В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 года N 328 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 7 августа 2014 года N 462, от 14 апреля 2015 года N 165, от 17 апреля 2015 года N 173, от 9 октября 2015 года N 499, от 28 марта 2016 года N 114, от 23 января 2017 года N 10, от 14 марта 2017 года N 93, от 31 марта 2017 года N 120, от 11 июля 2017 года N 291, от 31 августа 2017 года N 373, от 27 декабря 2017 года N 566, от 28 марта 2018 года N 106, от 28 августа 2018 года N 348, от 1 февраля 2019 года N 19, от 6 июня 2019 года N 235, от 9 октября 2019 года N 401, от 21 февраля 2020 года N 36, от 17 апреля 2020 года N 107, от 4 августа 2020 года N 313, от 9 февраля 2021 года N 30, от 25 марта 2021 года N 84, от 13 апреля 2021 года N 121, от 30 июня 2021 года N 222, от 10 февраля 2022 года N 37, от 19 мая 2022 года N 193, от 1 ноября 2022 года N 514, от 3 мая 2023 года N 215, от 28 ноября 2023 года N 640, от 28 декабря 2023 года N 732).
2. Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 10 ИЮНЯ 2014 ГОДА N 328 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях создания условий для устойчивого роста численности и благосостояния населения Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:".
2. Государственную программу Забайкальского края "Социальная поддержка граждан", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 10 июня 2014 г. N 328
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 15 марта 2024 г. N 123)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы Забайкальского края "Социальная
поддержка граждан"
Система социальной поддержки населения должна быть ориентирована на создание равных для населения условий, обеспечивающих достойное качество жизни и защиту социально уязвимых категорий населения, таких как малообеспеченные граждане, семьи с детьми, люди пожилого возраста, инвалиды, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Получателями социальных выплат ежегодно являются более 270 тысяч человек - каждый третий житель Забайкальского края. Гражданам предоставляются 70 видов социальных выплат, из них более 70% - с учетом принципа адресности и критериев нуждаемости. Общий объем социальной помощи с 2019 года составил 59,4 млрд. рублей.
Более 13 миллиардов рублей в год направляется на поддержку семей с детьми - это прямые выплаты для более чем 98 тысяч семей. В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта более 2,5 тыс. семей улучшили свое финансовое положение.
С 2023 года отмечается снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Забайкальского края, на 8,7% (с 6 022 до 5 498 человек). Доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях, возросла с 76% до 77%.
Одна из основных задач социальной сферы - помочь пожилым землякам как можно дольше оставаться социально активными. В последние годы осуществляется переход к практике постоянного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами. В рамках реализуемого регионального проекта "Старшее поколение" внедрена и совершенствуется работа в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - СДУ). Системой СДУ охвачено более 800 нуждающихся граждан. 8 государственных учреждений социального обслуживания реализуют мероприятия по созданию и внедрению СДУ, действуют 4 отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов с целью поддержания физической и психологической активности, предотвращения социальной изоляции. Действуют "школы ухода" для обучения граждан, осуществляющих уход на основе родственных соседских или дружественных связей.
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан базируется на применении двух подходов:
категориального - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей);
адресного - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в крае величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.
Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, в связи с безупречной военной, иной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом, в связи с последствиями политических репрессий.
При этом одним из основных резервов для оптимизации структуры расходов бюджета является проведение структурных реформ в социальной сфере, в том числе за счет повышения адресности социальной поддержки граждан, при этом достижение максимального социального эффекта оказания такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан.
В настоящее время наиболее значимыми проблемами в сфере социальной защиты граждан являются:
сохраняющееся материальное неблагополучие у достаточно значимой части населения края (хотя доля такой категории граждан постепенно сокращается);
нежелание и неготовность ряда категорий граждан принимать на себя ответственность за собственное материальное благополучие, избыточные надежды на государственную помощь и поддержку;
ограниченность финансовых возможностей краевого бюджета для поддержания достаточно высокого уровня благосостояния нуждающихся граждан;
комплексный характер причин социальных проблем в обществе и вследствие этого - необходимость высокого уровня координации работы всех органов и организаций социального блока по их предупреждению;
сохранение проблем по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма;
сохранение проблемы малой привлекательности сферы для молодых специалистов, дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения края, одной из ключевых причин чего является низкий уровень оплаты труда.
Целесообразность решения проблем социальной поддержки населения на основе программно-целевого подхода обусловлена:
масштабностью и высокой социально-экономической значимостью решаемых проблем;
межведомственным характером решаемых проблем, требующим координации действий исполнительных органов Забайкальского края и развития регламентного информационного обмена.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы Забайкальского края
"Социальная поддержка граждан"
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан" (далее - государственная программа) определены следующими основными стратегическими документами:
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р;
Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года N 1298-р;
Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р;
Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 года N 2282-р;
Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года N 272.
Исходя из приоритетов государственной политики в социальной сфере, целями государственной программы являются сохранение населения, здоровья и благополучия людей, а также повышение качества, доступности и эффективности социальной поддержки населения Забайкальского края.
3. Сведения о взаимосвязи государственной программы
Забайкальского края "Социальная поддержка граждан"
со стратегическими приоритетами, целями и показателями
государственных программ Российской Федерации