ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 января 2023 года N 129-р

[Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия).

2. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана реализации Стратегии, включающего в том числе мероприятия, обеспечивающие достижение целевых показателей социально-экономического развития Сибирского федерального округа, и ответственных за их реализацию.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и иных документов стратегического планирования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 января 2023 года N 129-р



Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года



I. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления устойчивого развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.

Стратегия основывается на целеполагании, определенном в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 8 ноября 2021 г. N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации", от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года", а также в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.

При формировании Стратегии также учитываются положения комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р, Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 1582-р, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. N 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", и иных документов, включая перечень инвестиционных проектов, реализуемых в составе комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь", одобренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 571-р, мероприятия комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла "Разработка и внедрение комплекса технологий в областях разведки и добычи твердых полезных ископаемых, обеспечения промышленной безопасности, биоремедиации, создания новых продуктов глубокой переработки из угольного сырья при последовательном снижении экологической нагрузки на окружающую среду и рисков для жизни населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 1144-р.

Стратегия взаимосвязана с реализацией основных инструментов государственной поддержки социально-экономического развития территорий - национальными и федеральными проектами Российской Федерации, отраслевыми государственными программами Российской Федерации, реализуемыми на территории Сибирского федерального округа, государственными программами субъектов Сибирского федерального округа, инвестиционными программами естественных монополий, реализуемыми на территории Сибирского федерального округа, инвестиционными программами частных инвесторов, реализуемыми на территории Сибирского федерального округа.

Стратегия учитывает современное состояние и тенденции развития экономики, инфраструктуры, культуры, социальной сферы и человеческого капитала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, экономики Российской Федерации, глобальной экономики и перспективы их развития. При формировании приоритетных направлений учтены крупные реализуемые и планируемые к реализации на территории Сибирского федерального округа проекты, имеющие региональное и межрегиональное значение.

II. Основные тенденции социально-экономического развития Сибирского федерального округа и субъектов Российской Федерации, входящих в его состав

Социально-экономическое развитие Сибирского федерального округа


Сибирский федеральный округ обеспечивает транспортную, экономическую и социально-культурную связность Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации и Урала.

В состав Сибирского федерального округа входят Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Новосибирская, Омская и Томская области, а также Кемеровская область - Кузбасс.

Административной столицей Сибирского федерального округа является г.Новосибирск. Площадь территории Сибирского федерального округа составляет 4361,7 тыс. кв. километров (25,5 процента общей площади территории Российской Федерации), численность населения (по состоянию на 1 января 2022 г.) - 16889,4 тыс. человек (11,6 процента общей численности населения Российской Федерации), плотность населения - 3,9 человека на 1 кв. километр.На 1 января 2022 г. доля городского населения - 74,4 процента и доля сельского населения - 25,6 процента.

Протяженность государственной границы Российской Федерации на территории Сибирского федерального округа составляет 4348 километров (Сибирский федеральный округ граничит с Республикой Казахстан, Монголией и Китайской Народной Республикой).

На территории Сибирского федерального округа сосредоточены 96 процентов общероссийских запасов платины, 80 процентов угля, 73 процента никеля, 51 процент марганцевых руд, 43 процента меди, 40 процентов свинца, 40 процентов золота, 17 процентов молибдена, 17 процентов серебра и 16 процентов цинка.

На долю Сибирского федерального округа приходится 9,3 процента валового регионального продукта регионов страны (по состоянию на 2020 год). Доля Сибирского федерального округа в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в Российской Федерации в 2019 году составила 12,1 процента, произведенной продукции сельского хозяйства - 10,2 процента, инвестиций в основной капитал - 9,3 процента. Доля Сибирского федерального округа в общей протяженности железных дорог Российской Федерации составляет 17,5 процента.

Экономика большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, ориентирована на добычу и обработку полезных ископаемых, развитие крупнотоннажной химии и электроэнергетики.

Территория Сибирского федерального округа характеризуется неравномерностью развития.

В составе Сибирского федерального округа выделяются 2 региона (Красноярский край и Иркутская область), не получающие дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, 3 региона (Кемеровская область - Кузбасс, Новосибирская и Томская области), доля дотаций из федерального бюджета у которых не превышает 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, 3 региона (Республика Хакасия, Алтайский край и Омская область), доля дотаций из федерального бюджета у которых превышает 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, 2 региона (Республика Алтай и Республика Тыва), доля дотаций из федерального бюджета у которых составляет более 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта.

Сибирский федеральный округ обладает уникальными конкурентными преимуществами и потенциалом развития, обусловленными сочетанием богатства природных ресурсов (как ископаемых, так и возобновляемых, в том числе лесных, почвенных и водных ресурсов), выгодного географического положения (соединяет промышленную базу Урала с ресурсами и экспортными портами Дальневосточного федерального округа, примыкает к наиболее экономически освоенной части востока Арктической зоны Российской Федерации, имеет потенциал для обеспечения транспортной связности Восточной Азии и Северной Европы) и накопленного высококвалифицированного трудового ресурса.

Поэтапное освоение отдельных территорий в ближайшей перспективе ожидается на фоне реализации крупных инфраструктурных проектов - расширение пропускной способности, развитие и обновление инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали, трубопроводов до границы с Китаем и другими азиатскими странами.

Важнейшими природными богатствами Сибирского федерального округа являются леса, земли, каменный уголь, золото и редкие металлы, нефть, газ, железные и полиметаллические руды, а также нерудные минералы.

