ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2023 года N 832

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553



В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2022 N 666-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. Пункт 2-1 постановления изложить в следующей редакции:

"2-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 2.1-2.56 таблицы подраздела 12.2.1 раздела 12 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга".

1.2. Пункт 3-1 постановления исключить.

1.3. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 09.08.2023 N 832

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге"


1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

Комитет по здравоохранению

2

Соисполнители государственной программы

Администрации районов Санкт-Петербурга;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
Комитет по строительству;
Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга

3

Участники государственной программы

Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга")

4

Цели государственной программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

5

Задачи государственной программы

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи и медицинской эвакуации.
Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения.
Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.
Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.
Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами

6

Основания разработки государственной программы (далее - региональные проекты)

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 68);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035)

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы (далее - региональные проекты)

Разработка и реализация программы системной поддержки  повышения качества жизни граждан старшего поколения (далее - региональный проект "Старшее поколение");
Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
Борьба с онкологическими заболеваниями;
Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;
Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами;
Создание единого цифрового контура в здравоохранении а основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ);
Развитие экспорта медицинских услуг;
Модернизация первичного звена здравоохранения

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

-

9

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий

Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - подпрограмма 1).
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" (далее - подпрограмма 2).
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" (далее - подпрограмма 3).
Подпрограмма "Развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения" (далее - подпрограмма 4).
Подпрограмма "Формирование эффективной системы оказания медицинской помощи" (далее - подпрограмма 5).
Подпрограмма "Медицинская помощь в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования" (далее - подпрограмма 6).
Подпрограмма "Развитие инновационных методов профилактики, диагностики и лечения" (далее - подпрограмма 7)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы с учетом внебюджетных средств составляет 1521727435,8 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2023 г. - 232939392,1 тыс.руб., в том числе на региональные проекты 6289051,7 тыс.руб.;
2024 г. - 243461010,9 тыс.руб., в том числе на региональные проекты 4954653,2 тыс.руб.;
2025 г. - 261488728,3 тыс.руб., в том числе на региональные проекты 110517,7 тыс.руб.;
2026 г. - 250882337,7 тыс.руб.;
2027 г. - 261142631,0 тыс.руб.;
2028 г. - 271813335,8 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования бюджета Санкт-Петербурга составляют 997270423,9 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2023 г. - 156539246,6 тыс.руб.;
2024 г. - 158836555,9 тыс.руб.;
2025 г. - 174221430,4 тыс.руб.;
2026 г. - 162413246,8 тыс.руб.;
2027 г. - 169134776,6 тыс.руб.;
2028 г. - 176125167,6 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета составляют 18828162,1 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2023 г. - 5567285,1 тыс.руб.;
2024 г. - 5788357,3 тыс.руб.;
2025 г. - 3442287,0 тыс.руб.;
2026 г. - 1291079,0 тыс.руб.;
2027 г. - 1342722,5 тыс.руб.;
2028 г. - 1396431,2 тыс.руб.
Внебюджетные средства составляют 505628849,2 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2023 г. - 70832860,4 тыс.руб.;
2024 г. - 78836097,7 тыс.руб.;
2025 г. - 83825010,9 тыс.руб.;
2026 г. - 87178011,3 тыс.руб.;
2027 г. - 90665131,8 тыс.руб.;
2028 г. - 94291737,1 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Обеспечение медицинских организаций, новейшими видами медицинского оборудования, а также внедрению инновационных медицинских технологий и методов диагностики.
Оснащение (переоснащение, дооснащение) медицинским оборудованием медицинских организаций региональных сосудистых центров, первичных сосудистых отделений медицинских организаций, а также (диспансеров/больниц), оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями.
Оснащение (переоснащение, дооснащение) медицинских организаций, оказывающих специализированную паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями в соответствии со стандартами оснащения, предусмотренными положением об организации паллиативной медицинской помощи.
Оснащение (переоснащение, дооснащение) медицинскими изделиями региональных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации взрослых и детей.
Обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями, организация центров амбулаторной онкологической помощи.
Обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении.
Проведение капитального ремонта объектов медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь.
Мероприятий по внедрению "Новой модели организации оказания медицинской помощи", создание условий для внедрения принципов бережливого производства.
Реализация организационно-планировочных решений внутренних пространств детских поликлиник (поликлинических отделений медицинских организаций), обеспечивающих комфортность пребывания детей.
Создание условий для увеличения доли посещения детьми и взрослыми медицинских организаций с профилактическими целями.
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.

Охват декретированных групп населения профилактическими прививками в рамках национального календаря профилактических прививок.
Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, а также детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.
Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.
Обеспечение условий для осуществления текущей деятельности в части управления проектами цифровой трансформации и обеспечение единого информационного пространства на базе электронно-информационного обмена.
Обеспечение доступности цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов.
Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Повышение квалификации специалистов, в том числе в области перинатологии, неонатологии и в симуляционных центрах.
Обеспечение своевременности и доступности оказания скорой специализированной медицинской помощи населению.
Реализация мероприятий, связанных с донорством органов человека.
Повышение уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах.
Использование передовых технологий, как результат - сохраненные годы жизни, снижение инвалидизации, для системы здравоохранения - высвобождаемые средства, направленные на дальнейшее расширение применения инновационных технологий в медицине.

