Недействующий

Об утверждении Методических указаний по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования (утратил силу на основании приказа ФОМС от 31.03.2023 N 49)

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
от 11 июня 2015 года N 103

     

Методические указания по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования



1. Настоящие Методические указания разработаны для использования страховыми медицинскими организациями (далее - СМО) и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) при организации мероприятий, направленных на изучение удовлетворенности застрахованных лиц доступностью и качеством медицинской помощи, их информированности о возможностях системы оказания медицинской помощи, а также о правах в сфере обязательного медицинского страхования.

Методические указания регламентируют проведение социологических опросов в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по территориальным программам обязательного медицинского страхования, и устанавливают порядок проведения опросов населения при получении амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной помощи, стационарозамещающей помощи.

2. Настоящие Методические указания обеспечивают процесс мониторирования показателей удовлетворенности и информированности застрахованных как на уровне отдельных регионов, так и Российской Федерации в целом, что реализуется за счет использования унифицированного инструментария (анкет) и единых подходов к построению выборочной совокупности.

3. Методическими указаниями предусмотрена возможность проведения двухуровневой системы мониторинга показателей удовлетворенности и информированности. Первый уровень - сбор оперативной информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи. Осуществляется за счет проведения ежеквартальных социологических опросов по специальным анкетам, содержащим минимальный перечень наиболее значимых показателей. Второй уровень - сбор развернутой информации об удовлетворенности застрахованных качеством и доступностью медицинской помощи, а также информированности о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. Используется для более детального анализа причин неудовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи, исследования уровня информированности застрахованных о своих правах при получении медицинской помощи. Рекомендуемая периодичность проведения в плановом порядке - один раз в год.

4. В рамках Методических указаний использованы следующие определения:

- респонденты - лица, принявшие участие в анкетировании;

- интервьюер - лицо, осуществляющее сбор эмпирической социологической информации посредством опроса респондентов;

- анкета - опросный лист, заполняемый респондентом по указанным в нем правилам. В рамках настоящих Методических указаний разработано 6 вариантов анкет (приложения N 1, 2, 3, 4, 5, 6);

- анкетирование - метод проведения социологических опросов, при котором общение между интервьюером и респондентом осуществляется в соответствии с разработанной анкетой;

- формализованное интервью - разновидность опроса, при котором беседа интервьюера с респондентом ведется по фиксированному вопроснику (анкете), где вопросы сопровождаются четко сформулированными вариантами ответов;

- вопрос закрытый - разновидность формулировки вопроса, ответ на который респондент выбирает из предложенных в анкете или интервьюером вариантов;

- вопрос полузакрытый - разновидность вопроса, по которому наряду с заранее сформулированными вариантами ответов в анкете предусмотрена позиция для самостоятельно сформулированного респондентом ответа;

- вопрос открытый - разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респонденту самостоятельно сформулировать ответ;

- удовлетворенность медицинской помощью - степень соответствия того, что пациент желает получить от медицинской организации и медицинских работников, его фактическому опыту по использованию медицинских услуг;

- генеральная совокупность - совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах социологического исследования. В рамках настоящей методики генеральная совокупность это - 1) пациенты, обратившиеся за отчетный период в амбулаторно-поликлинические учреждения; 2) пациенты, пролеченные за отчетный период в дневном стационаре; 3) пациенты, пролеченные за отчетный период в стационаре.

- выборочная совокупность (выборка) - часть отобранных объектов из генеральной совокупности, подлежащих опросу;

- выборка квотная - вид выборки, формируемой на основе статистических сведений о характеристиках элементов генеральной совокупности. В рамках настоящей методики выборка будет учитывать половозрастную структуру генеральной совокупности, а также распределение объемов предоставляемой по территориальной программе ОМС медицинской помощи по административным районам/округам региона;

- репрезентативность - соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом;

- медико-социологический мониторинг территориальной системы ОМС - система наблюдения, анализа, оценки и прогноза изменения мнения населения о доступности и качестве бесплатной медицинской помощи, а также определения причинно-следственных связей между общественным мнением и функционированием субъектов и участников системы ОМС.

5. Методология проведения социологических опросов (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи, информированности населения о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.

5.1. Объект исследования

В рамках проведения социологических опросов в территориальных системах ОМС в качестве объекта выступают застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица, получившие в отчетный период медицинскую помощь по территориальным программам ОМС в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, стационарную помощь, стационарозамещающую помощь.

5.2. Предмет исследования

Предмет исследования - удовлетворенность застрахованных доступностью и качеством медицинской помощи, получаемой в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также информированность населения о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.

5.3. Цель исследования

Цель исследования - сбор социологических данных об удовлетворенности застрахованных доступностью и качеством медицинской помощи, получаемой по территориальным программам ОМС в субъектах РФ, а также информированности населения о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.

5.4. Задачи исследования