____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 сентября 2023 года N 1199
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2023 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2013 N 1006 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2023 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.10.2014 N 731, от 29.11.2014 N 930, от 12.12.2014 N 982, от 04.08.2015 N 566, от 05.09.2015 N 640, от 27.09.2016 N 689, от 24.04.2017 N 241, от 28.06.2017 N 450, от 26.06.2018 N 520, от 19.12.2018 N 1173, от 02.09.2019 N 754, от 28.01.2020 N 47, от 16.07.2020 N 601) (далее - Программа), следующие изменения:
в паспорте Программы:
строки "Дата принятия решения о разработке региональной программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)" и "Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы" признать утратившими силу;
строку "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования Программы | Год | Объем предполагаемых средств, млн рублей | |
бюджет Республики Татарстан | федеральный бюджет | ||
2014 | 39,324 | 21,6008 | |
2015 | 32,724 | 17,96775 | |
2016 | 42,624 | 18,2494 | |
2017 | 40,371 | 9,1068 | |
2018 | 52,2787 | 10,3585 | |
2019 | 53,6144 | 10,8317 | |
2020 | 26,5596 | 10,5074 | |
2021 | 48,2286 | 10,2759 | |
2022 | 55,7786 | - | |
2023 | 49,6686 | - | |
Итого | 441,1715 | 108,89825 | |
Общий объем финансирования Программы составляет 550,06975 млн рублей, из них 441,1715 млн рублей - средства бюджета Республики Татарстан, 108,89825 млн рублей - средства федерального бюджета. Примечание: объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом формирования бюджетов соответствующих уровней на соответствующий финансовый год и на плановый период, а также выделения средств из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы"; |
строку "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Республике Татарстан, достигнет значения 83,6 процента; доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Республике Татарстан, - 85,4 процента; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - 95,0 процента; уровень общероссийской гражданской идентичности - 79 процентов; уровень татарстанской идентичности - 79 процентов; доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по национальному признаку, - 93,5 процента; доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, - 81,7 процента; численность участников мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, - 70 200 человек, из них молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет - 49 120 человек; численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, - 556 000 человек, из них молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет - 164 000 человек; количество участников мероприятий, направленных на сохранение и развитие русского языка и языков народов, проживающих в Республике Татарстан, - 131 480 человек; количество языков народов, используемых в ходе реализации проектов и программ в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан, - 36; количество мероприятий, проведенных некоммерческими организациями в сфере национальной духовно-просветительской деятельности, - 1 850; количество участников мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, - 4 050 человек; количество государственных гражданских и муниципальных служащих, ответственных за реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, - не менее 100 человек; количество муниципальных образований Республики Татарстан, реализующих программы, направленные на сохранение гражданского единства и гармонизацию межэтнических отношений в муниципальных образованиях Республики Татарстан, - 45"; |
раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых она направлена
Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан характеризуется стабильностью, мирным взаимодействием и сотрудничеством представителей различных этнических групп и конфессий. Межнациональные и межконфессиональные отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, закрепились в Республике Татарстан в виде тенденций с положительной динамикой и являются предметом особой заботы органов государственной и муниципальной власти во взаимодействии с общественными этнокультурными объединениями и иными институтами гражданского общества.
Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения, развитие которых характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей народов, проживающих на территории современного Татарстана. Ведущую роль в данном процессе традиционно играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан. Согласно итогам переписи 2010 года в Республике Татарстан из 3,78 млн человек 53,2 процента составляют татары, 39,7 процента - русские. Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают чуваши, удмурты, мордва, марийцы и башкиры, которые в совокупности составляют 5,6 процента населения Татарстана.
Традиции добрососедства, сложившиеся в Татарстане в течение длительного совместного проживания представителей различных культур и религий, сохраняются и в настоящее время. Доля жителей республики, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Республике Татарстан, в 2020 году достигла 83 процентов (среднегодовое значение).
Многонациональный состав населения Татарстана динамично меняется, в городах и районах появляются новые этнические группы. В республике сформировались общины выходцев из бывших союзных республик (азербайджанцев, армян, узбеков, таджиков, казахов, киргизов, грузин, украинцев, туркмен), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из других регионов Российской Федерации, а также из дальнего зарубежья (турок, вьетнамцев, арабов и других).
Особую актуальность начинают приобретать процессы, вызванные привлекательностью Татарстана для иностранных граждан из стран Содружества Независимых Государств. Ежегодно в республику приезжают более ста тысяч иностранцев.
На постоянной основе осуществляется государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, приоритетным направлением деятельности которых является развитие межнационального сотрудничества, социокультурная адаптация мигрантов.
Значительную роль в обеспечении успешной социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан играют институты гражданского общества. Среди них важное место занимают Ассамблея народов Татарстана (далее - Ассамблея), Молодежная Ассамблея народов Татарстана, Ассоциация иностранных студентов и аспирантов г. Казани и автономная благотворительная некоммерческая организация "Новый век" (далее - "Новый век").
Ассамблеей на регулярной основе проводятся заседания круглых столов по рассмотрению текущих и проблемных вопросов национальных диаспор. В рамках реализации Соглашения о взаимодействии в области миграционной политики, подписанного между Ассамблеей, министерствами и ведомствами республики, а также правоохранительными органами, ежеквартально в Доме Дружбы народов Татарстана проводятся заседания круглых столов, в которых принимают участие руководители и молодые лидеры национальных общественных объединений Ассамблеи, руководство правоохранительных структур и органов исполнительной власти. Осуществляемая в этом формате работа в последнее время активизировалась в муниципальных районах республики.
