(с изменениями на 13 февраля 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Вологодской област от 13.02.2024 N 155)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство области постановляет:
1. Утвердить Бюджетный прогноз Вологодской области на период до 2035 года (прилагается).
2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 13.02.2024 N 155)
Бюджетный прогноз Вологодской области до 2035 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства области от 31 августа 2015 года N 721 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Вологодской области на долгосрочный период".
Долгосрочный бюджетный прогноз разработан на 13 лет с учетом стратегических целей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 17 октября 2016 года N 920 (далее - Стратегия социально-экономического развития области). Разработка долгосрочного бюджетного прогноза проводилась с учетом достигнутого состояния экономики, положений государственных программ Вологодской области на основе прогноза социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства области от 24 октября 2022 года N 1295 (далее - Прогноз социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период до 2035 года), с учетом прогноза социально-экономического развития области на среднесрочный период 2023 - 2025 годов, одобренного постановлением Правительства области от 24 октября 2022 года N 1296.
Целью Стратегии социально-экономического развития области является реализация политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности области и формирования пространства развития человека. Достижение этой цели требует обоснованной оценки ресурсного потенциала области и ориентации бюджета области на четкие долгосрочные ориентиры. Одним из основных инструментов реализации приоритетов развития области являются бюджетная, налоговая и долговая политика области, основные направления которых при различных сценариях развития определяются в долгосрочном бюджетном прогнозе.
Правительством области на протяжении ряда последних лет реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета области.
Реализация мероприятий, направленных на усиление принципов эффективного и ответственного управления региональными финансами, осуществлялась в рамках программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на 2012 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 20 декабря 2011 года N 1625.
В период 2015 - 2020 годов реализована государственная программа области "Управление региональными финансами Вологодской области на 2015 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства области 5 ноября 2014 года N 990.
С 2021 года в Вологодской области реализуется государственная программа области "Управление региональными финансами Вологодской области на 2021 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства области 20 мая 2019 года N 469.
В 2022 году мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности бюджета области, были усилены с учетом ситуации, связанной с введением санкций в отношении Российской Федерации.
Ключевым приоритетом региональной налоговой политики в условиях санкционных ограничений стала поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание условий для привлечения потенциальных инвесторов.
В регионе действует целый комплекс мер поддержки действующих и потенциальных инвесторов виде предоставления налоговых преференций, усовершенствован механизм предоставления инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
В целях укрепления доходной базы бюджета области выстроена система межведомственного взаимодействия органов государственной власти области, местного самоуправления муниципальных образований области и контрольно-надзорных органов по вопросам легализации налоговой базы и сокращения задолженности по налогам.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета области Правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований области проводится взвешенная бюджетная политика, направленная на приоритизацию бюджетных расходов, в том числе путем оптимизации количества органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, инвентаризации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости, повышения эффективности использования имущества.
Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, позволило создать систему учета потребности и утвердить требования к качеству социальных услуг.
Расходы областного бюджета формируются в разрезе государственных программ в соответствии с целями и задачами, определенными в государственных программах области.
Указанные меры, направленные на совершенствование системы управления финансами, позволили повысить обоснованность принимаемых решений при распределении бюджетных ассигнований и использовании бюджетных средств.
Меры по совершенствованию системы межбюджетных отношений позволили оптимизировать процедуры предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов муниципальным образованиям области, внедрить принцип стимулирования муниципальных образований области, основанный на оценке уровня и качества управления муниципальными финансами.
Для муниципальных образований области созданы стимулы для развития собственной доходной базы и повышения экономической самостоятельности.
Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области на 80% заменена нормативами отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц.
Регион имеет положительный опыт передачи на муниципальный уровень налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, как по единым нормативам, неизменным с 2016 года, так и по установлению с 2021 года дифференцированных нормативов с учетом специфики развития бизнеса на каждой территории.
В Вологодской области сформирована нормативная правовая база, регламентирующая процесс управления государственным долгом, определены процедуры предоставления государственных гарантий.
На протяжении ряда последних лет объем государственного долга находится на экономически безопасном уровне. С 2019 года кредиты кредитных организаций в целях финансирования дефицита областного бюджета не привлекаются.
По итогам исполнения областного бюджета 2021 года Вологодская область занимает 20 место среди регионов по отношению объема государственного долга области к объему налоговых и неналоговых доходов.
По итогам исполнения областного бюджета 2022 года объем государственного долга области составил 16,7 млрд. рублей, или 16,3% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
В соответствии с оценкой Министерства финансов Российской Федерации Вологодская область отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
В целях инфраструктурного обновления региона Правительство области работает с федеральным центром по привлечению инфраструктурных бюджетных кредитов на льготных условиях под 3% годовых сроком на 15 лет.
Благодаря взвешенной бюджетной политике начиная с 2016 года (за исключением "ковидного" 2020 года) областной бюджет исполняется с профицитом, что позволило региону создать финансовый резерв, который является основой долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета на предстоящую перспективу.
Целью долгосрочного бюджетного прогноза является оценка основных тенденций развития консолидированного бюджета области, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики области обеспечить сбалансированность бюджета и достижение цели Стратегии социально-экономического развития области.
В долгосрочном бюджетном прогнозе определены основные направления развития системы управления региональными финансами в области на период до 2035 года.
Для достижения основной цели долгосрочного бюджетного прогноза предусматривается решение следующих задач:
осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения и тенденции социально-экономических явлений;
обеспечение взаимосвязи цели, приоритетов, задач и направлений Стратегии социально-экономического развития области с инструментами бюджетной политики через реализацию бюджетного планирования посредством программно-целевых принципов и принципов эффективного и ответственного управления региональными финансами;
определение приоритетов развития бюджетной системы области, включая установление принципов формирования доходов и расходов консолидированного бюджета области, политики управления государственным (муниципальным) долгом области;
анализ основных рисков, возникающих в процессе реализации долгосрочного бюджетного прогноза, и определение механизмов управления рисками.
При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использованы следующие основные подходы:
надежность и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
сбалансированность бюджетов бюджетной системы области;