ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2023 года N 340

О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490



В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 20.04.2023 N 340

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"


1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

1

Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

КТЗН

2

Соисполнители государственной программы

ИОГВ

3

Участники государственной программы

ГИТ,
ОСФР,
ЛФП,
РОР СПП

4

Цели государственной программы

Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга.
Снижение роста напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга.
Формирование эффективной государственной политики в сфере труда и занятости населения на основе внедрения системы прогнозирования рынка труда.
Формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда.
Оптимизация объемов и структуры трудовой миграции.
Улучшение условий и охраны труда работающих в Санкт-Петербурге.
Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Создание в Санкт-Петербурге благоприятных условий, позволяющих инвалидам трудоспособного возраста реализовать свое право на труд

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 642);
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ N 208);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ N 204);
Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Указ Президента РФ N 645);
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 68);
Указ Президента Российской Федерации от 16.03.2022 N 121 "О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 121);
постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2022 N 2309 "О реализации в 2023 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда" (далее - постановление Правительства РФ N 2309);
государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298;
государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363;
Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035);
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы (далее - региональные проекты)

Региональные проекты:
"Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" (далее - региональный проект "Адресная поддержка");
"Содействие занятости" (далее - региональный проект "Содействие занятости")

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

-

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограммы:
подпрограмма 1 "Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма 2 "Профессиональное самоопределение" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма 3 "Трудовая миграция" (далее - подпрограмма 3);
подпрограмма 4 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 4);
подпрограмма 5 "Улучшение условий и охраны труда" (далее - подпрограмма 5);
подпрограмма 6 "Создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов" (далее - подпрограмма 6).
Отдельное мероприятие государственной программы:
отдельное мероприятие "Обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга и прогноза потребности в кадрах на рынке труда Санкт-Петербурга" (далее - отдельное мероприятие)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы в 2023-2028 гг. составляет 22481663,7 тыс.руб., в том числе из бюджета Санкт-Петербурга - 8462544,7 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2023 г. - 1335583,8 тыс.руб.;
2024 г. - 1370131,4 тыс.руб.;
2025 г. - 1355670,6 тыс.руб.;
2026 г. - 1409911,4 тыс.руб.;
2027 г. - 1466311,5 тыс.руб.;
2028 г. - 1524936,0 тыс.руб.,
в том числе на реализацию региональных проектов - 73398,7 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2023 г. - 4573,8 тыс.руб.;
2024 г. - 68824,9 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.;
2027 г. - 0,0 тыс.руб.;
2028 г. - 0,0 тыс.руб.,
в том числе из федерального бюджета - 14019119,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2023 г. - 3063199,4 тыс.руб.;
2024 г. - 2373497,6 тыс.руб.;
2025 г. - 2145605,5 тыс.руб.;
2026 г. - 2145605,5 тыс.руб.;
2027 г. - 2145605,5 тыс.руб.;
2028 г. - 2145605,5 тыс.руб.,
в том числе на реализацию региональных проектов - 350401,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2023 г. - 284275,1тыс.руб.;
2024 г. - 66125,9 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.;
2027 г. - 0,0 тыс.руб.;
2028 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского и не более 2 процентов численности рабочей силы.
Поддержание занятости населения на одном из самых высоких уровней в Российской Федерации, но не менее 66,4 процента от численности населения в возрасте 15 лет и старше.
Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы к 2020 году - 115,4 процента.
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году - 119,9 процента.
Реальная заработная плата (ежегодно в среднем за период) по отношению к предыдущему году - 103,3 процента.
Удельный вес численности высококвалифицированных работников составит не менее трети в общей численности квалифицированных работников (39,4 процента).
Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом (до 0,98 человека на 1000 работающих).
Увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге до 42 процентов

     

2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.

Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.

КТЗН является регулятором и крупнейшим в Санкт-Петербурге посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.

Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что в течение последних лет ситуация на рынке труда оставалась достаточно стабильной и характеризовалась низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения.

В 2020 году в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) и мерами, принимаемыми против ее распространения, устойчивое функционирование рынка труда было временно нарушено.

В целях стабилизации ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга в 2020 году были реализованы дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга. Меры, принимаемые Службой занятости, стали одним из факторов, способствовавших стабилизации ситуации на рынке труда.