Работу по пропаганде законопослушного поведения среди иностранных граждан активно проводят национально-культурные автономии. Важным элементом их деятельности является прием руководителями национально-культурных автономий своих соотечественников. Руководители национально-культурных автономий узбеков и таджиков, представители которых составляют около 50 процентов от общего числа прибывающих иностранных граждан, ежегодно осуществляют прием до двух тысяч своих соотечественников, оказывают им необходимую консультационную помощь, содействуют в решении возникающих проблемных вопросов.
Важным аспектом работы Молодежной Ассамблеи народов Татарстана является помощь иностранным студентам в их адаптации. В начале учебного года проводятся встречи с иностранными студентами-первокурсниками. Основной целью встреч является оказание помощи в их адаптации к новой социокультурной среде, противодействие социальной исключенности студентов и недопустимость распространения идей этнического и религиозного экстремизма как внутри самих национальных обществ, так и между представителями разных народов.
С 2017 года "Новый век" при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан проводит вводные (ориентационные) курсы для трудовых мигрантов, которые направлены на обучение иностранных граждан правам и обязанностям, нормам и культуре поведения в принимающем обществе, правилам профилактики социально значимых заболеваний, а также на профилактику экстремизма и предоставление информации о системе государственных услуг на рынке труда в республике. За период реализации мероприятия по проведению вводных (ориентационных) курсов, направленных на социальную адаптацию и интеграцию мигрантов, обучено более 12 200 мигрантов.
С 2016 года при поддержке гранта Президента Российской Федерации реализуется проект мобильного приложения M-Help для мигрантов на семи языках: русском, узбекском, таджикском, английском, азербайджанском, киргизском, армянском. Приложение служит оперативным каналом информирования и консультирования мигрантов по актуальным для них темам, защите их прав, медицинской и социальной помощи и обеспечивает связь мигрантов с государственными и негосударственными службами помощи.
О результатах системно проводимой работы свидетельствуют данные социологических исследований. Так, большинство опрошенных в 2020 году (среднегодовое значение - 83,2 процента) выразили к мигрантам спокойное (нейтральное) отношение.
В республике проводится целенаправленная работа по развитию поликультурной модели образования и формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, повышению роли гуманитарного направления в процессе образования, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации, созданию правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках.
В то же время требует совершенствования система правового просвещения иностранных граждан, их социально-культурной адаптации и интеграции в обществе, имеются отдельные проявления низкого уровня межкультурного общения и доверия между принимающим сообществом и мигрантами.
Важной задачей является повышение квалификации и компетентности кадров системы управления, учреждений образования, культуры, молодежной политики и средств массовой информации в вопросах этнокультурного развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.
Не всегда гармонично формируется этническое и религиозное самосознание. В ряде случаев религиозная составляющая нивелирует исторически сложившуюся этнокультурную специфику народов. Наблюдается проникновение нетрадиционных для Республики Татарстан религиозных течений, деструктивное влияние информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на межэтнические отношения, фальсификация истории, недостаточность условий для обеспечения языковых прав и языковых потребностей народов в сфере образования в условиях новой языковой политики.
В настоящее время с учетом реального состояния и перспектив развития национальных отношений перед Республикой Татарстан, как и перед Российской Федерацией в целом, стоят новые задачи, решение которых требует современных концептуальных подходов.
Выработке этих подходов призвана способствовать реализация в Республике Татарстан Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики". На объединение усилий органов федеральной и региональной власти в данной области направлена реализация Соглашения между Федеральным агентством по делам национальностей и Республикой Татарстан о сотрудничестве в области осуществления государственной национальной политики, профилактики и противодействия национальному и религиозному экстремизму.
Важная роль в реализации и совершенствовании государственной национальной политики в Республике Татарстан, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений отводится Совету при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Межведомственной рабочей группе по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.
В Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан", определены приоритеты, цели, принципы, задачи и основные направления в данной области на современном этапе, а также инструменты и механизмы их реализации.
Указанные вопросы решаются программно-целевым методом через реализацию государственных программ.
В частности, вопросы сохранения в Республике Татарстан национальных языков находят свое отражение в государственной программе "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794 "Об утверждении государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы". На реализацию мероприятий в указанной сфере предусмотрены средства в объеме 1 270 689,923 тыс. рублей.
Мероприятия, направленные на сохранение национальной идентичности татарского народа, реализуются в соответствии с государственной программой Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020 - 2023 годы)", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2020 N 730 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020 - 2023 годы)". Объем финансирования программы составляет 420 984,87 тыс. рублей. Программа представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию научно-методического обеспечения сохранения и развития национальной идентичности татарского народа, обеспечению доступа к изучению родного языка, истории и культуры татарского народа за пределами Республики Татарстан, созданию системы мер по сохранению татарами на территории их проживания этнокультурной самобытности, а также обеспечению равного доступа татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан, к культурному наследию республики.
Меры по противодействию экстремизму и терроризму осуществляются в рамках подпрограммы "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы" государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 N 764 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы". Общий объем финансирования указанной подпрограммы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 206 794,0 тыс. рублей.