Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 июня 2017 года N 1298-р

[Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года]

(с изменениями на 23 декабря 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 2679-р;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 3146-р.

____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года (далее - Концепция).

2. Минвостокразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, разработать в 3-месячный срок план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, разработать и утвердить программы демографического развития с учетом положений Концепции и плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2017 года N 1298-р

Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года

(с изменениями на 23 декабря 2019 года)

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет цели, принципы, основные направления и задачи политики Российской Федерации в области народонаселения Дальнего Востока на период до 2025 года.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р, Концепцией развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2193-р, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения с учетом отечественного и иностранного опыта.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 3146-р. - См. предыдущую редакцию)

При разработке настоящей Концепции учитывались целевые показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 3146-р. - См. предыдущую редакцию)

Развитие Дальнего Востока является стратегическим приоритетом России в XXI веке, главным ресурсом этого развития становится человеческий потенциал. В связи с этим демографическая политика Дальнего Востока должна обеспечить стабилизацию и увеличение численности народонаселения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, создание условий для устойчивого роста рождаемости и продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, снижение миграционного оттока постоянного населения, повышение миграционной привлекательности для потенциальных переселенцев и формирование устойчивого миграционного притока населения в регионы Дальнего Востока.

II. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке, основные проблемы, тенденции и региональные особенности

Современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке обусловлена социально-экономическими процессами в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и реализацией федеральных и региональных проектов по их развитию, в том числе:

созданием территорий опережающего социально-экономического развития во всех регионах Дальнего Востока;

созданием свободного порта Владивосток и последовательным распространением режима свободного порта на различные территории Дальнего Востока;

внедрением уникального механизма поддержки инвестиционных проектов;

бесплатным предоставлением земельных участков на Дальнем Востоке гражданам Российской Федерации;

обеспечением комплексного социально-экономического развития дальневосточных регионов путем реализации мероприятий специальных разделов по опережающему развитию Дальнего Востока в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;

комплексным развитием Курильских островов Сахалинской области, г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, космодрома "Восточный" в Амурской области, судостроительного комплекса "Звезда" в Приморском крае и других объектов;

созданием коммерческих и некоммерческих организаций - институтов развития Дальнего Востока.

Численность населения в Дальневосточном федеральном округе на 1 января 2019 г. составила 8189 тыс. человек, или 5,6 процента численности населения Российской Федерации. Помимо сложных климатических условий в северных районах Дальнего Востока трудности освоения Дальневосточного федерального округа связаны с размером территории, площадь которой составляет 40,6 процента всей территории Российской Федерации, и самой низкой плотностью населения среди всех федеральных округов - 1,2 человека на 1 кв.км.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 3146-р. - См. предыдущую редакцию)

Освоение восточных территорий являлось стратегической задачей российского государства на протяжении последних 2 столетий. Благодаря государственной переселенческой политике к 1914 году население Дальнего Востока увеличилось до 2,2 млн. человек. Дальнейший масштабный рост народонаселения связан с экономическим освоением восточных территорий страны в XX веке. Вплоть до 1991 года темпы роста народонаселения на Дальнем Востоке были самыми высокими в России. Численность населения к 1991 году достигла исторического максимума - 8,06 млн. человек.

В дальнейшем численность населения существенно сокращалась в основном за счет миграции в центральные и западные регионы страны. Наиболее масштабное сокращение пришлось на 1991 - 2000 годы - 1232 тыс. человек, из них 94 процента за счет миграции. В последние годы благодаря принятым на федеральном и региональном уровне мерам ситуация улучшилась. Начиная с 2012 года впервые за 20 лет в Дальневосточном федеральном округе наблюдается естественный прирост населения, который за 2012 - 2015 годы составил 30,98 тыс. человек. Устойчиво снижается уровень миграционного оттока населения, что отражается на положительной демографической динамике.

В то же время народонаселение продолжает сокращаться за счет превышения уровня миграционной убыли над естественным приростом населения. При этом на Дальнем Востоке за последние десятилетия существенно снизился трудовой потенциал. Ключевыми проблемами Дальнего Востока, вызывающими повышенную миграцию, являются относительно низкое качество жизни, социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры и уровня организации труда.

Регионы Дальнего Востока значительно отличаются друг от друга по численности населения и демографической ситуации, в 5 из них (Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях) проживает 89 процентов всего населения Дальневосточного федерального округа. Наряду с общими тенденциями, характерными для Дальнего Востока в целом, имеются значительные различия между регионами по уровню рождаемости, смертности и миграции.

