраняется благодаря превышению числа родившихся над числом умерших в 1,4 - 1,7 раза. Число родившихся с 2001 по 2006 годы выросло с 13,3 до 13,7 тысяч человек и достигло в 2007 году 15,3 тысяч человек. Численность родившихся в 2007 году оказалась самой высокой за последние 8 лет - 15 268 новорожденных. Общий коэффициент рождаемости в Республике Саха (Якутия) в 2007 году составлял 16,1 на 1 000 человек населения и превышал общероссийский показатель на 42,5 процента.
Рост общих показателей рождаемости был вызван как благоприятными сдвигами в возрастном составе населения, так и повышением уровня жизни и стабилизацией экономической ситуации в республике.
Ежегодным ростом смертности характеризовался период с конца 90-х годов вплоть до 2005 года. Самый высокий уровень смертности в республике за последние 10 лет наблюдался в 2002 году - 1 021,0 на 100 тыс. населения. В 2007 году коэффициент смертности составил 973,2 на 100 тыс. населения. По уровню смертности Республика Саха (Якутия) находится на 77 месте среди регионов России, на 9 месте - среди субъектов ДФО.
В структуре смертности населения доля умерших мужчин составляет 60,7%. Большую социальную значимость имеет высокая смертность граждан трудоспособного возраста, в 2007 году их доля составила 45,4% от всех умерших. В последние годы в республике смертность мужского населения в трудоспособном возрасте (79,1%) более чем в три раза превышает смертность женского населения, в отдельных возрастных группах эти различия более значительны. Аналогичная ситуация складывается и в Российской Федерации в целом, смертность мужского населения в России в 3 - 4 раза превышает смертность в экономически развитых странах. Это оказывает негативное влияние на формирование трудовых ресурсов, усугубляет диспропорцию полов.
Смертность населения Республики Саха (Якутия) от болезней системы кровообращения (БСК) не имеет устойчивой тенденции к снижению, и составила в 2005 - 2006 - 2007 г.г. 466,8 - 436,0 - 446,0 на 100 тыс. населения соответственно (РФ - 864,8 в 2006 г.), в том числе от острого инфаркта миокарда (ОИМ) - 27,6 и 32,9 (РФ - 45,4), от цереброваскулярных болезней (ЦВБ) - 104,5 и 94,2 на 100 тыс. населения (РФ - 305,3).
Недостаточный объем профилактической работы в ЛПУ и пропаганды в средствах массовой информации о формировании здорового образа жизни населения, осведомленности о его причинах, ранних проявлениях и последствиях артериальной гипертонии приводит к позднему выявлению патологии у более чем 83% больных. Из-за недостаточного финансирования кардиологические отделения, а также учреждения первичного звена здравоохранения, на которые возложены функции профилактической деятельности, оснащены диагностическим оборудованием ниже стандартов, испытывают острую нужду в современных тромболитических, гипотензивных и других сердечно-сосудистых препаратах, потребность в которых удовлетворяется не более чем на 30%.
В течение последних 10 лет по Республике Саха (Якутия) наблюдается постепенное и неуклонное повышение всех эпидемиологических показателей злокачественных новообразований. Ежегодно в республике заболевают 2 тыс. и умирают 1,3 тыс. человек. За период 1997 - 2007 годов число ежегодно регистрируемых больных злокачественными опухолями увеличилось на 22,0%.
Особое внимание обращает на себя высокая запущенность при визуальных формах злокачественных новообразований: 81,8% - при раке прямой кишки и 57,1% - губы, 47,4% - при меланоме кожи, 36,0% - при раке молочной железы, 31,2% - шейки матки и 25,6% - щитовидной железы. Этим обусловлен высокий уровень смертности больных в течение первого года с момента установления диагноза - 46,3% (по РФ - 31,0%, ДВФО - 37,5%).
Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение в 2007 году, только 29,7% имели I - II стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения и наблюдения (по РФ - 44,7%). Смертность от злокачественных новообразований в Республике Саха (Якутия) на 100 тыс. населения составляет 141,1 (РФ - 199,1). В структуре смертности населения от злокачественных новообразований наибольший удельный вес составляют рак легкого (20,7%), желудка (12,8%), рак печени (7,6%).
По статистическим данным условные потери республики в связи с преждевременной гибелью больных от раковой патологии в трудоспособном возрасте в ценах 2000 года составляют более 350 млн. рублей ежегодно.
Ежегодно на территории Республики Саха (Якутия) только от насильственной смерти погибают более 2 000 человек, в основном, трудоспособного возраста. Количество погибших от дорожно-транспортных происшествий составляет в среднем 150 человек в год. Около трети пострадавших при различных авариях и катастрофах погибают от несвоевременного оказания медицинской помощи (неоказания первой медицинской помощи, в том числе само- и взаимопомощи, немотивированного удлинения фазы изоляции), особенно в связи с большой протяженностью автодорог и отдаленностью населенных пунктов.
Одним из индикаторов социального неблагополучия населения является уровень насильственной смертности от убийств и самоубийств, концентрирующий в себе результат действия многочисленных факторов: ухудшение материального благосостояния некоторой части населения, хронический стресс и сохранение условий, провоцирующих злоупотребление алкоголем, неуверенность в своем будущем и будущем детей, рост криминализации общества.
Согласно данным Росстата количество смертей от самоубийств в Российской Федерации в 2007 году составило 29,1 на 100 тысяч ее жителей. При этом критической считается цифра 20. Показатель умерших от самоубийств в Республике Саха (Якутия) составил в 2007 году 49,1 на 100 тысяч населения.
