ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 22 ноября 2013 года N 2328
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 12.10.2011 N 982 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2283.
____________________________________________________________________
В целях профилактики заболеваний и обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению на всех этапах ее оказания постановляю:
1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N 982 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" в редакции согласно приложению к настоящему Указу.
2. Контроль исполнения настоящего Указа Президента Республики Саха (Якутия) возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
22 ноября 2013 года
N 2328
Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 22 ноября 2013 года N 2328
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"
Базовый вариант | Интенсивный вариант | |||
1. | Наименование государственной программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) | ||
2. | Статус программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) | ||
3. | Основание для разработки государственной программы | Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; | ||
4. | Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) | ||
5. | Соисполнители государственной программы | Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) | ||
6. | Цель и задачи государственной программы | Цель: улучшение показателей здоровья населения Республики Саха (Якутия) путем обеспечения доступности медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Задачи: обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; развитие государственно-частного партнерства; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; повышение доступности и обеспеченности населения Республики Саха (Якутия) качественными, безопасными лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания; развитие информатизации в здравоохранении; обеспечение системности организации охраны здоровья | ||
7. | Целевые индикаторы государственной программы | смертность от всех причин; материнская смертность; младенческая смертность; смертность от болезней системы кровообращения; смертность от дорожно-транспортных происшествий; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); смертность от туберкулеза; потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); распространенность потребления табака среди взрослого населения; распространенность потребления табака среди детей и подростков; заболеваемость туберкулезом; обеспеченность врачами; соотношение врачей и среднего медицинского персонала; соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в республике; соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в республике; соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в республике; ожидаемая продолжительность жизни при рождении | ||
8. | Сроки реализации (этапы) государственной программы | Государственная программа "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" реализуется в один этап: Структурные преобразования и приведение в соответствие Порядкам оказания медицинской помощи 2012 - 2016 годы | ||
9. | Наименование подпрограмм (стратегические направления) | Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства"; Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка"; Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; Подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении"; Подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования Республики Саха (Якутия)" | ||
10. | Предельный объем средств на реализацию программы с разбивкой по годам | Всего - 90 836 892,0 тыс. рублей: 2012 год - 20 184 197,0 тыс. рублей; 2013 год - 19 150 064,0 тыс. рублей; 2014 год - 17 627 204,0 тыс. рублей; 2015 год - 17 879 648,0 тыс. рублей; 2016 год - 15 995 779,0 тыс. рублей. В том числе республиканский бюджет: 2013 год - 17 022 411,0 тыс. рублей; 2014 год - 16 640 275,0 тыс. рублей; 2015 год - 16 158 420,0 тыс. рублей; 2016 год - 15 774 551,0 тыс. рублей. В том числе федеральный бюджет: 2012 год - 3 416 595,0 тыс. рублей; 2014 год - 237 196,0 тыс. рублей; 2015 год - 221 228,0 тыс. рублей; 2016 год - 221 228,0 тыс. рублей, в том числе внебюджетные источники: 2014 год - 749 733,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 500 000,0 тыс. рублей | Всего - 126 054 253,0 тыс. рублей: В том числе государственный бюджет Республики Саха (Якутия): 2012 год - 16 186 028,0 тыс. рублей; 2012 год - 3 416 595,0 тыс. рублей; 2013 год - 2 127 653,0 тыс. рублей; 2014 год - 237 196,0 тыс. рублей; 2015 год - 221 228,0 тыс. рублей; 2016 год - 221 228,0 тыс. рублей, в том числе внебюджетные источники: 2012 год - 581 574,0 тыс. рублей; 2014 год - 749 733,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 500 000,0 тыс. рублей |
Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ (СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)
Характеристика итогов реализации государственной политики в сфере здравоохранения, выявление потенциала развития сферы здравоохранения и существующих ограничений в сфере реализации Программы.
С 2009 по 2012 годы в Республике Саха (Якутия) возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло на 11,8%, случаев заболеваний злокачественными новообразованиями на 5,7%. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, возросло на 8%. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (29,3%) и болезни системы кровообращения (10%).
Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны.
Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Республики Саха (Якутия). Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Республики Саха (Якутия) с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.
Наиболее важной и актуальной задачей здравоохранения республики является реализация стратегических Указов Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2012 года.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:
возрождение системы профилактики заболеваний;
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:
приоритетный национальный проект "Здоровье";
федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)";
региональные программы модернизации здравоохранения.
Итоги реализации указанных государственных инициатив к 2012 году (к началу реализации Программы) характеризуются следующими показателями:
естественное воспроизводство населения выросло в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 7,8% (2012 г. - 8,3 на 1 000 населения; 2011 г. - 8,3; 2010 г. - 7,7);
увеличение рождаемости: в 2012 году показатель рождаемости повысился на 4,8% (2012 г. - 17,6 на 1 000 населения; 2011 г. - 17,1; 2010 г. - 16,8);
снижение показателей смертности: общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1 000 человек, в 2012 году составил 9,3 (в 2010 г. - 9,8), что отражает положительную динамику;
увеличение ожидаемой продолжительность жизни: в период 2006 - 2012 годов ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,4 лет - с 65,6 лет в 2006 году до 68,0 лет в 2012 году.
В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 - 2012 годов приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых, с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения, являются:
Федеральный закон от 22 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р;
Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р;
Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года N 1873-р;
План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 1134-р;
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690;
Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
План мероприятий ("Дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р.
В области правового регулирования сферы охраны здоровья в Республике Саха (Якутия) приняты следующие нормативные документы:
Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 399-З N 811-III (ред. от 26.05.2010) "Об основных направлениях профилактики наркомании и токсикомании на территории Республики Саха (Якутия)";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N 982 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (вместе с "Государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы");
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N 965 (ред. от 11.07.2012) "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (вместе с "Государственной программой Республики Саха (Якутия) "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы");
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.08.2009 N 354 "О концепции снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года";
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.05.2012 N 449-р "Об утверждении Концепции развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основных направлений до 2020 года" (вместе с Планом мероприятий по реализации Концепции развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основных направлений до 2020 года).
Таким образом, к настоящему моменту имеются значительные сдвиги, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.
Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);