КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2023 года N 1199


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2013 N 1006 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2013 N 1006 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.10.2014 N 731, от 29.11.2014 N 930, от 12.12.2014 N 982, от 04.08.2015 N 566, от 05.09.2015 N 640, от 27.09.2016 N 689, от 24.04.2017 N 241, от 28.06.2017 N 450, от 26.06.2018 N 520, от 19.12.2018 N 1173, от 02.09.2019 N 754, от 28.01.2020 N 47, от 16.07.2020 N 601, от 29.04.2021 N 297, от 13.09.2021 N 863, от 30.12.2021 N 1327, от 29.08.2022 N 925, от 29.12.2022 N 1454, от 18.04.2023 N 484, от 02.06.2023 N 675, от 14.07.2023 N 836) следующие изменения:


наименование изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан";


пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан" (далее - государственная программа).";


пункт 2 изложить в следующей редакции:


"2. Определить Министерство культуры Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";


в пункте 3 после слов "очередной финансовый год" дополнить словами "и плановый период", слово "Программы" заменить словами "государственной программы";


в пункте 4 слово "Программы" заменить словами "государственной программы";


государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу акты Кабинета Министров Республики Татарстан согласно приложению.


3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 18 декабря 2013 г. N 1006
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 29 сентября 2023 г. N 1199)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан"



I. Оценка текущего состояния государственной национальной политики в Республике Татарстан


Государственная программа Республики Татарстан "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранение и поддержку этнокультурного и языкового многообразия народов, проживающих в Республике Татарстан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина, успешную социальную и культурную адаптацию иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграцию в российское общество, укрепление межэтнического и межконфессионального мира и согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов.


Межнациональные (межэтнические) отношения в Республике Татарстан характеризуются стабильностью, мирным взаимодействием и сотрудничеством представителей различных этнических групп и конфессий. Межнациональные и межконфессиональные отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, имеют положительную динамику и являются предметом особой заботы республиканских органов государственной и муниципальной власти во взаимодействии с общественными этнокультурными объединениями и иными институтами гражданского общества.


Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения. Общественное развитие Татарстана характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в этом процессе традиционно играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан.


Татарстан является одним из самых многонациональных территорий России, где проживают представители свыше 170 национальностей. Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2020 года, в Республике Татарстан из более 4,0 млн человек 53,6 процента составляют татары, 40,4 процента - русские. Из представителей народов Поволжья проживают чуваши, удмурты, марийцы, мордва и башкиры, которые в совокупности составляют 3,8 процента населения Татарстана.


Традиции добрососедства, исторически сложившиеся в Татарстане в течение длительного совместного проживания представителей различных культур и религий, сохраняются и в настоящее время. Доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Республике Татарстан, стабильно составляет более 80 процентов.


Многонациональный состав населения Татарстана динамично меняется, в городах и районах появляются новые этнические группы. В республике сформировались общины выходцев из бывших союзных республик (азербайджанцев, армян, белорусов, грузин, казахов, киргизов, туркмен, украинцев, узбеков, таджиков). Несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) этнические группы (общности) из других регионов Российской Федерации (буряты, якуты и другие), а также из дальнего зарубежья (арабы, вьетнамцы, турки и другие).


Актуализируются процессы, вызванные привлекательностью Татарстана для работы, проживания, получения образования и соответственно миграционным приростом: в республику ежегодно приезжают более 300 тысяч иностранцев.


На постоянной основе осуществляется государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, приоритетным направлением деятельности которых является развитие межнационального сотрудничества, социокультурная адаптация мигрантов.


Значительную роль в гармонизации межнациональных отношений, укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия, обеспечении успешной социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан играют институты гражданского общества. Среди них важное место занимают Ассамблея народов Татарстана (далее - Ассамблея), Молодежная Ассамблея народов Татарстана, Ассоциация иностранных студентов и аспирантов г. Казани и автономная благотворительная некоммерческая организация "Новый век".


В Татарстане проводятся вводные (ориентационные) курсы для трудовых мигрантов по предоставлению информации о системе государственных услуг на рынке труда, по правам и обязанностям, нормам и культуре поведения в принимающем обществе, профилактике экстремизма, правилам профилактики социально опасных заболеваний.


В то же время требует совершенствования система правового просвещения иностранных граждан, их социально-культурной адаптации и интеграции в обществе, так как имеются отдельные проявления низкого уровня межкультурного общения и доверия между принимающим сообществом и мигрантами.


В республике проводится целенаправленная работа по развитию поликультурной модели образования и формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, повышению роли гуманитарного направления в процессе образования, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации, созданию правовых и материальных условий для развития системы образования и воспитания на национальных языках.


Большое внимание уделяется государственной поддержке языков, культуры и традиций представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.


Важной задачей является повышение квалификации и компетентности кадров в системе государственного управления, а также в сферах образования, культуры, молодежной политики и средств массовой информации по вопросам этнокультурного развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.


В то же время в ряде случаев религиозная составляющая оказывает нивелирующее воздействие на исторически сложившуюся этнокультурную специфику народов. Наблюдается проникновение нетрадиционных для Республики Татарстан религиозных течений, деструктивное влияние информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на межэтнические отношения, попытки фальсификации истории, недостаточность условий для обеспечения языковых прав и языковых потребностей народов в сфере образования в условиях новой языковой политики.


В настоящее время с учетом реального состояния и перспектив развития межнациональных отношений перед Республикой Татарстан, как и перед всей страной в целом, стоят задачи, решение которых требует современных концептуальных подходов.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан


Приоритеты государственной программы Республики Татарстан соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальные цели развития Российской Федерации), Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р (далее - Единый план), а также Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).


Цели государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан обусловлены основными положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации), и Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан", федеральными законами, законами Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу государственной национальной политики в Республике Татарстан.


В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Республики Татарстан разработана система показателей государственной программы.


Цель 1. Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, характеризуется достижением следующего показателя: уровень общероссийской гражданской идентичности не ниже 80 процентов.


Цель 2. Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия народов, проживающих в Республике Татарстан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, характеризуется достижением следующих показателей:


доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Республике Татарстан, не ниже 80 процентов;


доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Республике Татарстан, не ниже 80 процентов.


Цель 3. Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, характеризуется достижением следующего показателя: доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан не ниже 85 процентов.


Цель 4. Обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, характеризуется достижением следующего показателя: доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, не ниже 75 процентов.


Цель 5. Укрепление межэтнического и межконфессионального мира и согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, характеризуется достижением следующего показателя: оказание государственной поддержки за счет средств бюджета Республики Татарстан не менее 20 некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере реализации государственной национальной политики.



III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии-2030, показателями государственных программ Российской Федерации


Задачи государственной программы Республики Татарстан сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации, Единого плана, государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (далее - государственная программа Российской Федерации), Стратегии-2030.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»