________________
* Источник данных: http://marketing.unipack.ru/323/
40 ┌═══════════════38══════════════════════════‰
│ ┌════‰ │
35 ├═════════════┤ ├════════════════════════┤
│ │ │ │
30 ├═════════════┤ ├════════════════════════┤
│ │ │ 25 │
25 ├═════════════┤ ├═════┬════┬═════════════┤
│ │ │ │ │ │
20 ├═════════════┤ ├═════┤ ├═════════════┤
│ │ │ │ │ │
15 ├═════════════┤ ├═════┤ ├═══════12════┤
│ │ │ │ │ ┌════‰ │
10 ├═════════════┤ ├═════┤ ├═════┤ ├══┤
│ 4 │ │ │ │ │ │ │
5 ├═════════════┤ ├═════┤ ├═════┤ ├══┤
│ ┌════‰ │ │ │ │ │ │ │
0 └══┴════┴══┬══┴════┴══┬══┴════┴══┬══┴════┴══…
Россия США Франция Германия
Сложившаяся в сфере общественного питания России ситуация свидетельствует, с одной стороны, о высоком потенциале развития данного рынка и его недостаточной насыщенности, а с другой стороны, о низком уровне доходов российских граждан. Россияне тратят на еду в среднем около 30% доходов, то есть вдвое больше, чем европейцы и в 6 раз больше, чем жители Соединенных Штатов. Это связано как с уровнем благосостояния населения России, так и с высокими ценами на продукты и услуги сферы общественного питания. Например, уровень цен на продукты питания в Австрии приближен к среднему уровню по России, а средняя заработная плата составляет 4 - 5 тыс. евро в месяц (минимальный прожиточный уровень - 700 евро.) Цена среднего чека в сетевой кофейне Вены (Австрия) составляет в среднем 10 евро, в России - 600 рублей.
В 2010 - 2012 годы изменилась структура общественного питания в России в сравнении с 2007 - 2010 годами. Выбор потребителей сместился с дорогих ресторанов к услугам сетевых организаций общественного питания. По данным исследовательской компании "Комкон", в I квартале 2012 г. дорогие рестораны регулярно посещали 14,7% жителей регионов ПФО, а в аналогичный период 2011 года - 21,3 процента. Торговый оборот дорогих ресторанов в регионах ПФО снизился на 25 - 30 процентов. Кроме того, снизилась стоимость среднего чека в ресторанах, уменьшилось количество посетителей. Между тем в сетевых ресторанах и кафе средней ценовой категории, а также в небольших точках общепита с доступными ценами в период 2007 - 2012 годах количество посетителей увеличилось на 12%, хотя средний чек и уменьшился на 4 процента.
В 2010 - 2012 годах наблюдался повышенный интерес иностранных сетей к рынку общественного питания регионов ПФО. В 2011 году на рынке ПФО появились такие крупные иностранные бренды, как Burger King и Dunkin Donuts, увеличилось количество объектов "Макдоналдс", "Сбарро", "Сабвей", "Планета Суши", "Иль Патио", "Ростик-С", "Крошка-Картошка", "Шоколадница", "Тинькофф", "Джус Мастер" и др.