Во II квартале 2020 года в Санкт-Петербурге наблюдался всплеск роста безработицы и напряженности на рынке труда. В течение II квартала 2020 года численность зарегистрированных безработных выросла в 6,1 раза относительно I квартала 2020 года, на конец июня 2020 года в Службе занятости состояло на учете 91,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 3 процента.

С середины III квартала 2020 года ситуация начала стабилизироваться, регистрируемые показатели рынка труда демонстрировали положительную динамику. В III квартале 2020 года прирост численности зарегистрированных безработных существенно замедлился, в конце сентября 2020 года уровень регистрируемой безработицы составил в Санкт-Петербурге 3,52 процента, численность зарегистрированных безработных - 107,8 тыс. человек. На конец декабря 2020 года уровень регистрируемой безработицы снизился до 3,2 процента (на конец декабря 2019 года значение данного показателя составляло 0,45 процента).

В январе-декабре 2021 года ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга постепенно стабилизировалась. Намеченная в IV квартале 2020 года тенденция к снижению численности безработных граждан сохранилась на протяжении 2021 года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в Службе занятости, по состоянию на 31.12.2021 составила 24,1 тыс. человек, что в 4 раза меньше уровня показателя на начало 2021 года (98,0 тыс. человек состояло на учете в Службе занятости в качестве безработных граждан на 01.01.2021). Кроме того, в рассматриваемом периоде отмечался рост численности занятых: по данным Росстата, численность занятых в 2021 году составила 3042,9 тыс. человек, что является наибольшим значением данного показателя с 2017 года.

В 2022 году экономика Санкт-Петербурга развивалась в условиях беспрецедентного санкционного давления, что оказало влияние на рынок труда и сферу занятости населения. В отдельные периоды 2022 года на регистрируемом рынке труда было отмечено незначительное увеличение численности безработных граждан, состоящих на учете в Службе занятости, на фоне увеличения количества обращений ищущих работу граждан. По итогам 2022 года значения основных показателей регистрируемого рынка труда продемонстрировали положительную динамику по сравнению с началом года. В конце декабря 2022 года напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости, в расчете на одну вакансию по данным Единой цифровой платформы "Работа в России") составила 0,5 чел./вакансию, снизившись относительно значения показателя на начало 2022 года в 2 раза. Уровень регистрируемой безработицы в конце 2022 года составил 0,49 процента от численности рабочей силы (в начале 2022 года - 0,78 процента).

По результатам обследований рабочей силы, проводимых Росстатом, в Санкт-Петербурге в сентябре-ноябре 2022 года среди населения в возрасте старше 15 лет наблюдалась более низкая экономическая активность, чем в сентябре-ноябре прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года снизились значения показателей численности рабочей силы (на 5 тыс. человек), уровня занятости (на 0,3 процентных пункта) и численности занятого населения (на 35,6 тыс. человек).

Значения основных показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга, в 2019-2021 годах представлены в таблице 1.

По данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Росстатом, в 2019 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 3030,8 тыс. человек, что составило 66,4 процента от численности населения в возрасте от 15 лет и старше (в 2020 году - 3007,3 тыс. человек, 65,7 процента; в 2021 году - 3042,9 тыс. человек, 66,5 процента).

В 2019 году отмечалась положительная динамика основных показателей экономического развития Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2019 году составил 104,5 процента относительно предыдущего года; оборот розничной торговли в 2019 году - 102,1 процента; оборот оптовой торговли в 2019 году - 101,8 процента. В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, в Санкт-Петербурге наблюдалась отрицательная динамика по ряду показателей, характеризующих экономическое развитие Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 98,2 процента относительно предыдущего года, оборот розничной торговли - 98,4 процента, оборот оптовой торговли снизился на 5,3 процента относительно значения, достигнутого в 2019 году. В 2021 году экономическая ситуация в Санкт-Петербурге улучшилась, продемонстрировав по итогам года рост значений своих основных показателей относительно 2020 года: индекс промышленного производства составил 107,7 процента, оборот розничной торговли увеличился на 18,1 процента, оборот оптовой торговли вырос в 1,7 раза.

