В соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Правительство Забайкальского края постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 года N 328 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 7 августа 2014 года N 462, от 14 апреля 2015 года N 165, от 17 апреля 2015 года N 173, от 9 октября 2015 года N 499, от 28 марта 2016 года N 114, от 23 января 2017 года N 10, от 14 марта 2017 года N 93, от 31 марта 2017 года N 120, от 11 июля 2017 года N 291, от 31 августа 2017 года N 373, от 27 декабря 2017 года N 566, от 28 марта 2018 года N 106, от 28 августа 2018 года N 348, от 1 февраля 2019 года N 19, от 6 июня 2019 года N 235, от 9 октября 2019 года N 401, от 21 февраля 2020 года N 36, от 17 апреля 2020 года N 107, от 4 августа 2020 года N 313, от 9 февраля 2021 года N 30, от 25 марта 2021 года N 84, от 13 апреля 2021 года N 121, от 30 июня 2021 года N 222, от 10 февраля 2022 года N 37, от 19 мая 2022 года N 193).
Первый заместитель председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 10 ИЮНЯ 2014 ГОДА N 328 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
1. В преамбуле слова "учитывая Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации от 26 апреля 2013 года N Пр-1069," исключить.
2. В государственной программе Забайкальского края "Социальная поддержка граждан", утвержденной указанным постановлением:
1) паспорт государственной программы "Социальная поддержка граждан" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель программы | Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Министерство). |
Соисполнители программы | Министерство образования и науки Забайкальского края; Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края; Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. |
Подпрограммы программы | Подпрограмма N 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Забайкальском крае". Подпрограмма N 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов". Подпрограмма N 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей". Подпрограмма N 4 "Правильный выбор". Подпрограмма N 5 "Право быть равным". Подпрограмма N 6 "Воспитать добром!". Подпрограмма N 7 "Обеспечивающая подпрограмма". Подпрограмма N 8 "Дорога в жизнь". Подпрограмма N 9 "Новая семья". Подпрограмма N 10 "Ресоциализация и адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы". |
Цель программы | Сохранение населения, здоровья и благополучия людей. Повышение качества, доступности и эффективности социальной поддержки населения Забайкальского края. |
Задачи программы | 1. Повышение качества и доступности мер социальной поддержки граждан. 2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни. Обеспечение потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании. 3. Снижение уровня бедности. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей. 4. Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. 5. Улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами, организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Повышение на территории края эффективности межведомственной системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей. Реабилитация детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств. 7. Создание организационных условий для реализации государственной программы. 8. Ресоциализация и адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Оказание юридической, социальной и психологической помощи, предоставление социальных услуг лицам, освобожденным из мест лишения свободы. |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2025 годы. Программа реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Объем финансового обеспечения реализации программы в 2014 - 2025 годах за счет средств бюджета Забайкальского края - 88 269 634,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 6 105 214,1 тыс. руб.; 2015 год - 6 587 113,7 тыс. руб.; 2016 год - 6 313 752,7 тыс. руб.; 2017 год - 8 043 623,8 тыс. руб.; 2018 год - 7 539 944,6 тыс. руб.; 2019 год - 7 869 524,4 тыс. руб.; 2020 год - 8 296 948,7 тыс. руб.; 2021 год - 8 352 973,6 тыс. руб.; 2022 год - 8 482 954,9 тыс. руб.; 2023 год - 6 770 440,6 тыс. руб.; 2024 год - 6 953 571,9 тыс. руб.; 2025 год - 6 953 571,9 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из федерального бюджета, - 81 247 029,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1 963 654,0 тыс. руб.; 2015 год - 1 880 423,6 тыс. руб.; 2016 год - 2 053 106,0 тыс. руб.; 2017 год - 2 043 202,6 тыс. руб.; 2018 год - 1 955 895,7 тыс. руб.; 2019 год - 2 898 000,0 тыс. руб.; 2020 год - 8 407 711,3 тыс. руб.; 2021 год - 11 732 059,1 тыс. руб.; 2022 год - 10 890 252,3 тыс. руб.; 2023 год - 11 986 798,7 тыс. руб.; 2024 год - 12 717 963,0 тыс. руб.; 2025 год - 12 717 963,0 тыс. руб.; за счет средств бюджета Забайкальского края, поступивших из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, - 61 624,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 3 343,6 тыс. руб.; 2015 год - 21 925,7 тыс. руб.; 2016 год - 6 618,5 тыс. руб.; 2017 год - 2 170,1 тыс. руб.; 2018 год - 21 783,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 5 783,6 тыс. руб. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Доля граждан, удовлетворенных мерами по социальной поддержке населения, реализуемыми в крае, составляет не менее 94%. Доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением, составляет 98%."; |
