(с изменениями на 13 сентября 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 29 августа 2006 года N 647-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 2005 года N 705-ПП.
____________________________________________________________________
В целях дальнейшей реализации социальной политики Правительства Москвы по поддержке малообеспеченных граждан, ускорения развития объектов социально гарантированного уровня, удовлетворения спроса жителей на товары и услуги повседневного спроса по месту жительства, во исполнение постановления Правительства Москвы от 14 мая 2002 года N 359-ПП "Об итогах развития потребительского рынка и услуг г.Москвы в 2001 году и основных направлениях на 2002-2003 годы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить опыт работы открытого акционерного общества "Новый импульс" и префектуры Зеленоградского административного округа по организации торговли по заказам населения и Концепцию развития системы торговли по предварительным заказам населения "Утконос" (приложение 1).
2. Принять к сведению, что внедрение технологии продаж товаров по схеме: "распределительный склад - комплектация - доставка и реализация товаров по заказам" с использованием автоматизированных систем логистики, разработанных и внедренных ОАО "Новый импульс", позволяет осуществлять реализацию товаров населению в широком ассортименте на площади в 4-6 раз меньше по сравнению с другими торговыми системами и по более низким ценам на все группы товаров (до 15-20%).
3. Считать развитие системы торговли по предварительным заказам населения с использованием прогрессивных технологий одним из приоритетных направлений развития городской инфраструктуры социально гарантированного уровня.
4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 13 сентября 2005 года N 705-ПП. - См. предыдущую редакцию.
5. Департаменту имущества города Москвы, префектурам административных округов города совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы в течение месяца определить первоочередные места размещения 9 распределительных центров (земельные участки, каждый из которых площадью около 3 га) и 15-20 магазинов заказов в каждом административном округе (помещения по 100-400 кв.м и/или земельные участки 0,05-0,3 га).
6. Префектурам административных округов для создания широкой сети магазинов заказов по предварительным заказам населения с использованием новых технологий в соответствии с приложением 2:
6.1. Вносить предложения по размещению магазинов заказов в нежилых помещениях, в т.ч. длительно закрытых (первые этажи), в счет заданий, утвержденных постановлениями Правительства Москвы от 4 июля 2000 года N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам" и от 14 мая 2002 года N 359-ПП "Об итогах развития потребительского рынка и услуг г.Москвы в 2001 году и основных направлениях на 2002-2003 годы", и представить в Департамент имущества города Москвы необходимые документы для оформления передачи помещений в аренду в установленном порядке.
6.2. Предусматривать размещение магазинов заказов по согласованию с Москомархитектурой и в соответствии с градостроительными планами административных округов и районов в пределах шаговой доступности в районах-новостройках, а также районах с низкой обеспеченностью торговыми предприятиями социально гарантированного уровня:
6.2.1. При подготовке инвестиционных контрактов на строительство и реконструкцию жилых домов во встроенно-пристроенных помещениях.
6.2.2. За счет освобождения квартир, расположенных на первых этажах жилых зданий, путем отселения жильцов (при их согласии) и дальнейшего перевода этих квартир в нежилой фонд в установленном порядке.
6.2.3. Путем выделения земельных участков площадью 0,05-0,3 га для размещения магазинов заказов, в т.ч. в быстро возводимых сборно-разборных павильонах.
7. Департаменту имущества города Москвы, префектурам административных округов, Московскому земельному комитету:
7.1. Организовать во II квартале 2003 года проведение конкурсов по созданию автоматизированных комплексов системы предварительных заказов типа "Утконос" в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления.
7.2. Включить при подготовке пакета конкурсной документации в условия конкурса и в договор, заключаемый по итогам конкурса, следующие обязательства участника-инвестора системы торговли по предварительным заказам населения с использованием новых технологий:
- обеспечить в 2003-2005 годах открытие за счет собственных и привлеченных средств 9 автоматизированных комплексов (1 распределительный склад и сеть магазинов заказов) системы предварительных заказов в соответствии с приложением 2;
- реализовывать товары и предоставлять услуги по ценам на 15-20% ниже среднегородских по данным Мосгорстата;
- сохранять профиль и функциональное назначение всех помещений, выделенных для размещения магазинов заказов, и целевое использование земельных участков, выделенных для строительства распределительных складов, в течение 10 лет.
8. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы в развитие пункта 2 постановления Правительства Москвы от 18 июня 2002 года N 457-ПП "О размещении на первых этажах строящихся жилых домов объектов социального и общественного назначения" при корректировке типовых проектов жилых домов массовых серий в части перепроектирования помещений первых этажей предусмотреть возможность размещения магазинов заказов.
9. Принять к сведению готовность АМО "ЗиЛ" в кооперации с московскими промышленными предприятиями при наличии соответствующих заказов изготовить специализированные грузовые автомобили и нестандартное торгово-технологическое оборудование для организации торговли по предварительным заказам.
10. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы проработать с промышленными предприятиями города Москвы возможность выделения на договорной основе помещений для открытия магазинов заказов типа "Утконос".
11. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы в целях систематического контроля за развитием системы торговли по предварительным заказам населения обеспечить не реже одного раза в квартал на Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы обсуждение хода выполнения настоящего постановления.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра Москвы Шанцева В.П., первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Толкачева О.М. и министра Правительства Москвы Малышкова В.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во втором полугодии 2003 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Концепция
развития системы торговли по предварительным
заказам населения "Утконос"
1. Общие положения
Усиление социальной направленности в развитии потребительского рынка и услуг предусматривает дальнейшее расширение сети предприятий розничной торговли по обслуживанию малообеспеченных граждан.
В рамках выполнения социально-экономической политики Правительства Москвы уже решены вопросы по обслуживанию более 150 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны в аккредитованных магазинах, реализующих товары указанным группам населения по сниженным ценам.
В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 7 марта 2000 года N 249-РМ "Об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны" по состоянию на 1 января 2003 года аккредитовано 280 предприятий, в которых цены на товары потребительской корзины на 10-15% ниже среднегородских.
Сформировались сетевые системы магазинов-дискаунтов (работающих под торговыми марками "ДИКСИ", "Пятерочка", "Копейка", "Мини-Перекресток" и др.), деятельность которых основана на минимизации расходов, закупках крупных партий товаров и соответственно низких ценах. В 2002 году их количество достигло 140. Реальная потребность в таких предприятиях - не менее 300.
В 137 предприятиях организована продажа населению продуктов питания со скидкой 5-10% в утренние часы. Сохраняют свое значение центры социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Вместе с тем наряду с решением вопросов по совершенствованию социального обслуживания населения сегодня остро стоит проблема обеспечения населения товарами и услугами повседневного спроса в пределах пешеходной доступности и в первую очередь пенсионеров и малообеспеченных граждан.
Усугубляет положение допущенное в период становления рыночных реформ перепрофилирование небольших предприятий по продаже товаров первой необходимости (овощные, молочные магазины, булочные и др.), расположенных в центральной части города и на основных магистралях.
В результате жители Центрального административного округа (районы Тверской, Мещанский, Пресненский, Арбат, Якиманка, Замоскворечье), Юго-Западного, Северного, Южного и других административных округов испытывают трудности в приобретении товаров повседневного спроса в торговых предприятиях социально гарантированного уровня.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2002 года N 359-ПП "Об итогах развития потребительского рынка и услуг г.Москвы в 2001 году и основных направлениях на 2002-2003 годы" предусмотрено широкое развитие сети магазинов повседневного спроса местного уровня и разработка отраслевой схемы размещения таких объектов в рамках реализации целевой программы по поддержке и развитию предприятий социального обслуживания населения.
В этих условиях должен получить широкое развитие опыт г.Зеленограда по открытию магазинов заказов компании ОАО "Новый импульс" с применением новейших автоматизированных технологий и продажей товаров по низким ценам, в широком ассортименте и гарантированного качества.
Компания ОАО "Новый импульс" реализует социальный проект по созданию сети магазинов предварительного заказа для широких слоев населения без привлечения бюджетных средств.
В основу технологии положена принципиально новая схема доставки товаров со склада до конечного потребителя, построенная по принципу "Заказ - Доставка - Оплата" (рисунки 1-3).
Новый вид торгового обслуживания сочетает в себе все преимущества сетевой розничной торговли и системы оказания услуг населению по месту жительства.
