ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 сентября 2024 года № 2501-р

Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и других программных документов.

3. Установить, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Стратегии, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, принимающим участие в реализации Стратегии, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет внебюджетных источников.

4. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации учитывать положения Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных программных документов.

6. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 11, ст.1552);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 551-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 15, ст.2202).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2024 года № 2501-р



Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года



I. Общие положения


Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с целями, принципами и задачами государственной культурной политики, определенными в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (далее - Основы государственной культурной политики).

Нормативно-правовую базу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации), Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации", а также международные договоры, соглашения и конвенции, участницей которых является Российская Федерация, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы развития сферы культуры в Российской Федерации.

При разработке Стратегии учтены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. № 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы", Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р.

При разработке Стратегии также учтены положения и целевые показатели государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р, национального проекта "Культура" и входящих в его состав федеральных проектов "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура", положения Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. № 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611 "Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом", других документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу и оказывающих влияние на государственную культурную политику.

Основаниями для разработки Стратегии являются закрепленный в Конституции Российской Федерации статус культуры как уникального наследия многонационального народа Российской Федерации, поддерживаемого и охраняемого государством, и наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по обеспечению проведения единой социально ориентированной государственной политики в области культуры.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие в качестве основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации.

Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу.

Такой подход базируется на положениях Основ государственной культурной политики, согласно которым:

государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России;

государственная культурная политика понимается как широкое межотраслевое явление, охватывающее все виды культурной деятельности, социальные и гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, вопросы поддержки и продвижения российской культуры за рубежом, международного гуманитарного и культурного сотрудничества, воспитания и самовоспитания граждан, просвещения, развития детского и молодежного движения, информационного пространства страны.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что происходящие в современном мире изменения затрагивают не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности. Достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Кроме того, отмечается, что все более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности. Абсолютизируется свобода личности, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, легализуется употребление наркотиков, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть.

Также в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности приводят к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности.

Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества. Увеличивается разрыв между поколениями. Одновременно нарастают проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма.

При этом традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны Соединенных Штатов Америки и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций, которые оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации.

В связи с этим ключевыми факторами формирования духовно-нравственного фундамента страны являются вопросы защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры, в том числе права на доступ к культурным ценностям, сохранения исторического и культурного наследия, выполнения задач в области национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.

Российская культура является неотъемлемой частью глобального культурного пространства, обогащает его своим уникальным мировидением. Посягательства со стороны недружественных государств в целях подрыва общемирового влияния российской культуры наносят непоправимый ущерб справедливому, равноправному и открытому международному культурно-гуманитарному сотрудничеству.

II. Современное состояние, основные проблемы, перспективы развития российской культуры и государственной культурной политики


Как отмечается в Основах государственной культурной политики, обеспечение дальнейшего развития страны как социального государства возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, научной обоснованности предпринимаемых преобразований, приоритетного развития социальных и гуманитарных наук, тесного взаимодействия государства и общества.

В целях достижения национальных целей развития Российской Федерации на системной, комплексной основе разработаны и действуют государственные программы, национальные проекты, федеральные проекты, ведомственные и региональные программы и проекты, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности, развитие культуры, укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, поддержку российской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, развитие образования и гуманитарных наук, просвещение, воспитание и самовоспитание граждан, развитие детского и молодежного движения, формирование медийного и информационного пространства страны, патриотическое воспитание молодежи.

По состоянию на конец 2023 года в Российской Федерации действуют организации культуры различной ведомственной принадлежности: театры - 718, в том числе 204 - детские (театры юного зрителя и театры кукол), музеи - 3177, библиотеки - 42034, цирки - 69, учреждения культурно-досугового типа - 42376, концертные организации и самостоятельные коллективы - 380, научные организации - 5, образовательные организации высшего образования - 75, среднего профессионального образования - 270, детские школы искусств - 5123, парки культуры и отдыха - 299, зоопарки - 34, кинотеатры - 2818 с 6429 кинозалами. В 76 регионах созданы и действуют 439 виртуальных концертных залов.

Количество учреждений культуры, действующих в сельской местности, в 2023 году составило около 72,7 тыс., или 78 процентов общего количества учреждений культуры. При этом за период с 1995 по 2023 год количество сельских клубных учреждений уменьшилось на 39,1 процента (с 59,9 тыс. учреждений в 1995 году до 36,5 тыс. учреждений в 2023 году), что объясняется следующими объективными причинами: сокращение числа сельских поселений (за последние 12 лет - на 4,4 тыс.); укрупнение сельских населенных пунктов и объединение в рамках реформы местного самоуправления нескольких сел в сельские поселения на фоне снижения числа сельских населенных пунктов с численностью населения менее 2 тыс. человек; оптимизация части сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения; слабая материально-техническая база сельских учреждений культуры, являющихся муниципальными (значительная часть из них была сформирована в 1970-1980-е годы - здания, помещения, строения, досуговые объекты) и находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта.

Численность работников в сфере культуры по состоянию на 2023 год составляет 763,6 тыс. человек.

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2023 г. в Российской Федерации находятся 154,2 тыс. объектов культурного наследия, из них объектов федерального значения - 71,6 тыс. (в том числе объектов археологического наследия - 56 тыс.), объектов регионального значения - 78,5 тыс., объектов местного (муниципального) значения - 4 тыс.

На период до 2024 года включительно одним из ключевых инструментов достижения целей и задач государственной культурной политики остается национальный проект "Культура", состоящий из 3 федеральных проектов - "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура".

Данные федеральные проекты направлены на обеспечение доступности культурных благ, развитие творческого потенциала, в том числе через модернизацию инфраструктуры культуры, развитие гастрольной и выставочной деятельности, поддержку самодеятельного народного творчества, гражданских творческих инициатив, добровольческого движения в сфере культуры, непрерывное повышение квалификации, внедрение цифровых технологий в культурное и образовательное пространство страны.

Федеральный проект "Культурная среда" является основой для комплексной модернизации сферы культуры, создания современных учреждений культуры, строительства и проведения капитального ремонта федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры, оборудования новых культурных пространств в уже существующих учреждениях культуры, приобретения передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов), оснащения модельных библиотек, муниципальных музеев и кинозалов специальным оборудованием, а также детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

В рамках реализации федерального проекта "Творческие люди" создаются условия для творческой самореализации, развития знаний и компетенций в сфере культуры и искусства, большое внимание уделяется разработке и продвижению различных творческих проектов, создаваемых в том числе некоммерческими организациями, оказанию государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам.

Федеральный проект "Цифровая культура" направлен на развитие цифровых сервисов в сфере культуры и предполагает создание виртуальных концертных залов, интерактивных выставок и мультимедийных гидов, онлайн-трансляцию мероприятий ведущих учреждений культуры, оцифровку книжных памятников и фильмовых материалов.

В целях расширения возможностей для использования потенциала культуры в достижении национальных целей развития действует программа социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры "Пушкинская карта". По состоянию на 1 января 2024 г. участниками программы являются более 11 тыс. организаций культуры. Возможностями, предоставляемыми "Пушкинской картой", воспользовались 7,6 млн. молодых людей указанной категории.

В 2024 году завершается реализация федерального проекта "Придумано в России", в рамках которого в субъектах Российской Федерации будет создано более 90 школ креативных индустрий, 26 центров прототипирования на базе подведомственных Министерству культуры Российской Федерации образовательных организаций, 420 творческих лабораторий "Гений места" на базе библиотек.

В Российской Федерации в целях приобщения и расширения доступа к культурному наследию, произведениям культуры и искусства созданы мультимедийные порталы и сервисы, включая базовые информационные ресурсы "Культура.РФ", "История.РФ", "Госкаталог", "АРТЕФАКТ".

Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, создана федеральная государственная информационная система "Национальная электронная библиотека" (далее - Национальная электронная библиотека). В настоящее время в нее включено более 5 млн. документов, действуют более 15 тыс. электронных читальных залов на базе региональных библиотек (за последние годы число региональных пользователей ресурсами Национальной электронной библиотеки возросло в 3 раза).

Ежегодно за счет средств федерального бюджета поддерживается выпуск порядка 300 наименований социально значимой литературы (художественная литература, литература для детей и юношества, справочно-энциклопедическая литература, литература по культуре и искусству, учебная и учебно-методическая литература, научная и научно-техническая литература, литература на языках народов Российской Федерации и прочее), осуществляются переводы на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, реализуются проекты, направленные на продвижение российской художественной литературы за рубежом, поддерживается выпуск очередных томов многотомной Православной энциклопедии, осуществляются подготовка и выпуск серии антологий литератур народов Российской Федерации, выпуск порядка 1500 наименований книг и учебных пособий, а также номеров периодических печатных изданий для инвалидов по зрению, реализуются проекты, направленные на повышение востребованности за рубежом русского языка и отечественной литературы.

Реализуются следующие мероприятия по модернизации кинозалов: в 81 субъекте Российской Федерации открыто 1277 кинозалов (487 в рамках национального проекта "Культура"), которые посетили более 50 млн. зрителей, создано свыше 260 тыс. новых зрительских мест, более 20 млн. человек получили доступ к услугам современного цифрового кинопоказа.

Расширяется география Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.

В целях дальнейшего развития театрального, музыкального, циркового и других видов исполнительских искусств принимаются меры по поддержке выдающихся деятелей культуры и искусства, созданию дополнительных условий для их работы в России, включающих формирование диверсифицированной системы государственной поддержки через конкурсные программы и субсидии на реализацию творческих проектов различных уровней: международных, всероссийских, региональных и муниципальных.

При характеристике современного состояния российской культуры и реализации государственной культурной политики необходимо выделить следующие основные проблемы:

неравномерное социально-экономическое развитие территорий, различные уровни обеспеченности населения субъектов Российской Федерации учреждениями и организациями культуры, в том числе экспозиционно-выставочными пространствами. В настоящее время подавляющее количество масштабных выставочных проектов реализуется в основном в гг.Москве (не менее 60 процентов общего числа выставок федеральных музеев, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации) и Санкт-Петербурге (не менее 10 процентов), что обусловлено наличием в этих регионах большого количества современных экспозиционно-выставочных пространств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»