Целью развития потребительского рынка и услуг города Москвы является наиболее полное удовлетворение спроса жителей города Москвы на потребительские товары, торговые и бытовые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Социальная политика Правительства Москвы в сфере потребительского рынка реализуется через создание благоприятного предпринимательского климата, решение вопросов продовольственной безопасности региона, защиту продовольственного рынка от некачественной, фальсифицированной продукции и целый ряд других функций.
Вместе с тем в период перехода экономики к рыночным отношениям все механизмы работы городского хозяйства должны быть задействованы для социальной защиты, в первую очередь, малообеспеченных категорий населения.
Несмотря на очевидную эффективность рыночных преобразований в целом, нельзя не отметить тот факт, что они привели к целому ряду негативных социальных последствий.
Поэтому главная задача рассматриваемого периода состоит в усилении социальной направленности развития потребительского рынка.
Эта задача может быть решена через реализацию следующих приоритетных направлений развития потребительского рынка города до 2006 года:
- развитие сети предприятий потребительского рынка и услуг, крупного, среднего и малого бизнеса, в том числе на основе комплексных и целевых программ Правительства Москвы;
- дальнейшее расширение ассортимента товаров и услуг потребительского назначения, обеспечение их ценовой и территориальной доступности для всех категорий населения;
- развитие сети социальных магазинов (аккредитованных предприятий), обслуживающих малообеспеченные категории граждан (постановление Правительства Москвы от 28.05.2002 N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов");
- организация питания школьников и учащихся других учебных заведений за счет средств городского бюджета (постановление Правительства Москвы от 17.12.2002 N 1019-ПП "О размещении городского заказа на поставку продукции, оказание услуг для организации питания обучающихся образовательных учреждений города Москвы за счет средств городского бюджета");
- предоставление на льготной основе услуг бань и других льготных бытовых услуг (бесплатно или со скидкой 50%) вне зависимости от форм собственности предприятий отдельным категориям граждан: инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, многодетным семьям и др. (постановление Правительства Москвы от 11.06.96 N 493 "О стабилизации работы бань и банно-прачечных комбинатов в г.Москве");
- совершенствование системы ритуального обслуживания населения, повышение эффективности деятельности городских специализированных служб по вопросам похоронного дела, предоставление гарантий в сфере ритуального обслуживания (Закон города Москвы от 04.06.97 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве");
- создание сети магазинов по реализации социально значимых товаров первой необходимости в зонах пешеходной доступности, в том числе магазинов по предварительным заказам населения типа "Утконос" (постановление Правительства Москвы от 11.02.2003 N 86-ПП "О развитии в Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г.Зеленограда"), разработка системы мер по сохранению профиля социальнозначимых предприятий сферы потребительского рынка и услуг, в том числе за счет формирования альтернативных форм обслуживания;
- участие в реализации программы развития оптовой торговли (постановление Правительства Москвы от 23.04.2002 N 306-ПП "О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004 годы"), совершенствование системы товародвижения путем сокращения неоправданного количества посредников;
- обеспечение качества и безопасности потребительских товаров и услуг (Закон города Москвы от 24.05.2000 N 13 "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), совершенствование государственного контроля в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (постановление Правительства Москвы от 27.08.2002 N 692-ПП "Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы");
- внедрение "социальной карты москвича" на основе общегородской интегрированной автоматизированной системы персонального учета льгот с применением пластиковых карт, предусмотренных в городской целевой Программе "Электронная Москва" (постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 602-ПП "О внедрении социальной карты для жителей города Москвы");
- реализация косвенных мер по сдерживанию роста цен на товары и услуги на потребительском рынке города Москвы (постановление Правительства Москвы от 18.06.2002 N 467-ПП "О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве").