ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2023 года N 340
О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 20.04.2023 N 340
Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа) | КТЗН |
2 | Соисполнители государственной программы | ИОГВ |
3 | Участники государственной программы | ГИТ, |
4 | Цели государственной программы | Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 642); |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы (далее - региональные проекты) | Региональные проекты: |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | - |
9 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограммы: |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы в 2023-2028 гг. составляет 22481663,7 тыс.руб., в том числе из бюджета Санкт-Петербурга - 8462544,7 тыс.руб., |
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского и не более 2 процентов численности рабочей силы. |
2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.
Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.
КТЗН является регулятором и крупнейшим в Санкт-Петербурге посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.
Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что в течение последних лет ситуация на рынке труда оставалась достаточно стабильной и характеризовалась низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения.
В 2020 году в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) и мерами, принимаемыми против ее распространения, устойчивое функционирование рынка труда было временно нарушено.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга в 2020 году были реализованы дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга. Меры, принимаемые Службой занятости, стали одним из факторов, способствовавших стабилизации ситуации на рынке труда.
Во II квартале 2020 года в Санкт-Петербурге наблюдался всплеск роста безработицы и напряженности на рынке труда. В течение II квартала 2020 года численность зарегистрированных безработных выросла в 6,1 раза относительно I квартала 2020 года, на конец июня 2020 года в Службе занятости состояло на учете 91,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 3 процента.
С середины III квартала 2020 года ситуация начала стабилизироваться, регистрируемые показатели рынка труда демонстрировали положительную динамику. В III квартале 2020 года прирост численности зарегистрированных безработных существенно замедлился, в конце сентября 2020 года уровень регистрируемой безработицы составил в Санкт-Петербурге 3,52 процента, численность зарегистрированных безработных - 107,8 тыс. человек. На конец декабря 2020 года уровень регистрируемой безработицы снизился до 3,2 процента (на конец декабря 2019 года значение данного показателя составляло 0,45 процента).
В январе-декабре 2021 года ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга постепенно стабилизировалась. Намеченная в IV квартале 2020 года тенденция к снижению численности безработных граждан сохранилась на протяжении 2021 года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в Службе занятости, по состоянию на 31.12.2021 составила 24,1 тыс. человек, что в 4 раза меньше уровня показателя на начало 2021 года (98,0 тыс. человек состояло на учете в Службе занятости в качестве безработных граждан на 01.01.2021). Кроме того, в рассматриваемом периоде отмечался рост численности занятых: по данным Росстата, численность занятых в 2021 году составила 3042,9 тыс. человек, что является наибольшим значением данного показателя с 2017 года.
В 2022 году экономика Санкт-Петербурга развивалась в условиях беспрецедентного санкционного давления, что оказало влияние на рынок труда и сферу занятости населения. В отдельные периоды 2022 года на регистрируемом рынке труда было отмечено незначительное увеличение численности безработных граждан, состоящих на учете в Службе занятости, на фоне увеличения количества обращений ищущих работу граждан. По итогам 2022 года значения основных показателей регистрируемого рынка труда продемонстрировали положительную динамику по сравнению с началом года. В конце декабря 2022 года напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости, в расчете на одну вакансию по данным Единой цифровой платформы "Работа в России") составила 0,5 чел./вакансию, снизившись относительно значения показателя на начало 2022 года в 2 раза. Уровень регистрируемой безработицы в конце 2022 года составил 0,49 процента от численности рабочей силы (в начале 2022 года - 0,78 процента).
По результатам обследований рабочей силы, проводимых Росстатом, в Санкт-Петербурге в сентябре-ноябре 2022 года среди населения в возрасте старше 15 лет наблюдалась более низкая экономическая активность, чем в сентябре-ноябре прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года снизились значения показателей численности рабочей силы (на 5 тыс. человек), уровня занятости (на 0,3 процентных пункта) и численности занятого населения (на 35,6 тыс. человек).
Значения основных показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга, в 2019-2021 годах представлены в таблице 1.
По данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Росстатом, в 2019 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 3030,8 тыс. человек, что составило 66,4 процента от численности населения в возрасте от 15 лет и старше (в 2020 году - 3007,3 тыс. человек, 65,7 процента; в 2021 году - 3042,9 тыс. человек, 66,5 процента).
В 2019 году отмечалась положительная динамика основных показателей экономического развития Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2019 году составил 104,5 процента относительно предыдущего года; оборот розничной торговли в 2019 году - 102,1 процента; оборот оптовой торговли в 2019 году - 101,8 процента. В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, в Санкт-Петербурге наблюдалась отрицательная динамика по ряду показателей, характеризующих экономическое развитие Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 98,2 процента относительно предыдущего года, оборот розничной торговли - 98,4 процента, оборот оптовой торговли снизился на 5,3 процента относительно значения, достигнутого в 2019 году. В 2021 году экономическая ситуация в Санкт-Петербурге улучшилась, продемонстрировав по итогам года рост значений своих основных показателей относительно 2020 года: индекс промышленного производства составил 107,7 процента, оборот розничной торговли увеличился на 18,1 процента, оборот оптовой торговли вырос в 1,7 раза.
Значения основных показателей социального развития указывают на то, что уровень жизни населения повышается. Реальная заработная плата в 2019 году составила 104,7 процента к предыдущему году; в 2020 году - 101 процент, в 2021 - 104,2 процента. Реальные располагаемые денежные доходы в 2019 году составили 100,2 процента, в 2020 году - 100,5 процента, в 2021 году - 108,3 относительно предыдущего года. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году снизилась на 0,7 процентных пункта относительно значения 2019 года, составив 5,9 процента от общей численности населения. В 2021 году численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в Санкт-Петербурге составила 5 процентов от общей численности населения, что является одним из самых низких значений среди субъектов Российской Федерации (Москва - 5,5 процента, Российская Федерация - 11 процентов).
Под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге в 2021 году увеличился. В 2019-2021 годах значения данного показателя находились в пределах 1,3-3,8 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,3-5,9 процента, Российская Федерация - 4,3-6,3 процента).
При этом в 2019-2021 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2019-2021 годах было принято более 113 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.
Санкт-Петербург является привлекательным городом с точки зрения миграции. В 2019-2021 годах численность прибывших стабильно превышала численность выбывших граждан. При этом в 2019 году миграционный прирост покрыл естественную убыль населения, обеспечив таким образом общий прирост населения (естественная убыль населения составила - 0,3 тыс. человек, сальдо миграции - 14,5 тыс. человек). В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, миграционный прирост сократился до 4,2 тыс. человек, покрыв всего 23,5 процента естественной убыли населения. Снижение миграционного оборота в основном произошло за счет снижения числа прибывших в Санкт-Петербург межрегиональных мигрантов (в 2020 году прибыло 113,8 тыс. человек межрегиональных мигрантов, в 2019 году - 139,0 тыс. человек). В 2021 году миграционный прирост составил 23,9 тыс. человек, компенсировав естественную убыль населения на 77,9 процента.
Существенных изменений в структуре занятости в 2019-2021 годах не произошло.
В 2021 году по сравнению с 2019 годом наблюдалось увеличение занятых в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги и так далее (таблица 2).
Основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.
2.1. Динамика показателей, характеризующих рынок труда Санкт-Петербурга
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя, характеризующего рынок труда Санкт-Петербурга | Единица измерения | Источник данных | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Численность рабочей силы в возрасте старше 15 лет | тыс. человек | Росстат. | 3073,1 | 3097,3 | 3106,0 |
2 | Численность занятых в экономике в возрасте старше 15 лет | тыс. человек | обследования рабочей силы | 3030,8 | 3007,3 | 3042,9 |
3 | Уровень участия в рабочей силе старше 15 лет | % | 67,3 | 67,6 | 67,9 | |
4 | Уровень занятости населения старше 15 лет | % | 66,4 | 65,7 | 66,5 | |
5 | Уровень безработицы населения в возрасте старше 15 лет | % | 1,4 | 2,9 | 2,0 | |
6 | Уровень регистрируемой безработицы | % | КТЗН | 0,5 | 3,2 | 0,8 |
7 | Численность иностранных трудовых мигрантов | тыс. человек | Росстат. | 309,5 | 213,2 | 314,4 |
8 | Среднемесячная заработная плата | руб. | Петростат | 65872 | 68667 | 76259 |
2.2. Распределение занятых по видам экономической деятельности, тыс. человек (источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)
Таблица 2
N п/п | Наименование показателя | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе: | 3182,2 | 3161,1 | 3195,6 |
2 | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 18,6 | 19,3 | 19,9 |
3 | Добыча полезных ископаемых | 2,6 | 3,4 | 4,4 |
4 | Обрабатывающие производства | 455,6 | 450,6 | 467,7 |
5 | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 37,5 | 36,9 | 36,8 |
6 | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 24,1 | 24,4 | 25,3 |
7 | Строительство | 335,1 | 327,1 | 324,0 |
8 | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 637,7 | 607,4 | 608,4 |
9 | Транспортировка и хранение | 283,3 | 300,0 | 296,1 |
10 | Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 113,1 | 109,0 | 106,7 |
11 | Деятельность в области информации и связи | 106,7 | 111,8 | 118,9 |
12 | Деятельность финансовая и страховая | 70,1 | 67,6 | 66,2 |
13 | Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 116,4 | 117,6 | 125,0 |
14 | Деятельность профессиональная, научная и техническая | 213,0 | 202,6 | 207,9 |
15 | Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 113,2 | 115,8 | 125,8 |
16 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 87,1 | 90,7 | 90,3 |
17 | Образование | 234,1 | 236,3 | 236,7 |
18 | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 169,0 | 180,3 | 180,0 |
19 | Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 65,8 | 66,0 | 65,1 |
20 | Предоставление прочих видов услуг | 93,8 | 89,3 | 85,9 |
21 | Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления | 5,0 | 4,7 | 4,4 |
22 | Деятельность экстерриториальных организаций и органов | 0,3 | 0,2 | 0,2 |