К сожалению, все чаще жизнь самоубийством заканчивают дети и подростки. В Республике Саха (Якутия) показатель смертности детей и подростков от самоубийств составил в 2007 году 14,3 на 100 тысяч населения (в 2006 году - 10,9). Данные показатели являются крайне высокими (в 3 раза превышают российские показатели), по ним наша республика занимает 11 место в России. Таким образом, уровень самоубийств в республике остается на очень высоком уровне, и эти показатели имеют тенденцию к росту.
В то же время в республике отсутствует необходимая система оказания психотерапевтической и суицидологической помощи как населению в целом, так и детям, в муниципальных медицинских учреждениях сельских районов отсутствуют ставки врачей-психотерапевтов. На республиканском уровне не создан Центр по оказанию суицидологической, психотерапевтической и медико-психологической помощи населению, недостаточно "телефонов доверия".
Уровень смертности адекватно выражается в ожидаемой продолжительности жизни населения, динамика которой является точной характеристикой тенденций смертности. В 2007 году средняя продолжительность предстоящей жизни в республике составила 66,2 года. Республика относится к числу регионов с низкими значениями этого показателя, и по сравнению с Российской Федерацией ожидаемая продолжительность жизни ниже на 1 - 2 года. Значительным остается разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин - 12 лет. В 2007 году ожидаемая продолжительность жизни женщин составляла 72,2 года, мужчин - только 60,6 лет.
Целями настоящей Концепции являются преодоление неблагоприятных тенденций смертности населения, в первую очередь от предотвратимых причин, создание условий для стабилизации демографической ситуации, увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Саха (Якутия).
В основу положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач. Мероприятия должны охватывать все направления: профилактику, раннее выявление и эффективное лечение наиболее распространенных заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения (болезни системы кровообращения, онкологическая патология, травматизм);
концентрация на приоритетах: выбор в каждом из направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения;
взаимодействие государственных органов власти с институтами гражданского общества.
Основными задачами реализации Концепции на период до 2025 года являются:
снижение коэффициента общей смертности населения Республики Саха (Якутия) до 9,0 на 1 000 населения, прежде всего от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, травм и отравлений, а также от новообразований;
укрепление здоровья населения, существенное снижение заболеваемости социально значимыми болезнями;
определение и создание эффективной инфраструктуры для укрепления здоровья, профилактики и лечения неинфекционных заболеваний и травматизма.
Для решения задачи снижения смертности населения требуется:
1. Снижение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет:
повышения эффективности профилактики сердечно-сосудистых заболеваний путем улучшения информационно-пропагандистской системы по профилактике основных факторов риска (ожирение, курение, гиподинамия, неправильное питание) и введения системы мониторинга по артериальной гипертонии;
создания Регионального и первичных центров сердечно-сосудистых заболеваний в муниципальных учреждениях здравоохранения и совершенствования подготовки работающих в них медицинских кадров;
улучшения материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, путем строительства Кардиологического диспансера (центра) на 80 коек в г. Якутске, оснащения учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и аппаратурой в соответствии со стандартами;
повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи больным путем оказания выездной консультативной помощи, внедрения современных рентгенохирургических методов диагностики и лечения больных с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения.
2. Снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет:
внедрения эффективных методов профилактики путем создания и внедрения скрининговых программ по раку легкого, молочной железы, шейки матки, желудка и колоректального рака, включая применение онкологических маркеров, маммографию, флюорографию, ультразвуковое обследование внутренних органов;
подготовки и повышения квалификации кадров в области профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний;
применения в лечении онкологических больных эффективных лекарственных средств;
укрепления материально-технической базы путем строительства Якутского республиканского онкологического диспансера на 115 коек с радиологическим отделением на 40 коек и хозяйственным блоком в г. Якутске.
3. Снижение смертности населения от самоубийств за счет:
создания системы профилактики как непосредственно самоубийств, так и заболеваний, приводящих к ним (непсихотические психические расстройства, депрессии, тревожные состояния и тяжелые психические расстройства), путем введения во всех лечебных учреждениях муниципальных образований республики должностей врачей-психиатров, врачей детских психиатров, врачей-психотерапевтов и медицинских психологов (в зависимости от численности населения); организации совместно с Министерством образования и молодежными организациями психологической помощи детям, подросткам и молодежи отделов "телефон доверия";
развития служб психотерапевтической и психологической помощи в целях предотвращения суицидов, психологического консультирования людей, оказавшихся в кризисной ситуации, путем создания современного республиканского Центра по оказанию суицидологической, психотерапевтической и медико-психологической помощи;
совершенствования подготовки и повышения квалификации кадров врачей-психиатров, врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе и обеспечения подготовки врачей-терапевтов общей врачебной практики по вопросам выявления психических расстройств и рискового суицидального поведения на раннем этапе у людей, ранее не обратившихся к психиатру и психотерапевту;
внедрения эффективных, современных психотерапевтических методик и лекарственных препаратов для лечения депрессий и невротических расстройств;
укрепления материально-технической базы психиатрических и психотерапевтических учреждений республики и отделений, кабинетов в муниципальных учреждениях с оснащением в соответствии со стандартами;
проведения работы по предотвращению самоубийств и правильному безопасному освещению проблем самоубийств совместно со специалистами средств массовой информации;
продвижения инициатив по ограничению доступа к средствам совершения самоубийств и членовредительства (совместно с органами законодательной власти, органами внутренних дел).
4. Снижение смертности населения от дорожно-транспортного травматизма за счет: