ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2023 года N 313
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 491
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 491 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" следующие изменения:
1.1. Пункт 2-1 постановления изложить в следующей редакции:
"2-1. Осуществлять реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.4, 2.4.1-2.4.16 и 2.5.1-2.5.6 таблицы 6 подраздела 9.5 приложения к постановлению, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга с 2023 по 2028 годы".
1.2. В приложении к постановлению:
1.2.1. Раздел "Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" и разделы 1 и 2 изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
1.2.2. В разделе 7:
1.2.2.1. Подразделы 7.1, 7.2 и 7.2-1 изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
1.2.2.2. Подразделы 7.3-7.5 изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
1.2.3. В разделе 9:
1.2.3.1. Подразделы 9.1 и 9.2 изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
1.2.3.2. Подразделы 9.5 и 9.7 изложить в редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.
1.2.4. В разделе 10:
1.2.4.1. Пункты 6 и 7 подраздела 10.1 изложить в редакции согласно приложению N 6 к настоящему постановлению.
1.2.4.2. Подраздел 10.2 изложить в редакции согласно приложению N 7 к настоящему постановлению.
1.2.4.3. Подраздел 10.5 изложить в редакции согласно приложению N 8 к настоящему постановлению.
1.2.4.4. В подразделе 10.6:
1.2.4.4.1. Дополнить пунктом 10.6.3-2 следующего содержания:
"10.6.3-2. Реализация мероприятия, указанного в пункте 1.5 таблицы 8 подраздела 10.5 государственной программы, осуществляется на основании Закона Санкт-Петербурга от 25.03.2020 N 163-48 "О реставрации, капитальном ремонте и приспособлении для современного использования жилищного фонда исторического центра Санкт-Петербурга" путем предоставления субсидий на выполнение государственного задания Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Дирекция Программы реставрации и капитального ремонта" (после его создания) в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 N 63 "О Порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2016 N 1271 "О порядке предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)".
1.2.4.4.2. Пункт 10.6.7 изложить в следующей редакции:
"10.6.7. Реализация мероприятия, указанного в пункте 4.1 таблицы 8 подраздела 10.5 государственной программы, обеспечивается администрациями районов Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.2.4.4.3. Пункт 10.6.8 исключить.
1.2.5. В разделе 11:
1.2.5.1. Пункты 6 и 7 подраздела 11.1 изложить в редакции согласно приложению N 9 к настоящему постановлению.
1.2.5.2. В подразделе 11.2:
1.2.5.2.1. Абзацы десятый и одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Возмещение населением затрат в 2021 году за предоставление услуг по установленным для населения тарифам за жилищные услуги составило 54986443,2 тыс.руб., за коммунальные услуги - 65951743,6 тыс.руб. Стоимость предоставленных населению услуг в 2021 году, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, за жилищные услуги составила 54986443,2 тыс.руб., за коммунальные услуги - 67363234,8 тыс.руб.
Уровень возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам в 2021 году составил 98,85%".
1.2.5.2.2. Абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
"В 2021 году денежные выплаты начислены 1003389 гражданам льготных категорий на сумму 18,4 млрд.руб., субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлены 82073 семьям на сумму 1,3 млрд.руб.".
1.2.5.3. Подраздел 11.5 изложить в редакции согласно приложению N 10 к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Повелия А.А.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа) | Жилищный комитет |
2 | Соисполнители государственной программы | Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; |
3 | Участники государственной программы | Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"; |
4 | Цель государственной программы | Улучшение жилищных условий и повышение качества и доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Обеспечение и развитие механизмов государственного содействия в улучшении жилищных условий проживающих в Санкт-Петербурге граждан; |
6 | Основания разработки государственной программы | Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Жилье (город федерального значения Санкт-Петербург)"; |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Общий объем налоговых расходов составляет 9074853,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации: |
9 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | "Улучшение жилищных условий жителей Санкт-Петербурга"; |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Бюджет Санкт-Петербурга, |
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | К 2028 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, характеризуемый следующими целевыми ориентирами: |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на начало 2022 года в Санкт-Петербурге проживает 5377,5 тыс. человек, общая площадь объектов жилищного фонда по итогам 2021 года составляет 149,8 млн.кв.м. Средняя обеспеченность населения жильем к концу 2021 года составила 27,9 кв.м общей площади жилья на одного жителя Санкт-Петербурга.
Государственная жилищная политика Санкт-Петербурга базируется в первую очередь на соответствии Жилищному кодексу Российской Федерации, а также на выполнении поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ N 600), Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), Указе Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 68), Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), и реализации приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ и установленных Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035).