В 2007 - 2015 годах значение суммарного коэффициента рождаемости в Дальневосточном федеральном округе увеличилось с 1,52 до 1,89, устойчиво превышая среднее значение этого коэффициента по Российской Федерации - 1,78 в 2015 году, но не достигло уровня, необходимого для воспроизводства населения. Значение суммарного коэффициента рождаемости ниже общероссийского значения в 2015 году наблюдалось в Приморском крае (1,76) и Магаданской области (1,66), в то время как в Сахалинской области достигло 2,02, а в Республике Саха (Якутия) значение этого коэффициента одно из самых высоких в стране - 2,19.

Смертность в регионах Дальнего Востока устойчиво снижается, но медленнее, чем в других субъектах Российской Федерации. В 2007 - 2014 годах уровень смертности в Дальневосточном федеральном округе сократился на 8 процентов (до 12,6 случая на 1 тыс. человек), в то время как в целом по России - на 10,3 процента (до 13,1 случая на 1 тыс. человек). В 2014 году уровень смертности превышал общероссийский показатель в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области, Еврейской автономной области, в которых суммарно проживает около 70 процентов населения Дальневосточного федерального округа.

Профилактика заболеваемости и повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи наряду с другими мерами внесли свой вклад в снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Так, продолжительность жизни в 2007 - 2015 годах выросла на 3,9 года, достигнув 68,7 года, но остается ниже общероссийского уровня на 2,7 года (71,4 года). Разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин на Дальнем Востоке составляет 11,1 года (мужчины - 63,3 года, женщины - 74,4 года), что превышает общероссийский уровень - 10,8 года (мужчины - 65,9 года, женщины - 76,7 года). Основной причиной такой ситуации является повышенная мужская смертность (78,3 процента всех умерших в трудоспособном возрасте на Дальнем Востоке составляют мужчины).

Основными причинами смертности в Дальневосточном федеральном округе, по данным за 2014 год, были болезни системы кровообращения - 50,8 процента, новообразования - 15,1 процента, внешние причины - 13,2 процента, болезни органов пищеварения - 6,2 процента и болезни органов дыхания - 4,5 процента.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечено:

сохранение уровня общей смертности населения - 12,6 случая на 1 тыс. человек населения (по Российской Федерации - 13 случаев). Отмечен рост смертности населения в 4 регионах - Еврейской автономной области (на 2,7 процента), Сахалинской области (на 2,3 процента), Приморском и Хабаровском краях (на 0,8 процента);

снижение уровня младенческой смертности на 16,7 процента - с 9 случаев до 7,5 случая на 1000 детей, родившихся живыми (по Российской Федерации - снижение на 12,2 процента, до 6,5 случая на 1000 детей, родившихся живыми), при этом снижение этого показателя зарегистрировано во всех регионах Дальнего Востока.

В то же время показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе туберкулеза, болезней органов дыхания, болезней органов пищеварения и внешних причин остаются выше среднероссийского уровня.

В 2014 - 2015 годах зарегистрирован рост смертности:

от туберкулеза - в Приморском крае (на 20,5 процента);

от болезней органов дыхания - в Еврейской автономной области (на 28,4 процента), Камчатском крае (на 21,8 процента), Сахалинской области (на 16,6 процента), Чукотском автономном округе (на 9,7 процента) и Приморском крае (на 5,7 процента);

от болезней органов пищеварения - в Сахалинской области (на 17,5 процента), Республике Саха (Якутия) (на 13,7 процента), Приморском крае (на 11,6 процента), Еврейской автономной области (на 7,4 процента) и Камчатском крае (на 2,2 процента);

от болезней системы кровообращения - в Магаданской области (на 4,2 процента), Чукотском автономном округе (на 3,9 процента), Еврейской автономной области (на 1,8 процента) и Камчатском крае (на 0,4 процента);

от новообразований - в Амурской области (на 11 процентов), Хабаровском и Приморском краях (на 6,4 процента), Магаданской (на 5,7 процента) и Сахалинской (на 5,2 процента) областях и Республике Саха (Якутия) (на 1,5 процента).

Рост смертности от внешних причин зафиксирован в Еврейской автономной области (на 18,4 процента), Сахалинской (на 2,7 процента) и Амурской (на 2 процента) областях. В остальных регионах отмечено снижение этого показателя, что привело к снижению его значения в целом по округу на 3,4 процента в 2015 году по сравнению с 2014 годом при сохранении превышения на 32,2 процента среднего уровня по стране.

