ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 года N 1625
О ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 02.04.2012 N 292, от 16.05.2012 N 446, от 20.09.2012 N 1083, от 19.11.2012 N 1371, от 25.03.2013 N 292, от 22.04.2013 N 441, от 01.07.2013 N 656, от 29.07.2013 N 761, от 09.09.2013 N 897, от 30.09.2013 N 989, от 28.10.2013 N 1050, от 31.10.2013 N 1122, от 28.11.2013 N 1197)
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, в целях повышения эффективности бюджетных расходов в Вологодской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на 2012 - 2013 годы" (далее - Программа).
2. Органам исполнительной государственной власти области - исполнителям Программы ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Департамент финансов области отчеты о выполнении плана мероприятий по реализации Программы.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 19.11.2012 N 1371)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области А.А. Травникова.
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 19.11.2012 N 1371, от 09.09.2013 N 897)
Справку о выполнении постановления представить к 1 сентября 2014 года.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
О.А.КУВШИННИКОВ
ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 02.04.2012 N 292, от 16.05.2012 N 446, от 20.09.2012 N 1083, от 19.11.2012 N 1371, от 25.03.2013 N 292, от 22.04.2013 N 441, от 01.07.2013 N 656, от 29.07.2013 N 761, от 09.09.2013 N 897, от 30.09.2013 N 989, от 28.10.2013 N 1050, от 31.10.2013 N 1122, от 28.11.2013 N 1197)
┌══════════════════════┬══════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы│- программа "Повышение эффективности бюджетных │
│ │расходов в Вологодской области на 2012 - 2013 │
│ │годы" │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Основания для │- Программа Правительства Российской Федерации по │
│разработки Программы │повышению эффективности бюджетных расходов на │
│ │период до 2012 года, утвержденная распоряжением │
│ │Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010│
│ │года N 1101-р, распоряжение Губернатора области от│
│ │26 июля 2010 года N 1487-р "О реализации │
│ │бюджетного послания Президента Российской │
│ │Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 │
│ │годах" │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │- Департамент финансов области │
│заказчик Программы │ │
│(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 19.11.2012│
│N 1371) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик Программы │- Департамент финансов области │
│(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 19.11.2012│
│N 1371) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители Программы │- органы исполнительной государственной власти │
│ │области │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы │- повышение эффективности бюджетных расходов и │
│ │деятельности органов исполнительной │
│ │государственной власти области путем создания │
│ │соответствующих условий и механизмов, реализация │
│ │долгосрочных приоритетов и целей социально- │
│ │экономического развития области │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Основные направления и│- направление 1: долгосрочная сбалансированность и│
│задачи Программы │устойчивость областного бюджета; │
│ │задача 1: усиление взаимосвязанности долгосрочного│
│ │стратегического и бюджетного планирования; │
│ │задача 2: обеспечение устойчивости доходной базы │
│ │областного бюджета; │
│ │задача 3: совершенствование системы планирования │
│ │расходных обязательств области; │
│ │задача 4: совершенствование управления │
│ │консолидированным долгом области; │
│ │направление 2: совершенствование межбюджетных │
│ │отношений; │
│ │задача 5: повышение финансовой самостоятельности │
│ │муниципальных образований области; │
│ │задача 6: повышение эффективности и качества │
│ │управления бюджетным процессом в муниципальных │
│ │районах и городских округах области; │
│ │задача 7: совершенствование системы разграничения │
│ │полномочий; │
│ │задача 8: оказание методологической помощи │
│ │муниципальным образованиям области; │
│ │направление 3: внедрение программно-целевых │
│ │принципов организации деятельности органов │
│ │исполнительной государственной власти области; │
│ │задача 9: переход к программной структуре расходов│
│ │бюджета; │
│ │задача 10: совершенствование бюджетной │
│ │классификации; │
│ │направление 4: повышение эффективности │
│ │распределения бюджетных средств и предоставления │
│ │государственных услуг; │
│ │задача 11: совершенствование системы оценки │
│ │деятельности органов исполнительной │
│ │государственной власти области; │
│ │задача 12: повышение эффективности деятельности │
│ │органов исполнительной государственной власти │
│ │области; │
│ │задача 13: совершенствование системы управления │
│ │имуществом, находящимся в собственности области; │
│ │задача 14: повышение эффективности предоставления │
│ │государственных услуг; │
│ │задача 15: развитие информационной системы │
│ │управления государственными финансами; │
│ │направление 5: развитие системы государственного │
│ │финансового контроля; │
│ │задача 16: повышение эффективности взаимодействия │
│ │органов финансового контроля; │
│ │задача 17: переход от контроля процедур к контролю│
│ │результатов │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │- 2012 - 2013 годы │
│Программы │ │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы финансирования │- 2012 год - 1900.0 тыс. рублей │
│Программы │ │
│(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 19.11.2012│
│N 1371) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые результаты │- повышение уровня сводного показателя оценки │
│реализации Программы к│достигнутых результатов в сфере повышения │
│2014 году │эффективности бюджетных расходов в 2013 году не │
│ │менее чем на 20% по сравнению с 2011 годом; │
│ │снижение дефицита областного бюджета в процентном │
│ │отношении к доходам областного бюджета (без учета │
│ │объема безвозмездных поступлений) до 0%; │
│ │снижение государственного долга области (за │
│ │вычетом выданных государственных областных │
│ │гарантий) в процентном отношении к доходам │
│ │областного бюджета (без учета объема безвозмездных│
│ │поступлений) до 49%; │
│ │снижение объема просроченной кредиторской │
│ │задолженности области в процентном отношении к │
│ │расходам областного бюджета до 0.25%; │
│ │увеличение удельного веса расходов областного │
│ │бюджета, формируемых в рамках программ, до 70%; │
│ │увеличение доли казенных учреждений области, для │
│ │которых установлены государственные задания, в │
