Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2020 года N 659-ПП


О внесении изменений в государственную программу Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1295-ПП

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 26 октября 2023 года N 791-ПП

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:


1. Внести в государственную программу Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1295-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года" ("Областная газета", 2013, 14 ноября, N 546-548) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 366-ПП, от 25.12.2014 N 1210-ПП, от 26.03.2015 N 207-ПП, от 22.07.2015 N 653-ПП, от 31.03.2016 N 204-ПП, от 30.08.2016 N 598-ПП, от 29.12.2016 N 953-ПП, от 30.03.2017 N 199-ПП, от 22.06.2017 N 437-ПП, от 21.02.2018 N 75-ПП, от 10.08.2018 N 505-ПП, от 20.09.2018 N 623-ПП, от 06.12.2018 N 872-ПП, от 27.02.2019 N 133-ПП, от 06.08.2019 N 507-ПП, от 19.12.2019 N 948-ПП и от 12.03.2020 N 134-ПП, следующие изменения:


1) в главе 1 раздела 1 части третью - десятую изложить в следующей редакции:


"В долгосрочной перспективе рост мировой экономики будет определяться темпами научно-технического прогресса, возможностями использования капитальных и человеческих ресурсов. В то же время значительное влияние на экономические процессы будут оказывать следующие факторы:


1) подверженность глобальной экономики кризисам, вызванным диспропорциями между государствами с разными экономическими интересами;


2) вероятность увеличения числа новых внутригосударственных и межгосударственных конфликтов;


3) появление новых технологий и их влияние на повышение экономической эффективности производства и решение экологической, продовольственной и энергетической проблем;


4) масштабный сдвиг мирового производства в Азиатско-Тихоокеанский регион, который приведет к ужесточению конкуренции на рынках обрабатывающей промышленности, появлению на них новых крупных участников - стран и компаний;


5) опережающий рост потребления в развивающихся странах Азии, прежде всего в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, а также увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Африка, Нигерия, ряд других государств);


6) замедленное и неустойчивое развитие европейского экспортного рынка;


7) усиление элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, которое может привести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки этих стран, в частности к введению требований в отношении использования местного компонента;


8) изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, повышение роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что для не участвующих в них стран будет означать существенное ухудшение условий доступа на рынки;


9) расширение зоны преференциальной торговли для Российской Федерации в составе Евразийского экономического союза, в рамках которой будет обеспечиваться беспошлинный и в основном не обремененный нетарифными ограничениями доступ на рынки стран-партнеров.


Масштабные изменения спроса не только на рынках развивающихся государств, но и в международной торговле в целом являются одновременно вызовом для Российской Федерации и возможностью для нее эффективно встроиться в формирующийся новый мировой экономический порядок.


Специализация предприятий Свердловской области обусловлена сложившейся структурой производства и занимаемым местом в мировом разделении труда, доля товаров нижнего и среднего передела составляет почти половину от всего объема товаров.


Преобладание в экспорте металлургической продукции ставит Свердловскую область в зависимость от конъюнктуры на мировых рынках металлов.


В Свердловской области, как и в Российской Федерации, в экспорте черных металлов и изделий из них доля товаров нижних переделов составляет 55%, средних - 45%, доля высоких переделов (включая инструменты и изделия из металлов) - 5%.


В экспорте цветных металлов доминируют первичные продукты. В экспорте меди доля низких переделов составляет 78%, средних - 21%, высоких - менее 1%. В экспорте алюминия доля низких переделов составляет 81%, средних - 16%, высоких - около 3%. Продукция из металлов среднего и высокого переделов поставляется в основном в страны ближнего зарубежья.


Для качественного изменения структуры экспорта, без которого его кратное увеличение невозможно, необходима диверсификация экономики Свердловской области, повышение доли высокотехнологичных производств, появление новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, конкурентных и востребованных на мировых рынках, - новой "товарной массы".


Лидером в торгово-экономических связях Свердловской области являются Соединенные Штаты Америки. Оборот торговли с этой страной остается практически стабильным и составляет в среднем около 1,4 млрд. долларов США (около 13% от всего оборота), более 89% из которых приходится на экспорт (в основном металлы и химическая продукция).";


2) главу 1 раздела 1 после части десятой дополнить частями следующего содержания:


"Крупнейшие страны Европейского союза: Германия, Чехия, Италия, Франция, Греция - входят в десятку стран - основных торговых партнеров Свердловской области. На долю этих стран приходится более 17% всего товарооборота. По данному направлению экспорт (в основном металлы, химическая продукция) превышает импорт (технологическое оборудование из Германии, Италии).


Доля стран СНГ в товарообороте составляет 19%. Устойчивые экономические отношения позволяют характеризовать эти страны как традиционные рынки сбыта. Продукция предприятий Свердловской области используется для модернизации энергетического, транспортного и промышленного комплексов этих стран.


Во внешнеэкономических связях Свердловской области возрастает доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Китая, товарооборот с которым вырос до 2,1 млрд. долларов США (1 место среди стран-партнеров). Кроме Китая ключевыми рынками для экспорта продукции Свердловской области традиционно являются Индия, Япония, Вьетнам, Республика Корея.


Относительно экспортной продукции предприятий Свердловской области будет действовать ряд ограничений.


Ключевыми сдерживающими факторами развития в мировой торговле черными металлами являются совокупный избыток мировых мощностей, слабая динамика роста основных металлопотребляющих отраслей, снижение металлоемкости некоторых производств. Одним из главных рисков для российской металлургической продукции остается рост протекционизма и торговых споров (в том числе расширение применения зарубежными государствами защитных мер - рынки США, Индии, Мексики и Европейского Союза продолжают закрываться).