Значения основных показателей социального развития указывают на то, что уровень жизни населения повышается. Реальная заработная плата в 2019 году составила 104,7 процента к предыдущему году; в 2020 году - 101 процент, в 2021 - 104,2 процента. Реальные располагаемые денежные доходы в 2019 году составили 100,2 процента, в 2020 году - 100,5 процента, в 2021 году - 108,3 относительно предыдущего года. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году снизилась на 0,7 процентных пункта относительно значения 2019 года, составив 5,9 процента от общей численности населения. В 2021 году численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в Санкт-Петербурге составила 5 процентов от общей численности населения, что является одним из самых низких значений среди субъектов Российской Федерации (Москва - 5,5 процента, Российская Федерация - 11 процентов).

Под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге в 2021 году увеличился. В 2019-2021 годах значения данного показателя находились в пределах 1,3-3,8 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,3-5,9 процента, Российская Федерация - 4,3-6,3 процента).

При этом в 2019-2021 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2019-2021 годах было принято более 113 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.

Санкт-Петербург является привлекательным городом с точки зрения миграции. В 2019-2021 годах численность прибывших стабильно превышала численность выбывших граждан. При этом в 2019 году миграционный прирост покрыл естественную убыль населения, обеспечив таким образом общий прирост населения (естественная убыль населения составила - 0,3 тыс. человек, сальдо миграции - 14,5 тыс. человек). В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, миграционный прирост сократился до 4,2 тыс. человек, покрыв всего 23,5 процента естественной убыли населения. Снижение миграционного оборота в основном произошло за счет снижения числа прибывших в Санкт-Петербург межрегиональных мигрантов (в 2020 году прибыло 113,8 тыс. человек межрегиональных мигрантов, в 2019 году - 139,0 тыс. человек). В 2021 году миграционный прирост составил 23,9 тыс. человек, компенсировав естественную убыль населения на 77,9 процента.

Существенных изменений в структуре занятости в 2019-2021 годах не произошло.

В 2021 году по сравнению с 2019 годом наблюдалось увеличение занятых в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги и так далее (таблица 2).

Основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.

2.1. Динамика показателей, характеризующих рынок труда Санкт-Петербурга

     

Таблица 1

N п/п

Наименование показателя, характеризующего рынок труда Санкт-Петербурга

Единица измерения

Источник данных

2019 г.

2020 г.

2021 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Численность рабочей силы в возрасте старше 15 лет

тыс. человек

Росстат.
Итоги выборочного

3073,1

3097,3

3106,0

2

Численность занятых в экономике в возрасте старше 15 лет

тыс. человек

обследования рабочей силы

3030,8

3007,3

3042,9

3

Уровень участия в рабочей силе старше 15 лет

%

67,3

67,6

67,9

4

Уровень занятости населения старше 15 лет

%

66,4

65,7

66,5

5

Уровень безработицы населения в возрасте старше 15 лет

%

1,4

2,9

2,0

6

Уровень регистрируемой безработицы

%

КТЗН

0,5

3,2

0,8

7

Численность иностранных трудовых мигрантов

тыс. человек

Росстат.
Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу

309,5

213,2

314,4

8

Среднемесячная заработная плата

руб.

Петростат

65872

68667

76259

     

2.2. Распределение занятых по видам экономической деятельности, тыс. человек (источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)

     

Таблица 2

N п/п

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

1

2

3

4

5

1

Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе:

3182,2

3161,1

3195,6

2

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

18,6

19,3

19,9

3

Добыча полезных ископаемых

2,6

3,4

4,4

4

Обрабатывающие производства

455,6

450,6

467,7

5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

37,5

36,9

36,8

6

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

24,1

24,4

25,3

7

Строительство

335,1

327,1

324,0

8

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

637,7

607,4

608,4

9

Транспортировка и хранение

283,3

300,0

296,1

10

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

113,1

109,0

106,7

11

Деятельность в области информации и связи

106,7

111,8

118,9

12

Деятельность финансовая и страховая

70,1

67,6

66,2

13

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

116,4

117,6

125,0

14

Деятельность профессиональная, научная и техническая

213,0

202,6

207,9

15

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

113,2

115,8

125,8

16

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

87,1

90,7

90,3

17

Образование

234,1

236,3

236,7

18

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

169,0

180,3

180,0

19

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

65,8

66,0

65,1

20

Предоставление прочих видов услуг

93,8

89,3

85,9

21

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

5,0

4,7

4,4

22

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

0,3

0,2

0,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»