Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы (с изменениями на 16 октября 2017 года)



2.2. Анализ состояния общественного питания


Сфера общественного питания играет важную роль в жизни современного общества и каждого человека. Уровень развития общественного питания является одним из важнейших показателей социально-экономического развития общества.


Общественное питание - отрасль экономики, организации которой выполняют такие функции, как производство и реализация услуг питания, организация потребления и досуга. Услуги общественного питания оказывают различные типы организаций - рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные. При этом четких требований к тому или иному виду заведений общественного питания в России до сих пор не разработано. В связи с этим направления специализации организаций этой отрасли определяются на основе их собственного позиционирования.


В традиционной классификации, установленной ГОСТом Р 50762-95, рестораны делятся на три класса: люкс, высший и первый, каждому из которых соответствует определенный набор требований. Однако в современных условиях целесообразно использовать несколько иную градацию: элитные, рестораны для среднего класса (демократичные) и фаст-фуды. Период 2007 - 2012 годов характеризовался развитием сегмента фаст-фуда, его ежегодный рост в России, по оценкам DISCOVERY Research Group, составлял 20 - 27 процентов. В то же время замедлились темпы роста сегмента элитных ресторанов. В последние годы в сфере общественного питания появились такие типы заведений, как кофейни и сетевые операторы зарубежных и региональных представителей сетевых компаний питания.


Российский рынок общественного питания, характеризуется низким уровнем обеспеченности точками питания в расчете на душу населения, сравнительно низкой частотой питания "вне дома" и неразвитостью региональных рынков. Хотя численность населения в России и является самой высокой среди стран Восточной Европы, число организаций общественного питания в 2011 году, например, в Польше составляло 96 тысяч, что почти в два раза больше, чем в России - 50,1 тысяч (в 2010 году - 45,2 тыс.). В западноевропейских странах, таких, как Испания и Италия, этот показатель почти в шесть раз выше, чем в России, 305 и 312 тысяч организаций общественного питания, соответственно. Российский рынок общественного питания является ненасыщенным и характеризуется более высокими темпами развития, чем рынки стран Европы и США.


Среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей в других странах. В 2007 году в России среднедушевые затраты на питание вне дома составляли менее 4 тыс. рублей на одного человека в год, в 2012 году - не более 8 тыс. рублей, соответственно. Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. рублей на 2007 год), Франции (25 тыс. рублей на 2007 год) и Германии (12 тыс. рублей на 2007 год) (рисунок 2).