Ежегодно планирование предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также содействия гражданам в улучшении жилищных условий иными способами осуществляется путем составления годового жилищного плана, утверждаемого Жилищным комитетом.
В период с 2020 по 2022 год количество семей, состоящих на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - жилищный учет), сократилось на 42881 семью, в том числе за счет предоставления жилых помещений и оказания государственного содействия в рамках других механизмов.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга предоставляются межбюджетные трансферты на условиях софинансирования на следующие цели: предоставление социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий в рамках федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Мероприятия, направленные на достижение целей предоставления межбюджетных трансфертов, включены в подпрограмму "Улучшение жилищных условий жителей Санкт-Петербурга". Плановые значения показателя "Количество семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, обеспеченных жильем", отражающего результаты использования указанных межбюджетных трансфертов, определяются в соглашении, заключаемом в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.11.2021 N 722 "Об утверждении порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы".
В целях обеспечения исполнения Указа N 204 разработан национальный проект "Жилье и городская среда" (далее - национальный проект). Национальный проект содержит четыре направления (федеральных проекта): федеральный проект "Ипотека"; федеральный проект "Жилье"; федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"; федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
В Санкт-Петербурге в рамках национального проекта реализуется региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (город федерального значения Санкт-Петербург)" (далее - региональный проект). Ответственным за его реализацию определен Жилищный комитет. Региональный проект направлен на расселение домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (первый этап), по завершению первого этапа - на расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 01.01.2017 до 01.01.2022 (второй этап). По состоянию на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге нерасселенными оставались 5 таких домов, общая площадь нерасселенных жилых помещений в которых составляла 4883,5 кв.м (переселению из них подлежали 106 семей (249 человек). По состоянию на 30.12.2022 мероприятия, направленные на расселение аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 01.01.2017, завершены в полном объеме. В 2022 году в Санкт-Петербурге приступили к реализации второго этапа расселения аварийного жилищного фонда, в который были включены 19 многоквартирных домов, признанных таковыми в период с 01.01.2017 до 01.01.2022.
Расселение многоквартирных домов, признанных после 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется на основании распоряжений Жилищного комитета о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. С 01.01.2017 в Санкт-Петербурге были признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими расселению 45 многоквартирных домов, в которых проживало 184 семьи (527 человек), из них к окончанию 2022 года завершено расселение 24 аварийных многоквартирных домов, 144 семьи (398 человек) переселены в благоустроенные жилые помещения либо собственникам жилых помещений выплачено денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данная категория подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями. Детям-сиротам, как не имеющим закрепленного жилья, так и тем, у кого такое жилое помещение есть, однако проживание в нем по ряду обстоятельств невозможно, предоставляются отдельные квартиры по договорам найма специализированного жилищного фонда на пять лет. Жилищный фонд для этих целей сформирован из квартир в домах бюджетного строительства, приобретаемых в собственность Санкт-Петербурга, а также квартир свободного жилищного фонда районов Санкт-Петербурга. В период с 2020 по 2022 год 2933 ребенка-сироты обеспечено отдельными квартирами специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Помимо прямого механизма содействия гражданам в улучшении жилищных условий в форме обеспечения жилыми помещениями в Санкт-Петербурге также осуществляются косвенные меры поддержки в форме предоставления социальных выплат на приобретение жилья. Так, в период с 2020 по 2022 годы денежные выплаты на сумму 32,0 млрд руб. предоставлены 13,8 тыс. семей.
С апреля 2018 года комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, принятых на жилищный учет, дополнен новым видом государственного содействия в улучшении жилищных условий - предоставлением социальных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилья (сертификаты). В 2020-2022 годах 2007 многодетным семьям предоставлены социальные выплаты на общую сумму 11500,0 млн. руб.
Особое внимание уделяется проблеме расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге. Так, в период с 2018 по 2021 год количество коммунальных квартир сократилось на 10730 квартир. По состоянию на 01.01.2022 в Санкт-Петербурге остается 63792 коммунальные квартиры. Таким образом, проблема расселения коммунальных квартир до сих пор остается актуальной для Санкт-Петербурга, а ее решение - одной из приоритетных задач жилищной политики Санкт-Петербурга.
Также Санкт-Петербург развивает систему наемных домов социального использования. В 2016-2022 годах проведены мероприятия по заселению квартир в семи наемных домах социального использования Санкт-Петербурга, расположенных по следующим адресам:
ул.Еремеева, д.3, корп.2, литера А (178 квартир);
Охотничий пер., д.9, литера А (32 квартиры);
г.Красное Село, Гатчинское шоссе, д.10а, литера А (4 квартиры);
г.Красное Село, Гатчинское шоссе, д.10в, литера А (4 квартиры);