Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 сентября 2020 года N 2464-р

[Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года]



1. Утвердить прилагаемую Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (далее - Национальная программа).

2. Минвостокразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана реализации Национальной программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 сентября 2020 года N 2464-р

     

Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года

I. Общие положения


Дальневосточный федеральный округ включает Республику Бурятия и Республику Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ. Кроме того, Чукотский автономный округ и 13 улусов Республики Саха (Якутия) относятся также к Арктической зоне Российской Федерации.

Административной столицей Дальневосточного федерального округа является г.Владивосток. Площадь территории Дальневосточного федерального округа составляет 6953 тыс. кв. километров (41 процент общей площади территории Российской Федерации), численность населения - 8169 тыс. человек (5,6 процента общей численности населения Российской Федерации). Протяженность государственной границы составляет 29320,9 километра, в том числе 6320,9 километра - сухопутная государственная граница с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, 23 тыс. километров - морская государственная граница (с акваторией по Северному Ледовитому океану) с Японией и Соединенными Штатами Америки.

Территориальной спецификой Дальнего Востока является преобладание населенных пунктов с низкой численностью населения. Так, на Дальнем Востоке имеется 1834 населенных пункта, в том числе:

1614 населенных пунктов с численностью населения до 5 тыс. человек;

108 населенных пунктов с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек;

64 населенных пункта с численностью населения от 10 до 20 тыс. человек;

29 населенных пунктов с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек;

7 населенных пунктов с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек;

12 населенных пунктов с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

К ключевым конкурентным преимуществам Дальневосточного федерального округа относятся:

экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому большому в мире и быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которого в 2018 году пришлось 60 процентов мирового внутреннего валового продукта, 64,6 процента мировой торговли товарами и услугами, 26,3 процента всего объема входящих прямых иностранных инвестиций и 51,4 процента всего объема исходящих прямых иностранных инвестиций;

наличие крупнейших в мире запасов природных ресурсов, которые могут стать базой для новых масштабных производств, в том числе 81 процент запасов алмазов, 51 процент леса, 37 процентов пресной воды, 33 процента водных биоресурсов, 44 процента золота, 27 процентов газа и 17 процентов нефти;

ключевое расположение в естественном транспортном коридоре между Азией и Европой. По территории Дальневосточного федерального округа проходят крупнейшие в мире железнодорожные магистрали - Байкало-Амурская и Транссибирская - с суммарной провозной способностью более 100 млн. тонн и с перспективными планами увеличения в ближайшие 10 лет до 210 млн. тонн. Здесь расположено 29 морских портов, на долю которых приходится четверть грузооборота российских портов. Через Дальний Восток пролегает самый короткий морской путь из Азии в Европу - Северный морской путь, имеющий конкурентные преимущества при перевозках грузов из Северо-Восточной Азии в Европу и перспективные планы увеличения провозной способности к 2024 году до 80 млн. тонн грузов;

наличие уникального набора рекреационных ресурсов, привлекательных для российских и иностранных туристов. Природно-ресурсный потенциал региона с обширной прилегающей морской акваторией представляет собой значительную часть (во многом уникальную) национального богатства Российской Федерации;

создание нового отечественного гражданского космодрома "Восточный" в Амурской области, который обеспечит независимость космической деятельности Российской Федерации, активизирует исследовательскую, научно-техническую и производственную сферы Дальнего Востока;

наличие научно-образовательного потенциала, представленного научными центрами Дальневосточного отделения Российской академии наук и Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, а также 2 федеральных университетов - Дальневосточного и Северо-Восточного;

функционирование 57 научных организаций и 35 образовательных организаций высшего образования, в которых развивается сектор научных исследований и разработок;

значительный удельный вес обучающейся молодежи в общей численности населения, составляющий 17,1 процента (1,4 млн. человек), что на 1,5 процента выше среднероссийского уровня;

развитие крупнейших промышленных центров в области авиа-, судо-и автомобилестроения, в том числе:

в г.Комсомольске-на-Амуре выпускаются многоцелевые, сверхманевренные истребители СУ-30 и СУ-35, развернуто серийное производство многоцелевого истребителя пятого поколения (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации) и осуществляется сборка ближнемагистрального самолета "Сухой Суперджет 100";