2. Описание магазина заказов и требования к размещению
Указанный тип магазина заказов представляет собой розничное предприятие, осуществляющее продажу продовольственных и непродовольственных товаров по предварительному заказу в широком ассортименте, имеющемся на распределительном складе.
Потенциальными покупателями магазинов являются как жители прилегающих районов, так и население, осуществляющие заказ в магазинах по месту работы, учебы или отдыха с возможным приобретением товаров по заказу в наиболее удобном месте размещения магазина, в том числе с доставкой заказов на дом.
Магазин состоит из торгового зала, отдела для приема заказов, оборудованного 5-7 терминалами, и помещения для реализации скомплектованных заказов.
Торговый процесс полностью автоматизирован. За счет использования оригинального специально сконструированного оборудования (универсальных стеллажей, используемых для транспортировки и хранения товаров, стеллажей скомплектованных заказов; холодильников; индивидуальных компьютеров - комплектовщиков заказов, с помощью которых осуществляется поиск товаров по заказу; компьютерно-кассовых систем; терминалов с электронными каталогами товаров для предварительного заказа; систем идентификации покупателей) обеспечивается высокая пропускная способность и оборачиваемость товаров на небольших площадях при низких эксплуатационных затратах.
Использование оригинальных технологий и систем логистики позволяет максимально сократить штат сотрудников. Управление магазинами осуществляется из единого автоматизированного центра.
Поставка сформированных товаров по заказам осуществляется транспортом компании с распределительного склада по маршрутам, отработанным и просчитанным интеллектуальными системами.
Магазины заказов следует размещать в районах массового проживания населения, в том числе за счет использования первых этажей зданий, а распределительные центры как на отдельных земельных участках, так и в неэффективно используемых зданиях и складах (базах) различного функционального назначения, промышленных предприятиях.
При определении ориентировочной потребности в сети следует исходить из следующих показателей:
- 1 распределительный склад площадью 6,0-10,0 тыс.кв.м может обслуживать до 25-40 магазинов заказов формата 100-350 кв.м;
- 1 магазин из расчета проживания в микрорайоне до 25 тыс. жителей (основные требования к размещению сети приведены в таблице 1).
Таблица 1
Основные требования
к размещению распределительных складов и магазинов заказов
N | Основные требования |
1. Распределительный склад | |
1. | Здание одноэтажное высотой помещений около 10 м, пригодное для хранения продуктов питания, площадью от 6 тыс.кв.м |
2. | Уровень пола около 1 м над уровнем земли либо наличие возможности устройства пандуса |
3. | Наличие подъездных путей (либо возможность их прокладки) для проезда большегрузного автотранспорта, дополнительное требование (не обязательное) - наличие ж/д ветки |
4. | Площадь участка земли около 3 га (отдельно расположенная территория) |
5. | Требования к инженерным сетям: электроснабжение - около 300 кВа; водоснабжение; канализация; отопление (или централизованное газоснабжение) |
6. | Устройство или наличие каналов связи (предпочтительно - ВОЛС) |
2. Магазин заказов | |
1. | Общая площадь - от 100 до 350 кв.м |
2. | Возможность устройства парковки для автотранспорта посетителей |
3. | Здание - отдельно стоящее или встроенно-пристроенное высотой от 3,5 м, предпочтительно - первые этажи и др. |
4. | Наличие инженерных сетей (на магазин площадью 300 кв.м): энергоснабжение - около 25 кВа; вода, отопление |
5. | Наличие подъездных путей для грузового автомобиля типа "Бычок", устройство пандуса |
6. | Возможность устройства или наличие каналов телефонной связи |
7. | Место расположения: предпочтительно внутри микрорайонов, возможно вблизи транспортных узлов |
2.2. Некапитальное строение из быстро возводимых конструкций | |
1 | Площадь земельного участка около 0,05 га с территорией для организации парковки автотранспорта посетителей |
2. | Общая площадь магазина - от 50 до 200 кв.м |
3. | Высота помещения - 3,5 м |
4. | Инженерные сети: энергоснабжение - около 25 кВа |
5. | Наличие подъездных путей для грузового автомобиля типа "Бычок" |
6. | Возможность устройства или наличие каналов телефонной связи |
7. | Место расположения: предпочтительно внутри микрорайонов, возможно вблизи транспортных узлов |