2) разделы 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Социальная поддержка граждан должна быть ориентирована на создание равных для населения условий, обеспечивающих достойное качество жизни и защиту социально уязвимых категорий населения, к которым могут быть отнесены малообеспеченные граждане, семьи с детьми, люди пожилого возраста, инвалиды, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Полномочия по организации и предоставлению социальной поддержки населению сконцентрированы преимущественно на региональном уровне. Организация системы социальной защиты населения в субъекте Российской Федерации зависит от особенностей возрастной структуры населения и ее ожидаемых изменений, расселения населения по территории региона, уровня доходов и степени расслоения населения по доходам, социокультурных особенностей населения на той или иной территории, сложившихся в предшествующие годы состава и места размещения учреждений социального обслуживания, наиболее актуальных проблем в социальной сфере.
Численность населения края на 1 января 2022 года - 1043,5 тыс. человек, из них треть проживает в административном центре - г. Чите. Городское население составляет 68,7% в общей численности населения края. Плотность населения в крае весьма низка - 2 человека на квадратный километр.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Забайкальском крае с 2017 года постепенно снижается, но при этом по сравнению с другими регионами, входящими в Дальневосточный федеральный округ, находится на уровне выше средних значений. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году составила 20,0% в общей численности населения края, и это десятое место среди регионов Дальневосточного федерального округа.
Система социальной защиты населения Забайкальского края представляет собой самостоятельную разветвленную многопрофильную отрасль.
Услуги в сфере социальной защиты населения в крае оказывают:
дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
психоневрологические дома-интернаты;
дом-интернат для умственно отсталых детей;
специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
комплексные центры социального обслуживания населения;
центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
социальный приют;
реабилитационные центры;
центр медико-социальной реабилитации инвалидов;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центр психолого-педагогической помощи населению;
Государственное казенное учреждение "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Деятельность органов социальной защиты по обеспечению социальных гарантий и льгот различных категорий населения охватывает достаточно большую численность жителей Забайкальского края.
Наиболее значимыми проблемами в сфере социальной защиты населения являются:
сохраняющееся материальное неблагополучие у достаточно значимой части населения края (хотя доля такой категории граждан постепенно сокращается);
нежелание и неготовность ряда категорий граждан принимать на себя ответственность за собственное материальное благополучие, избыточные надежды на государственную помощь и поддержку;
ограниченность финансовых возможностей краевого бюджета для поддержания достаточно высокого уровня благосостояния нуждающихся граждан;
комплексный характер причин социальных проблем в обществе и вследствие этого - необходимость высокого уровня координации работы всех органов и организаций социального блока по их предупреждению;
сохранение проблемы малой привлекательности сферы для молодых специалистов, дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения края (уровень укомплектованности штатов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения находится на уровне 94,8% (92,6% в среднем по Российской Федерации), одной из ключевых причин чего является низкий уровень оплаты труда;
сохранение проблем по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма. В целях решения указанной проблемы необходимо заключение соглашений между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Забайкальского края о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края. Перечень мероприятий, направленных на сокращение задолженности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированного жилищного фонда, приведен в приложении N 3 к настоящей государственной программе.
Более подробно характеристика сферы реализации государственной программы и описание проблемного поля представлены далее в соответствующих подпрограммах.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН
Основными стратегическими документами, в которых определены приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, являются:
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года);
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р;