     

2. Характеристика текущего состояния здравоохранения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и уменьшением численности населения.

Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства не соответствующих принципам здорового питания продуктов), а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;

несвоевременное обращение населения за медицинской помощью;

отсутствие утвержденных в установленном порядке на федеральном уровне стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций по большинству заболеваний.

Основными проблемными вопросами организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге являются:

недостаточное обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи;

кадровый дефицит и неполная укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений здравоохранения утвержденным порядкам оказания медицинской помощи, в том числе в связи с высокой степенью износа основных фондов;

недостаточный уровень внедрения современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения;

несовершенная система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Ключевой проблемой является недостаточная обеспеченность здравоохранения квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую не обеспечивается соответствующим обновлением программ подготовки и переподготовки специалистов. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

В медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций. Требуется внедрение инновационных решений в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников. Планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.

В 2020-2022 годах система здравоохранения Санкт-Петербурга прошла серьезное испытание в связи со стремительным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция). Для организации медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией были оперативно перепрофилированы обычные стационары в инфекционные, организованы санпропускники, выполнена прокладка кислородных магистралей, обучены медицинские работники, закуплены специальные средства индивидуальной защиты, организовано тестирование заболевших и контактных. За счет средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга организована диагностика коронавирусной инфекции методом ПЦР-исследований на уровне амбулаторных медицинских организаций первичного звена. В апреле 2020 года в Санкт-Петербурге количество таких ПЦР-исследований в день составляло более 9 тысяч, а 06.02.2022 уже 98086 в день.

С 01.05.2020 поэтапно приступили к работе 12 круглосуточных амбулаторных центров компьютерной томографии, в которых проводилось более тысячи исследований в день. На пике пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года для больных коронавирусной инфекцией развернуто более 12 тыс. коек в 16 городских и 7 федеральных стационарах. При этом развитие здравоохранения не останавливалось и продолжалось.

Для улучшения состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга, поставленных государственной программой, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности, общественных организаций по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.

3. Приоритеты и цели государственной политики в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга, прогноз развития здравоохранения Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы


Основные приоритеты государственной политики в сфере развития здравоохранения:

3.1. Развитие трехуровневой системы учреждений здравоохранения: стационары - диагностические центры - амбулатории. Для этого необходимы следующие мероприятия:

повышение эффективности работы поликлиник, их реструктуризация с увеличением количества обслуживаемого населения;

усиление второго уровня путем создания диагностических центров;

развитие потенциала амбулаторно-консультационных отделений стационаров, в том числе использование в полном объеме имеющегося оборудования и обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий;

реструктуризация коечного фонда по группам стационаров (высокооснащенные многопрофильные стационары, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи по всем профилям в круглосуточном режиме; стационары для оказания отдельных видов специализированной медицинской помощи в плановой форме; стационары для оказания восстановительного лечения и сестринского ухода).

3.2. Реформирование сети учреждений здравоохранения в соответствии с прогнозируемой демографической ситуацией в Санкт-Петербурге.

3.3. Поэтапное приведение учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе при лечении онкологических заболеваний, сердечно-сосудистой патологии, травм, проведении медицинской реабилитации. Повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе оснащение лечебных учреждений, маршрутизация пациентов при различных видах патологии.

3.4. Развитие службы скорой медицинской помощи: оптимизация расположения подстанций скорой помощи в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99; исключение из работы службы скорой медицинской помощи непрофильных для нее вызовов; усиление взаимодействия с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3.5. Совершенствование системы медицинской реабилитации включает в себя развитие амбулаторного этапа медицинской реабилитации, оптимизацию маршрутизации пациентов в реабилитационные центры (отделения).

3.6. Развитие паллиативной медицинской помощи обусловлено увеличением общей численности населения Санкт-Петербурга, а также доли лиц пожилого и старческого возрастов, в связи с чем запланировано увеличение коечного фонда учреждений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.

3.7. Совершенствование оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста, в том числе на основе межведомственного взаимодействия.

3.8. Формирование эффективной региональной системы здравоохранения с участием государственных учреждений здравоохранения городского и федерального подчинения, а также негосударственных медицинских организаций в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3.9. Целевая подготовка врачей и других медицинских работников: совершенствование системы первичной подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала.

3.10. Поэтапное повышение уровня заработной платы медицинских работников, в том числе за счет повышения эффективности использования ресурсов.

3.11. Создание единой информационной системы здравоохранения:

информационное обеспечение органов управления здравоохранением;

подключение к системе электронной записи на прием к врачу всех учреждений, ведущих амбулаторный прием; расширение ее функциональных возможностей;

ведение электронной медицинской карты и электронной истории болезни с обеспечением их стандартизации и унификации;

повсеместное введение документооборота лечебного учреждения в электронном виде;

развитие телемедицинских систем в здравоохранении Санкт-Петербурга;

создание для жителей Санкт-Петербурга личного кабинета пациента "Мое здоровье" на едином портале государственных услуг;

развитие информирования граждан по медицинским вопросам с использованием электронных сервисов.

3.12. Ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства учреждений здравоохранения.

3.13. Развитие инновационных методов профилактики, диагностики и лечения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в медицинскую практику в целях совершенствования оказания медицинской помощи населению.

3.14. Реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге (далее - ТПГГ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»