в г.Арсеньеве работает одно из крупнейших предприятий оборонного комплекса, выпускающее современные типы вертолетов и обладающее уникальными авиационными и ракетостроительными технологиями;

в г.Владивостоке открыто производство автомобилей известных японских брендов;

в г.Большой Камень реализуется крупнейший проект - строительство судостроительного комплекса "Звезда" с проектной мощностью по строительству танкеров дедвейтом до 250 тыс. тонн, крупнотоннажных судов ледового класса и элементов морских платформ;

работают 23 организации судостроительной промышленности;

в Амурской области формируется новый уникальный центр газопереработки и газохимии, сопоставимый по мощности с ведущими нефтегазохимическими центрами мира. В активной стадии строительство одного из крупнейших в стране и мире Амурского газоперерабатывающего завода. В ближайшее время начнется строительство газохимического комплекса и завода по производству метанола мощностью 1 млн. тонн в год.

Потенциал Дальнего Востока значителен и может быть конвертирован не только в ускорение его собственного развития, но и устойчивый экономический рост Российской Федерации в целом.

Факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие Дальнего Востока, считаются:

сокращение численности населения в результате продолжающегося миграционного оттока. За 27 лет численность населения сократилась в 1,3 раза - с 10,5 млн. человек в 1991 году до 8,2 млн. человек в 2019 году. Несмотря на сокращение миграционного оттока населения число жителей Дальневосточного федерального округа ежегодно уменьшается на 0,3-0,5 процента;

значительное отставание от среднероссийского уровня по ключевым социальным показателям. Так, при увеличении с 2013 года продолжительности жизни при рождении до 70,2 года, в 2019 году сохраняется отставание от среднероссийского уровня на 3,1 года. При снижении показателя смертности населения в трудоспособном возрасте за тот же период до 588 случаев на 100 тыс. человек превышение средних значений по Российской Федерации составляет 121,1 случая на 100 тыс. населения. При снижении младенческой смертности до 5,4 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми, этот показатель на 0,4 случая выше, чем в среднем по Российской Федерации. Уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий снизился с 2013 года на 30 процентов до 15,2 случая на 100 тыс. человек и при этом остается выше среднероссийских значений на 31 процент;

низкий уровень обеспеченности транспортной и социальной инфраструктурами. Основные показатели развития транспортной, социальной, жилищно-коммунальной и коммуникационной инфраструктур Дальнего Востока существенно ниже среднероссийских. Так, плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,2 раза ниже среднероссийского уровня, доля ветхого и аварийного жилья в 2,5 раза выше средних значений по Российской Федерации, а ввод жилья в 1,5 раза ниже таких значений. Не обеспечена доступность медицинской помощи, образования, услуг учреждений культуры и спорта в удаленных и сельских населенных пунктах;

высокие тарифы на энергетические ресурсы и услуги инфраструктурных компаний, которые являются существенным препятствием для развития бизнеса и привлечения инвестиций на Дальнем Востоке.

В 2013 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом на весь XXI век.

Миссией новой государственной политики является создание на Дальнем Востоке глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым в регион придут необходимые для его опережающего экономического развития частные инвестиции, а за ними - новые рабочие места и новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей и увеличивающие количество экономических связей внутри региона.

Для ее реализации разработаны и запущены такие новаторские механизмы, как территории опережающего социально-экономического развития (далее - территории опережающего развития), свободный порт Владивосток, инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, механизм бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, снижение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока, приоритизация государственных программ Российской Федерации и программ государственных компаний в интересах развития Дальнего Востока, реализация планов социального развития центров экономического роста, льготная ипотека по ставке 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар", Восточный экономический форум, электронная виза для иностранных граждан, прибывающих в свободный порт Владивосток, инвестиционные квоты на вылов рыбы, субсидирование процентных ставок по кредитам инвесторов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, льготное финансирование крупных инвестиционных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в отношении железнодорожного транспорта приняты меры по ограничению роста тарифа на долгосрочный период до 2025 года по формуле "инфляция минус".

За этими механизмами стоит системная нормативно-правовая база, которая гарантирует долговременность благоприятных условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке - 48 новых федеральных законов и более 230 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Первыми результатами применения новой модели опережающего развития Дальнего Востока начиная с 2014 года можно считать следующие позитивные тенденции в экономике и инвестиционном климате макрорегиона:

в период с 2014 по 2019 год промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 31,5 процента (в Российской Федерации - на 10,9 процента);

с 2017 года переломлен тренд снижения инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке, в 2017-2019 годах рост инвестиций составил 21,3 процента (в Российской Федерации - 12,3 процента);

в 2014-2019 годах на Дальний Восток привлечено инвестиций в размере 34,3 млрд. долларов США, или 26,3 процента прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику Российской Федерации;

на Дальнем Востоке запущена реализация более 2468 новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 4,46 трлн. рублей и созданием более 186 тыс. новых рабочих мест;

в рамках новых механизмов развития на Дальнем Востоке реализовано 330 инвестиционных проектов, инвесторами фактически вложено 1,24 трлн. рублей, создано 51,8 тыс. рабочих мест.

С 2018 года запущена специальная программа социального обустройства новых центров экономического роста, в рамках которой на Дальнем Востоке строится и модернизируется более 700 общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, больниц, домов культуры, спортивных комплексов и объектов коммунального хозяйства.

Вместе с тем на новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Пока цель государственной политики по ускорению экономического развития и повышению качества жизни населения Дальнего Востока не достигнута. Более того, в процессе реализации приходится сталкиваться с новыми вызовами, которые зачастую требуют быстрых и эффективных системных решений.

Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (далее - Программа) определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.

Программа разрабатывалась с участием более 230 тыс. граждан Российской Федерации, большая часть из которых проживает на Дальнем Востоке. Предложения в Программу сформированы населением в муниципалитетах и на площадках общественных палат регионов. Консолидированные предложения получили одобрение законодательных собраний регионов. С учетом мнения граждан Программа носит адресный характер, ее мероприятия запланированы для каждого региона Дальнего Востока.

Реализация Программы также будет осуществляться под контролем гражданского общества, включая Общественную палату Российской Федерации, Общественный совет Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, с публикацией отчетов о результатах ее реализации в средствах массовых коммуникаций.

II. Общие цели и направления социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года


В Указе Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" определены следующие цели социально-экономического развития Дальнего Востока:

на период до 2024 года включительно:

превышение среднероссийских темпов роста показателей качества жизни населения, в том числе по таким основным направлениям, как повышение ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 5 лет, снижение смертности населения трудоспособного возраста не менее чем на 35 процентов, увеличение годового объема жилищного строительства в 1,6 раза;

превышение среднероссийских темпов роста показателей экономического развития, в том числе за счет увеличения объема накопленных частных инвестиций до 800 млрд. рублей, создания не менее 200 предприятий на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, а также не менее 30 тыс. новых рабочих мест;

на период до 2035 года:

прекращение миграционного оттока населения;

превышение среднероссийских показателей качества жизни населения;

превышение среднероссийских показателей экономического развития.

1. Ускорение экономического роста и технологическое развитие Дальнего Востока


В 2018 году валовый региональный продукт Дальнего Востока составил 5,2 трлн. рублей, или 6,1 процента совокупного валового регионального продукта субъектов Российской Федерации.

Высокие темпы роста валового регионального продукта (5-6 процентов в год) Дальний Восток демонстрировал в 2010-2011 годы, что было связано преимущественно с масштабными государственными инвестициями в инфраструктуру для подготовки саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", состоявшегося в 2012 году.

В период 2012-2018 годов валовый региональный продукт Дальнего Востока не изменился, то есть в реальном выражении остался на уровне 2011 года. Это связано со значительным снижением инвестиций в указанный период на 26 процентов. Этот тренд переломлен в 2017 году, когда в макрорегионе возобновился инвестиционный рост. Кроме того, в 2012-2017 годах произошло значительное снижение добавленной стоимости в строительном секторе Дальнего Востока на 27 процентов, который обладает большим мультипликативным эффектом для местной экономики.

Территории опережающего развития и свободный порт Владивосток только начали вносить вклад в экономическое развитие макрорегиона и не могли в указанный период кардинально изменить этот тренд.

Целью Программы является обеспечение темпов экономического роста и показателей экономического развития Дальнего Востока, превышающих среднее значение по Российской Федерации. Реализация этой цели возможна за счет значительного наращивания частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс макрорегиона, государственных инвестиций - в магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуры за счет значительного наращивания несырьевого экспорта и повышения производительности труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»