Сдерживающим фактором в расширении российских экспортных поставок продукции цветной металлургии следует рассматривать действия США в части расширения санкций в отношении российских компаний, особенно при поставках цветных металлов на рынки так называемых "санкционных стран". Кроме того, увеличение экспорта ограничено наличием производственных мощностей и истощением сырьевой базы по некоторым видам металлов.


Экспорт продукции машиностроения в силу сложившейся структуры производства с преобладанием оборонно-промышленного комплекса носит нестабильный характер, связанный с периодичностью поставок в страны Северной Африки, Иран и Индию. Экспорт широкой номенклатуры гражданской продукции (оборудование для горнодобывающего и нефтегазового комплексов, транспортной и энергетической инфраструктуры, приборы) ориентирован в первую очередь на покупателей из стран ближнего зарубежья с ограниченной покупательной способностью и развивающихся стран с особенностями делового оборота.


Экспорт химической продукции, состоящий в основном из синтетических смол, некоторых видов изделий из пластмасс для строительства и упаковки и фармацевтической продукции имеет ограничение доступа на рынки отдельных зарубежных стран. Также наблюдается ухудшение конъюнктуры мирового рынка в условиях ужесточения конкуренции, отсутствие современных мощностей по производству ряда видов пластмасс и другой химической продукции.


Экспорт древесины имеет потенциал для роста, особенно это касается изделий с высокой степенью переработки.


На экспорт продукции агропромышленного комплекса, составляющий в настоящее время незначительную долю от общего объема экспорта, в среднесрочной перспективе будут влиять рост численности населения и платежеспособного спроса на продовольствие, повышение уровня жизни в развивающихся странах, развитие рынка органической продукции, получившей широкое распространение в высокоразвитых странах.";


3) в главе 1 раздела 1 части пятнадцатую - восемнадцатую изложить в следующей редакции:


"Свердловская область в 2019 году осуществляла торговые операции с 154 странами. Основной объем экспортных поставок предприятий Свердловской области приходится на продукцию металлургической промышленности (55,5% от всего объема экспорта), машиностроения (17,4%), а также продукцию химической промышленности (13,7%), минеральную продукцию (4,3%), продукцию, относящуюся к категории других товаров (4,9%), древесину и изделия из нее (2,8%) и продовольствие (1,7%).


Из-за рубежа в Свердловскую область поступает в основном машиностроительная продукция - 33%, поставки которой сократились на 6% по сравнению с показателем 2018 года (в основном из стран дальнего зарубежья). При этом импорт механического оборудования (в эту группу входит основная часть технологического оборудования для модернизации производств) увеличился в 1,4 раза. Ввоз металлов составляет 25% и увеличился на 10% (импорт изделий из меди вырос в 1,8 раза), доля минеральной продукции составила 16% (стоимостной объем увеличился на 14%), доля химической продукции - 15% (рост на 12%).


В 2019 году Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области участвовало в подготовке и проведении 125 различных международных мероприятий на территории Свердловской области и за рубежом.";


4) главу 2 раздела 1 изложить в следующей редакции:

"Глава 2. Приоритеты Свердловской области в общем контексте развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации



Интенсивное расширение внешнеэкономических связей Свердловской области стало одним из факторов социально-экономического развития региона как источника экономического роста, доступа компаний к технологиям и финансовым ресурсам, а также наполнения рынка качественным промышленным оборудованием и потребительскими товарами. Тенденция последовательной интеграции Свердловской области в мировую хозяйственную систему несет в себе как благоприятные возможности для развития, так и вызовы для компаний, сталкивающихся со значительным усилением конкуренции.


Мировой опыт показывает, что в условиях глобализации совершенствование структуры производства только за счет опоры на собственные силы невозможно. Прогрессивные изменения, основанные на достижениях в развитии техники, технологии, организации производства, совершаются в мире за счет использования преимуществ международного разделения труда.


Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", предполагается качественное инновационное обновление отраслей, входящих в традиционный сектор промышленности Свердловской области, с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ Свердловской области, формирования базы для модернизации традиционного комплекса и экономики в целом.


Реализация государственной программы будет направлена в основном на развитие экономики Свердловской области в целом за счет роста производства, увеличения внутреннего товарного рынка, развития сферы услуг, строительства, реализации экспортной политики.


Во-первых, увеличение финансовых поступлений от экспорта различных видов продукции, формирующего более 25% валового регионального продукта, выразится в росте налогооблагаемой базы организаций-экспортеров и увеличении поступлений в бюджет, увеличении числа занятого населения, вовлеченного во внешнеэкономическую сферу, росте заработной платы, повышении уровня и качества жизни населения Свердловской области. Накопление валютных запасов будет способствовать расширению возможностей высокотехнологичного импорта.


Во-вторых, реализация государственной программы будет содействовать повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий, в том числе модернизации перерабатывающего производства, увеличению глубины переработки сырья, снижению энергоемкости производства и повышению его экологичности. Реализация государственной программы будет способствовать стимулированию научно-технического сотрудничества, повышению общего образовательного и технологического уровней. Как следствие, произойдет увеличение доли квалифицированного труда в общей структуре занятости, снизится отток подготовленных кадров за рубеж и появится возможность привлечения научных кадров из-за рубежа, что приведет к развитию отраслевой и фундаментальной науки.


В-третьих, мероприятия государственной программы будут способствовать развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции, развитию экономики интеллектуально емких услуг, выходу предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.


Согласно Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 372-ПП "Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года), реализация задачи по увеличению присутствия предприятий Свердловской области на мировых рынках предусматривает как поставку новых видов экспортных товаров в страны с устоявшимися торговыми связями, так и расширение географии внешнеэкономических связей Свердловской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»