Рост смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2015 году по сравнению с 2014 годом зафиксирован в Магаданской области (в 2,1 раза), Чукотском автономном округе (почти в 1,5 раза), Еврейской автономной области (на 27,7 процента) и Амурской области (на 8,6 процента). В остальных регионах отмечено снижение этого показателя, что привело к снижению его значения в целом по округу на 8,3 процента.

Материнская смертность в 2015 году составила 16,2 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми. В 2015 году в Камчатском крае, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе не зарегистрировано ни одного случая смерти женщины в период беременности, родов и в послеродовой период.

В регионах Дальнего Востока регистрируются показатели смертности лиц в трудоспособном возрасте, которые выше среднероссийского показателя. Вместе с тем в 2015 году по сравнению с 2014 годом этот показатель снизился на 3,2 процента (с 680,5 до 659,5 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста). При этом максимальные показатели смертности населения в трудоспособном возрасте отмечаются в Еврейской автономной области - рост на 4,7 процента (с 845,5 до 885,2 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста) и Амурской области - рост на 0,2 процента (с 752,3 до 753,5 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста).

Показатель первичной заболеваемости алкоголизмом в 2015 году в Дальневосточном федеральном округе составлял 120,5 случая на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 70,8 случая на 100 тыс. населения). Максимальные показатели отмечаются в Чукотском автономном округе (490,6 случая на 100 тыс. населения), Магаданской области (192,9 случая на 100 тыс. населения), Республике Саха (Якутия) (163,6 случая на 100 тыс. населения), Сахалинской области (156,8 случая на 100 тыс. населения).

Среди всех зарегистрированных на Дальнем Востоке больных, страдающих алкоголизмом, 91,2 процента составляют лица трудоспособного возраста (20 - 59 лет).

Различия в структуре заболеваемости и смертности населения регионов Дальнего Востока требуют принятия на федеральном и региональном уровнях дополнительных мер по улучшению демографической ситуации.

В результате естественной и миграционной убыли за 2 десятилетия наибольшие потери численности населения понесли северные территории - Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. Одновременно внутри Дальневосточного федерального округа миграция имеет выраженную направленность из северных в южные территории.

Развитие территорий Дальнего Востока в значительной степени связано с более активным участием коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы) в хозяйственной деятельности, особенно в местах с неблагоприятными условиями проживания.

Территорию Дальневосточного федерального округа населяют представители 20 этносов коренных малочисленных народов, свыше 70 процентов которых проживает в сельской местности. Сравнительный анализ Всероссийской переписи населения 2010 года по отношению к аналогичной переписи 2002 года показал сокращение численности коренных малочисленных народов, проживающих в регионах Дальнего Востока, на 2,7 процента. В настоящее время численность коренных малочисленных народов Дальнего Востока составляет 103,8 тыс. человек, что составляет 40 процентов численности всех коренных малочисленных народов Российской Федерации и 1,7 процента общей численности населения Дальневосточного федерального округа.

Сегодня для опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока требуется решение амбициозных задач в организации и управлении демографическими процессами. В условиях ограниченности ресурсов необходимо принять меры по улучшению качества жизни населения, которые должны обеспечить условия для роста рождаемости, снижения смертности и сокращения выездной миграции населения. Одновременно решение таких задач будет способствовать повышению миграционной привлекательности регионов Дальнего Востока.

III. Цели, принципы, основные направления и задачи демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года

Стратегической целью демографической политики Дальнего Востока до 2025 года является стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 8,3 млн. человек к 2020 году и ее увеличение до 8,6 млн. человек к 2025 году.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 3146-р. - См. предыдущую редакцию)

В основу демографической политики Дальнего Востока положены следующие принципы:

единство демографической политики на федеральном и региональном уровнях;

согласованность демографической политики с экономическим развитием регионов и реализацией инвестиционных проектов;

приоритетность мер демографической политики, ведущей к опережающему положительному изменению показателей демографического развития Дальнего Востока;

направленность демографической политики на все социальные категории населения;

ориентированность на семью как главный объект демографической политики;

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, программах и проектах демографического развития;

комплексность, межведомственность и социальное партнерство в реализации программ общественного здоровья и благополучия семьи для повышения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

приоритетность в миграционной политике мер по привлечению на Дальний Восток российских граждан, привлечение мигрантов на постоянное место жительства с учетом потребностей демографического и социально-экономического развития Дальнего Востока;