В рамках КСОДД был разработан двухступенчатый метод и проведено дополнительное исследование адресного выделения приоритета движения маршрутов путем оценки времени проезда и скоростей движения на наиболее высоконагруженных маршрутах.
Главным критерием оценки потребности в выделенных полосах для общественного транспорта является скорость перемещения по отдельным участкам улично-дорожной сети. Полученная с помощью данных ГЛОНАСС информация о времени и скорости перемещения подвижного состава общественного транспорта на маршрутах позволяет провести двухступенчатый балльный анализ потребности в выделенных полосах.
На первом этапе сравнивается скорость перемещения подвижного состава общественного транспорта по всему маршруту в рамках часовых суточных интервалов, на втором - скорость перемещения в рамках участков улично-дорожной сети, по которым пролегает маршрут, безотносительно временных интервалов.
На обоих этапах используется следующий алгоритм определения проблемных участков:
1) определяется максимальная скорость перемещения подвижного состава и сравнивается с фактической скоростью перемещения в разрезе часовых интервалов и по отдельным участкам улично-дорожной сети. Если максимальная скорость более, чем в 2 раза превосходит фактическую, это свидетельствует о наличии проблем на данном участке улично-дорожной сети и ему начисляется 1 штрафной балл;
2) определяется среднее квадратическое отклонение и среднее арифметическое значение скорости перемещения в разрезе каждого часового интервала и каждого участка улично-дорожной сети. Если фактическая скорость перемещения ниже среднего арифметического значения за вычетом среднеквадратического отклонения, участок считается проблемным и ему присваивается 1 штрафной балл.
По итогам расчетов штрафные баллы складываются, что позволяет получить точную картину проблемных для перемещения общественного транспорта участков улично-дорожной сети, на которых необходимо рассматривать возможность организации выделенных полос движения.
По данным ФАУ "РОСДОРНИИ" представленная методика рассмотрена подробнее на примере маршрута N 6 с направлением движения от Института ФСИН до Областного противотуберкулезного диспансера.
Исходными данными для анализа взята информация о времени и скорости перемещения подвижного состава общественного транспорта, представленная в разбивке по 10 часовым суточным интервалам и по 11 участкам улично-дорожной сети за будний день октября 2018 года (таблица N 51).