ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2023 года N 791-ПП


Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области"

(с изменениями на 4 июля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области" (прилагается).


2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1295-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2027 года" ("Областная газета", 2013, 14 ноября, N 546-548) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 366-ПП, от 25.12.2014 N 1210-ПП, от 26.03.2015 N 207-ПП, от 22.07.2015 N 653-ПП, от 31.03.2016 N 204-ПП, от 30.08.2016 N 598-ПП, от 29.12.2016 N 953-ПП, от 30.03.2017 N 199-ПП, от 22.06.2017 N 437-ПП, от 21.02.2018 N 75-ПП, от 10.08.2018 N 505-ПП, от 20.09.2018 N 623-ПП, от 06.12.2018 N 872-ПП, от 27.02.2019 N 133-ПП, от 06.08.2019 N 507-ПП, от 19.12.2019 N 948-ПП, от 12.03.2020 N 134-ПП, от 01.10.2020 N 659-ПП, от 25.03.2021 N 162-ПП, от 05.08.2021 N 480-ПП, от 03.03.2022 N 148-ПП, от 25.08.2022 N 578-ПП, от 27.12.2022 N 936-ПП, от 02.03.2023 N 141-ПП, от 21.09.2023 N 672-ПП и от 23.11.2023 N 853-ПП.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)


3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области В.В. Козлова.


4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


5. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Исполняющий обязанности
Губернатора Свердловской области
А.В.ШМЫКОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 26 октября 2023 г. N 791-ПП
"Об утверждении
государственной программы
Свердловской области
"Развитие международных и
внешнеэкономических связей
Свердловской области"



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)




Раздел 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Глава 1. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Свердловская область осуществляет международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Законом Свердловской области от 28 октября 2005 года N 99-ОЗ "О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене".


Международные и внешнеэкономические связи Свердловской области соответствуют целям и приоритетам, определенным Указами Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 года N 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом" (далее - Концепция гуманитарной политики Российской Федерации), от 31 марта 2023 года N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" (далее - Концепция внешней политики Российской Федерации) и от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309), Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" и Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 372-ПП "Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области).


(часть вторая в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)


Как отмечено в Концепции внешней политики Российской Федерации, перераспределение мирового потенциала развития и формирование новых правил и принципов мироустройства сопровождаются нарастанием геополитической нестабильности, обострением межгосударственных противоречий и конфликтов. В условиях применения рядом стран односторонних ограничительных мер (санкций) в отношении российских юридических и физических лиц Российская Федерация проводит последовательную, независимую, многовекторную, открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов и укрепление международной безопасности. При этом Российская Федерация продемонстрировала экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению благодаря принятым Правительством Российской Федерации ответным мерам, направленным на снижение зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики.


В условиях современного кризиса мироустройства Российская Федерация обладает высоким потенциалом к региональной интеграции и выработке межгосударственных механизмов взаимодействия в экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах, а также к созданию разноформатных партнерств для решения общих проблем международного характера.


Российская Федерация стремится к обеспечению устойчивости системы международных отношений на основе безусловного соблюдения норм международного права, укрепления центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее Совета Безопасности при разрешении глобальных и региональных проблем. В то же время Российская Федерация стремится к расширению и консолидации региональных внешнеполитических структур, таких как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС).


Для Свердловской области, осуществляющей международные связи с 135 государствами и занимающей по итогам 2021 года 8 место по объему экспорта среди субъектов Российской Федерации, развитие международных и внешнеэкономических связей имеет большое стратегическое значение. В течение 2022 года предприятия Свердловской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, столкнулись с последствиями ограничительных мер в отношении Российской Федерации: затруднением международных банковских расчетов с иностранными контрагентами, а также нарушением международной логистики при исполнении экспортных контрактов и при ввозе необходимых материалов, сырья и комплектующих, в том числе для производства продукции, предназначенной на экспорт. Однако многовекторная политика Российской Федерации и широкий охват международных связей Свердловской области позволили выработать альтернативные логистические маршруты через территории дружественных Российской Федерации государств. Кроме того, в кооперации с финансовыми структурами осуществляется переход на национальные валюты при международных банковских расчетах.