│ │общем числе казенных учреждений области до 75%; │
│ │увеличение доли государственных учреждений │
│ │области, информация о результатах деятельности │
│ │которых за отчетный год размещена в информационно-│
│ │телекоммуникационной сети Интернет, до 100%; │
│ │увеличение доли автономных и бюджетных учреждений │
│ │области, оказывающих государственные услуги, в │
│ │общем числе государственных учреждений области, до│
│ │80%; │
│ │увеличение доли государственных учреждений │
│ │области, для которых объем бюджетных ассигнований │
│ │на оказание государственных услуг (выполнение │
│ │работ) определен с учетом качества оказания │
│ │государственных услуг (выполнения работ), до 75%; │
│ │увеличение доли государственных программ и │
│ │долгосрочных целевых программ, принятых в отчетном│
│ │году, проекты которых прошли публичные обсуждения,│
│ │до 100%; │
│ │увеличение доли органов исполнительной │
│ │государственной власти области, информация о │
│ │результатах деятельности которых размещена в │
│ │информационно-телекоммуникационной сети Интернет, │
│ │до 90% │
│(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 19.11.2012│
│N 1371) │
├══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════┤
│Система контроля за │- контроль за реализацией Программы осуществляется│
│исполнением Программы │Департаментом финансов области │
│(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 19.11.2012│
│N 1371) │
└══════════════════════┴══════════════════════════════════════════════════…
Программа разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" от 29 июня 2011 года, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, основными положениями Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739 (далее - Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года), распоряжением Губернатора области от 26 июля 2010 года N 1487-р "О реализации бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах".
Результатом реализации мероприятий областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Вологодской области" на 2008 - 2009 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 7 декабря 2007 года N 1091, разработанной в рамках концепции "управление результатами", стала ориентация органов исполнительной государственной власти области на разработку четких приоритетов развития социальной сферы области, мониторинг и оценку их реализации, повышение качества предоставления государственных услуг. Реализация Концепции реструктуризации государственного сектора и повышения эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на период до 2011 года, утвержденной постановлением Правительства области от 8 декабря 2006 года N 1230, позволила улучшить качество управления общественными финансами, усовершенствовать систему межбюджетных отношений, расширить самостоятельность участников бюджетного процесса и повысить их ответственность за результаты принимаемых решений.
В области создана система оценки потребности в государственных услугах социальной сферы и учета результатов этой оценки при формировании расходов областного бюджета, направленная на повышение информированности потребителей о качестве услуг, создание предпосылок для обеспечения единого уровня их предоставления на всей территории области. Созданы условия для оценки деятельности субъектов бюджетного планирования и подведомственных учреждений, основанной на количественных и качественных показателях результатов оказания услуг социальной сферы; организован оперативный учет задолженности учреждений социальной сферы; усовершенствована система государственных инвестиций. Внедрены объективные механизмы распределения финансовой помощи, формализована процедура предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и подведомственных учреждений к экономии бюджетных средств и повышению эффективности бюджетных расходов. Результаты оценки деятельности государственных учреждений области, а также оценка эффективности использования ими бюджетных средств не используются для принятия решений, касающихся распределения бюджетных ресурсов и поиска альтернативных, более эффективных способов оказания государственных услуг. Дополнительные меры должны быть приняты в сфере повышения качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, обоснования принятия новых и оценки действующих расходных обязательств, развития системы государственного финансового контроля.
В среднесрочной перспективе приоритетным является осуществление мер, направленных на повышение эффективности распределения бюджетных средств, разграничение полномочий, адаптацию к условиям, определенным Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
Кроме того, необходимо решить назревшие проблемы, такие как отсутствие методической базы долгосрочного бюджетного прогнозирования, четко выраженных принципов долговой политики на многолетнюю перспективу, методологии в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области. В целом эти факторы обусловлены тем, что действующая система управления обеспечивает целевое использование бюджетных средств в рамках существующей сети государственных учреждений области, но не позволяет с помощью бюджетных инструментов управлять развитием той или иной отрасли. Отсутствуют стимулы к экономии бюджетных средств и, как следствие, к повышению эффективности оказания государственных услуг.
Ключевой задачей в управлении бюджетными расходами становится повышение эффективности функционирования бюджетного сектора - повышение результативности и качества оказания государственных услуг при сохранении или меньшем объеме финансовых ресурсов. Специфика существующих проблем состоит в том, что их возникновение в значительной степени обусловлено правовыми нормами и устоявшейся практикой администрирования бюджетных расходов. В этом смысле изменения в управлении бюджетом могут произойти только посредством разработки и принятия новой нормативно-правовой базы или внесения в нее соответствующих поправок.
Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года определяет, что бюджетная политика области должна быть направлена на обеспечение устойчивости, рост сбалансированности бюджетной системы и возможность гибко реагировать на циклические колебания рынков. Основные направления бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу - закрепление в качестве инструмента управления программного бюджета, внедрение принципов результативного управления, а также формирование резервов бюджетных средств.
Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года не может быть реализована без принятия следующих мер по совершенствованию бюджетного процесса: