ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 апреля 2023 года N 1105-р

концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию информационной безопасности детей в Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при формировании и реализации перечней региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;

направлять в Минцифры России информацию о реализации региональных мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, ежегодно, до 15 апреля.

3. Минцифры России представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации ежегодно, до 15 июня.

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст.7055).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 апреля 2023 года N 1105-р



Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации



I. О состоянии информационной безопасности детей в Российской Федерации


В настоящее время население России составляет 146,4 млн. человек, из которых 30,2 млн. человек - несовершеннолетние (20,6 процента населения), из них 27 млн. человек (89,4 процента) являются активными пользователями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Современные дети - первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. В своих привычках, ценностях и поведении в сети "Интернет" эта группа принципиально отличается от представителей более старшей аудитории (18-45 лет). Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры.

Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. В связи с высокой степенью анонимности интернет-пространства и возможностью выстраивания общения с использованием нескольких профилей и псевдонимов риск проявления асоциальных форм поведения в цифровой среде увеличивается.

Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность.

Деструктивное информационное воздействие способствует развитию формирования у детей и подростков неправильного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности), провоцирующего "психологический слом", следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим.

В области виртуальной коммуникации дети подвержены рискам стать жертвой компьютерного мошенничества и вымогательства, вовлечения в сексуальную эксплуатацию, террористическую и экстремистскую деятельность, распространение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, аналогов наркотических средств и психотропных веществ и новых потенциально опасных психотропных веществ посредством игровых активностей, а также в сообщества с нарушением общепринятых норм морали.

Широкое распространение в цифровой среде получили деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации, популяризацией деятельности криминальных сообществ, продвижением преступных и антиобщественных действий, в том числе агрессивного, насильственного, суицидального, экстремального и экстремистского характера.

Все большее распространение получает задействование сетевых платформ и мессенджеров для вовлечения детей в несогласованные публичные мероприятия (включая протестные акции), поскольку несовершеннолетние не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности.

Несформированность критического мышления обусловливает особую уязвимость детей перед воздействием такой информации, оказывает на несовершеннолетних психотравмирующее воздействие, способствует их виктимизации, вовлечению в деструктивную деятельность, усвоению ими антисоциальных ценностей и норм, побуждает их к совершению общественно опасных действий, способных причинить вред как самому ребенку, так и его окружению.

Постоянно возрастающие возможности социальных сетей вкупе с популярным трендом публичного самовыражения способствуют размещению детьми в открытом доступе в сети "Интернет" личной и семейной информации, которая нередко используется злоумышленниками в противоправных целях.

Несмотря на наличие правового регулирования, позволяющего оперативно реагировать на распространение в сети "Интернет" информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также разнообразного инструментария, направленного на защиту детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, обеспечения информационной безопасности детей можно достичь исключительно во взаимодействии с родительским сообществом посредством проведения информационных кампаний, постоянного информирования о существующих возможностях услуги "Родительский контроль", а также привлекая общественные и отраслевые организации в целях мониторинга сети "Интернет" на предмет наличия деструктивной информации.

Обеспечению информационной безопасности детей в рамках настоящей Концепции будет способствовать разработка и принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления комплексных решений, формирующих систему информационной безопасности детей, в том числе в части определения актуальных угроз и предотвращения их наступления, обеспечения приоритетности и эффективности принимаемых мер в реализации государственной политики в этой сфере, посредством разработки и принятия перечней федеральных и региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.

Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", а также иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующие в том числе вопросы информационной безопасности детей в Российской Федерации.

II. Основные принципы обеспечения информационной безопасности детей


Исходя из понимания информационной безопасности детей как состояния защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:

укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;

сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;

ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

приоритетность прав и обязанностей родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;

ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;

необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;

воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;

повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;

обучение детей вопросам информационной безопасности;

поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;

создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;

взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей;

обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций;

формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации;

безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях и местах, доступных для детей;

единство системы мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

III. Приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности детей


Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.

Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.

В связи с этим важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка - производителями и распространителями контента, психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования. Только тесное сотрудничество всех участников медиаиндустрии позволит построить эффективную систему регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасную для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения.

Государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:

проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;

совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в Российской Федерации;

совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения деструктивной информации;

расширение практики межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в предупреждении социально опасного поведения детей;

развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики противоправного поведения подростков в сочетании с воспитательным воздействием в образовательных организациях;

обеспечение защищенности персональных данных детей, размещенных в сети "Интернет", от публичного доступа и (или) их несанкционированного использования;

расширение спектра возможностей услуги "Родительский контроль" на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок;

формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности;

воспитание детей в духе уважения к традиционным ценностям, ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;

развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;

удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;

развитие творческих способностей детей;

воспитание у детей толерантности;

поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;

повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве.

Кроме того, совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:

агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным;

совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;

употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;

занятие проституцией;

иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.

IV. Механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей


Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике присутствуют 3 возможных варианта регулирования информационного потребления в целях обеспечения безопасности детей - государственное регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из 3 вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает психолого-педагогические и художественно-культурные характеристики информационной продукции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»