Внешние условия развития и международных и внешнеэкономических связей Свердловской области будут зависеть от следующих тенденций:


1) долговременное замедление темпов роста глобальной экономики при сохранении нестабильности и рисков мирового экономического развития;


2) масштабный сдвиг мирового производства в тихоокеанский и индоазиатский регионы, который приведет к ужесточению конкуренции на рынках обрабатывающей промышленности, появлению на них новых крупных участников - стран и компаний;


3) опережающий рост потребления в развивающихся странах Азии, прежде всего в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, а также увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Африка, Нигерия, ряд других государств);


4) замедленное и неустойчивое развитие европейского экспортного рынка;


5) усиление процессов глобализации, которое приведет к тому, что внутренние регионы ведущих развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии, по объему валового продукта превосходящие некоторые страны Европы, войдут в число значимых субъектов мирового хозяйства;


6) усиление элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, которое может привести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки этих стран, в частности к введению требований в отношении использования местного компонента;


7) переход к шестому технологическому укладу, который приведет к появлению новых рыночных ниш и структурных сдвигов в производстве и потреблении, но одновременно породит новые барьеры, например, торговля продукцией нано- и биотехнологий;


8) изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, повышение роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что для не участвующих в них стран будет означать существенное ухудшение условий доступа на рынки;


9) расширение зоны преференциальной торговли для Российской Федерации в составе ЕАЭС, в рамках которой будет обеспечиваться беспошлинный и в основном не обремененный нетарифными ограничениями доступ на рынки стран-партнеров.


Современный мир переживает период глубоких перемен, структура международных отношений продолжает изменяться. В результате процесса глобализации происходит смещение центров экономического и политического влияния в Азиатско-Тихоокеанский регион. Отчетливо проявляется множественность моделей развития государств. Добрососедство и геополитические преимущества в контексте Евразии особенно востребованы сегодня, когда страны указанного континента решают задачи внутреннего развития в беспрецедентно непростых международных условиях.



Глава 2. СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ ЭКСПОРТА


Свердловская область, по данным акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ"), занимает 4 место по объему несырьевого неэнергетического экспорта по итогам 2021 года среди всех субъектов Российской Федерации, 8 место по совокупному объему экспорта. Доля Свердловской области в российском экспорте составляет 2,3%. Доля экспорта в валовом региональном продукте значительна и составляет 24%.


Распределение общего объема экспорта Свердловской области и несырьевого неэнергетического экспорта (приведено в таблице) остается постоянным в течение длительного периода.



Таблица

Наименование показателя

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Общий объем экспорта, млрд. долларов США

7,64

7,86

7,32

7,12

6,92

8,56

7,35

7,64

9,26

Доля несырьевого неэнергетического экспорта, процентов

96,38

96,59

97,49

97,50

96,16

95,13

94,85

96,44

96,05


Таким образом, несырьевой неэнергетический экспорт (далее - ННЭ) в общем объеме экспорта Свердловской области преобладает, и увеличение его доли не представляется актуальным.


Товарная структура ННЭ в течение длительного периода остается практически неизменной. В общем объеме внешней торговли Свердловской области преобладает экспорт товаров.


По итогам 2021 года более половины объема ННЭ (62,6%) составляют металлы и изделия из них, в том числе черные металлы и изделия из них (25,9%), медь и изделия из нее (29,7%), алюминий и изделия из него (2,8%) и изделия из титана (3,2%).


Экспорт машин и оборудования составил 12,5%, доля этой продукции колеблется за счет периодичности поставок нерасшифрованной группы товаров. Экспорт остальной машиностроительной продукции составляет около 10,3% и представлен широким спектром транспортного (6,6%), энергетического (1,2%), горнодобывающего и нефтегазового оборудования и другого промышленного оборудования (2,2%), а также приборами (0,3%).


Экспортируемая химическая продукция (12,1%) в основном состоит из неорганических химических продуктов для атомной энергетики, глинозема для алюминиевой промышленности, а также сульфата меди. Меньшую долю занимают резинотехнические изделия и изделия из полимеров, другие химические продукты.


Древесина и изделия из нее занимают 3,7% от общего объема экспорта, более половины от этого объема занимают поставки пиломатериалов и фанеры для строительной отрасли.


Экспорт продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК) составляет 1,4%, в его структуре преобладают продукты переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе масложировая продукция - около 50%, около 25% занимают племенной материал и корма, прочая пищевая продукция - до 17%.


В страны Европы и Соединенные Штаты Америки поставляются в основном товары металлургической и химической промышленности. Товары с более высокой добавленной стоимостью, включая широкий ряд машиностроительной продукции, экспортируются в основном в страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и Азии. Эти товары занимают меньшую долю в общем объеме экспорта, тем не менее являются важной составляющей торгово-экономических связей с основными перспективными рынками - странами ЕАЭС и СНГ. Продукция в рамках военно-технического сотрудничества поставляется в страны Северной Африки, Индию.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»