(с изменениями на 4 июля 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области" (прилагается).
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1295-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2027 года" ("Областная газета", 2013, 14 ноября, N 546-548) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 366-ПП, от 25.12.2014 N 1210-ПП, от 26.03.2015 N 207-ПП, от 22.07.2015 N 653-ПП, от 31.03.2016 N 204-ПП, от 30.08.2016 N 598-ПП, от 29.12.2016 N 953-ПП, от 30.03.2017 N 199-ПП, от 22.06.2017 N 437-ПП, от 21.02.2018 N 75-ПП, от 10.08.2018 N 505-ПП, от 20.09.2018 N 623-ПП, от 06.12.2018 N 872-ПП, от 27.02.2019 N 133-ПП, от 06.08.2019 N 507-ПП, от 19.12.2019 N 948-ПП, от 12.03.2020 N 134-ПП, от 01.10.2020 N 659-ПП, от 25.03.2021 N 162-ПП, от 05.08.2021 N 480-ПП, от 03.03.2022 N 148-ПП, от 25.08.2022 N 578-ПП, от 27.12.2022 N 936-ПП, от 02.03.2023 N 141-ПП, от 21.09.2023 N 672-ПП и от 23.11.2023 N 853-ПП.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области В.В. Козлова.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Исполняющий обязанности
Губернатора Свердловской области
А.В.ШМЫКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)
Свердловская область осуществляет международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Законом Свердловской области от 28 октября 2005 года N 99-ОЗ "О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене".
Международные и внешнеэкономические связи Свердловской области соответствуют целям и приоритетам, определенным Указами Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 года N 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом" (далее - Концепция гуманитарной политики Российской Федерации), от 31 марта 2023 года N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" (далее - Концепция внешней политики Российской Федерации) и от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309), Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" и Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 372-ПП "Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области).
(часть вторая в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2024 N 437-ПП)
Как отмечено в Концепции внешней политики Российской Федерации, перераспределение мирового потенциала развития и формирование новых правил и принципов мироустройства сопровождаются нарастанием геополитической нестабильности, обострением межгосударственных противоречий и конфликтов. В условиях применения рядом стран односторонних ограничительных мер (санкций) в отношении российских юридических и физических лиц Российская Федерация проводит последовательную, независимую, многовекторную, открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов и укрепление международной безопасности. При этом Российская Федерация продемонстрировала экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению благодаря принятым Правительством Российской Федерации ответным мерам, направленным на снижение зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики.
В условиях современного кризиса мироустройства Российская Федерация обладает высоким потенциалом к региональной интеграции и выработке межгосударственных механизмов взаимодействия в экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах, а также к созданию разноформатных партнерств для решения общих проблем международного характера.
Российская Федерация стремится к обеспечению устойчивости системы международных отношений на основе безусловного соблюдения норм международного права, укрепления центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и ее Совета Безопасности при разрешении глобальных и региональных проблем. В то же время Российская Федерация стремится к расширению и консолидации региональных внешнеполитических структур, таких как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС).
Для Свердловской области, осуществляющей международные связи с 135 государствами и занимающей по итогам 2021 года 8 место по объему экспорта среди субъектов Российской Федерации, развитие международных и внешнеэкономических связей имеет большое стратегическое значение. В течение 2022 года предприятия Свердловской области, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, столкнулись с последствиями ограничительных мер в отношении Российской Федерации: затруднением международных банковских расчетов с иностранными контрагентами, а также нарушением международной логистики при исполнении экспортных контрактов и при ввозе необходимых материалов, сырья и комплектующих, в том числе для производства продукции, предназначенной на экспорт. Однако многовекторная политика Российской Федерации и широкий охват международных связей Свердловской области позволили выработать альтернативные логистические маршруты через территории дружественных Российской Федерации государств. Кроме того, в кооперации с финансовыми структурами осуществляется переход на национальные валюты при международных банковских расчетах.
Внешние условия развития и международных и внешнеэкономических связей Свердловской области будут зависеть от следующих тенденций:
1) долговременное замедление темпов роста глобальной экономики при сохранении нестабильности и рисков мирового экономического развития;
2) масштабный сдвиг мирового производства в тихоокеанский и индоазиатский регионы, который приведет к ужесточению конкуренции на рынках обрабатывающей промышленности, появлению на них новых крупных участников - стран и компаний;
3) опережающий рост потребления в развивающихся странах Азии, прежде всего в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, а также увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Африка, Нигерия, ряд других государств);
4) замедленное и неустойчивое развитие европейского экспортного рынка;
5) усиление процессов глобализации, которое приведет к тому, что внутренние регионы ведущих развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии, по объему валового продукта превосходящие некоторые страны Европы, войдут в число значимых субъектов мирового хозяйства;
6) усиление элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, которое может привести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки этих стран, в частности к введению требований в отношении использования местного компонента;
7) переход к шестому технологическому укладу, который приведет к появлению новых рыночных ниш и структурных сдвигов в производстве и потреблении, но одновременно породит новые барьеры, например, торговля продукцией нано- и биотехнологий;
8) изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, повышение роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что для не участвующих в них стран будет означать существенное ухудшение условий доступа на рынки;
9) расширение зоны преференциальной торговли для Российской Федерации в составе ЕАЭС, в рамках которой будет обеспечиваться беспошлинный и в основном не обремененный нетарифными ограничениями доступ на рынки стран-партнеров.
Современный мир переживает период глубоких перемен, структура международных отношений продолжает изменяться. В результате процесса глобализации происходит смещение центров экономического и политического влияния в Азиатско-Тихоокеанский регион. Отчетливо проявляется множественность моделей развития государств. Добрососедство и геополитические преимущества в контексте Евразии особенно востребованы сегодня, когда страны указанного континента решают задачи внутреннего развития в беспрецедентно непростых международных условиях.
Свердловская область, по данным акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ"), занимает 4 место по объему несырьевого неэнергетического экспорта по итогам 2021 года среди всех субъектов Российской Федерации, 8 место по совокупному объему экспорта. Доля Свердловской области в российском экспорте составляет 2,3%. Доля экспорта в валовом региональном продукте значительна и составляет 24%.
Распределение общего объема экспорта Свердловской области и несырьевого неэнергетического экспорта (приведено в таблице) остается постоянным в течение длительного периода.
Таблица
Наименование показателя | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
Общий объем экспорта, млрд. долларов США | 7,64 | 7,86 | 7,32 | 7,12 | 6,92 | 8,56 | 7,35 | 7,64 | 9,26 |
Доля несырьевого неэнергетического экспорта, процентов | 96,38 | 96,59 | 97,49 | 97,50 | 96,16 | 95,13 | 94,85 | 96,44 | 96,05 |
Таким образом, несырьевой неэнергетический экспорт (далее - ННЭ) в общем объеме экспорта Свердловской области преобладает, и увеличение его доли не представляется актуальным.
Товарная структура ННЭ в течение длительного периода остается практически неизменной. В общем объеме внешней торговли Свердловской области преобладает экспорт товаров.
По итогам 2021 года более половины объема ННЭ (62,6%) составляют металлы и изделия из них, в том числе черные металлы и изделия из них (25,9%), медь и изделия из нее (29,7%), алюминий и изделия из него (2,8%) и изделия из титана (3,2%).
Экспорт машин и оборудования составил 12,5%, доля этой продукции колеблется за счет периодичности поставок нерасшифрованной группы товаров. Экспорт остальной машиностроительной продукции составляет около 10,3% и представлен широким спектром транспортного (6,6%), энергетического (1,2%), горнодобывающего и нефтегазового оборудования и другого промышленного оборудования (2,2%), а также приборами (0,3%).
Экспортируемая химическая продукция (12,1%) в основном состоит из неорганических химических продуктов для атомной энергетики, глинозема для алюминиевой промышленности, а также сульфата меди. Меньшую долю занимают резинотехнические изделия и изделия из полимеров, другие химические продукты.
Древесина и изделия из нее занимают 3,7% от общего объема экспорта, более половины от этого объема занимают поставки пиломатериалов и фанеры для строительной отрасли.
Экспорт продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК) составляет 1,4%, в его структуре преобладают продукты переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе масложировая продукция - около 50%, около 25% занимают племенной материал и корма, прочая пищевая продукция - до 17%.
В страны Европы и Соединенные Штаты Америки поставляются в основном товары металлургической и химической промышленности. Товары с более высокой добавленной стоимостью, включая широкий ряд машиностроительной продукции, экспортируются в основном в страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и Азии. Эти товары занимают меньшую долю в общем объеме экспорта, тем не менее являются важной составляющей торгово-экономических связей с основными перспективными рынками - странами ЕАЭС и СНГ. Продукция в рамках военно-технического сотрудничества поставляется в страны Северной Африки, Индию.