В то же время значительная доля производств высоких переделов, кадровая обеспеченность, расположение отдельных наукоемких предприятий позволяют обеспечить развитие производственных цепочек на всех этапах передела, от добычи ископаемого или выращивания сырья до отдельных видов производства сложной продукции, в том числе электроники, электротехники, продуктов промышленной химии, продукции высоких переделов лесопромышленного комплекса.

Также немаловажное значение для построения производственных цепочек максимально возможной длины (при сохранении экономической целесообразности индивидуальных проектов) имеет относительная удаленность Сибирского федерального округа от основных рынков сбыта, что требует максимизации стоимости производимой продукции с целью сохранения низкой доли транспортных затрат в полной себестоимости.

Развитие судоходства по р.Енисей и по Северному морскому пути, создание новых транспортно-логистических маршрутов и средств их обслуживания являются одними из нескольких путей развития межрегиональных и международных экономических связей.

Обеспечение стратегической устойчивости Сибирского федерального округа требует создания нескольких источников экономического роста, не ограниченных сырьевым потенциалом округа. Ключевыми особенностями развития современного промышленного производства являются продолжение роста производительности труда и сокращение доли оплаты труда в добавленной стоимости.

Особенно важным фактором, способствующим развитию промышленности Сибирского федерального округа, является наличие электроэнергии, получаемой с гидроэлектростанций за счет использования энергетического потенциала рек.

Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа, обладают огромным потенциалом развития всех видов туризма, что позволит создать дополнительные рабочие места, увеличить доходы бюджетов указанных субъектов Российской Федерации и повысить благосостояние населения округа в целом.

Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа

Красноярский край является крупнейшим субъектом Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа, вторым по площади регионом Российской Федерации и одним из наиболее индустриально развитых регионов страны.

Общая площадь Красноярского края составляет 2366,8 тыс. кв. километров (46 процентов территории Сибирского федерального округа, 13,8 процента территории Российской Федерации), численность населения (по состоянию на 1 января 2022 г.) - 2849,2 тыс. человек (по численности населения самый крупный регион Сибирского федерального округа, 14-е место в Российской Федерации), плотность населения - 1,2 человека на 1 кв. километр, что является самым низким показателем среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа. Доля городского населения составляет 77,9 процента, доля сельского населения - 22,1 процента.

Благодаря уникальному природному потенциалу в регионе развиты гидроэнергетика и электроэнергетика на твердом топливе, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, лесная промышленность.

Ключевыми промышленными центрами Красноярского края являются гг.Красноярск и Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район и Северо-Енисейский муниципальный район, а также закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края, которые во многом определяют структуру экономики региона.

Промышленный комплекс является основой экономики Красноярского края. Его доля в структуре валового регионального продукта края (в 2020 году валовый региональный продукт края составил 1908,5 млрд. рублей) составляет более 60 процентов, при среднем значении по Российской Федерации - 31,1 процента (среди 89 субъектов Российской Федерации Красноярский край занимает 8-е место по объему валового регионального продукта, входит в десятку регионов, формирующих более 50 процентов валового внутреннего продукта страны).

Большая часть валового регионального продукта Красноярского края (по итогам 2020 года) формируется предприятиями промышленного комплекса в сфере обрабатывающих производств (40,7 процента) и добычи полезных ископаемых (16,2 процента).

Сегмент добычи полезных ископаемых Красноярского края достаточно диверсифицирован. Добываются золотые, свинцовые, медно-никелево-платиновые, нефелиновые руды, расположены и разрабатываются крупнейшие месторождения нефти и газа, находятся крупнейшие запасы товарного леса и энергетических углей.

В Красноярском крае площадь, покрытая лесом, составляет 106655 тыс. гектаров, общие запасы древесины на корню составляют 11524 млн. куб. метров.

В структуре валового регионального продукта Красноярского края порядка 3,1 процента составляет сельское хозяйство. На долю края в Сибирском федеральном округе приходится более 10 процентов объемов производства сельскохозяйственной продукции, общий объем производства зерна составляет 17,9 процента. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий составляют 5409,1 тыс. гектаров, или 2,3 процента всей площади края.

Основные объемы сельскохозяйственной продукции производятся в западных и восточных районах Красноярского края, в 2020 году на эти районы приходился 71 процент указанной продукции (45 процентов и 26 процентов валового сбора зерновых и зернобобовых культур, 37 процентов производства скота и птицы, 54 процента молока). В южной группе районов объемы производства менее значительны, в 2020 году на эти районы приходилось 14 процентов зерновых, 18 процентов скота и птицы, 29 процентов молока.

Речная система Красноярского края представлена р.Енисеем с притоками Ангара, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска, Курейка и Хантайка. На юго-западе края протекают притоки Оби - реки Чулым и Кеть.

Приоритетными направлениями развития могут стать углубление переработки сырья, увеличение доли услуг и производства нематериальных товаров через использование накопленного научного и образовательного потенциала, дальнейшее развитие транспортной составляющей валового регионального продукта.

Иркутская область - второй крупнейший субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа после Красноярского края.

Общая площадь Иркутской области составляет 774,8 тыс. кв. километров (15,2 процента территории Сибирского федерального округа, 4,6 процента территории Российской Федерации), численность населения (по состоянию на 1 января 2022 г.) - 2357,1 тыс. человек (по численности населения - 4-е место среди 10 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, 21-е место в Российской Федерации), плотность населения - 3,1 человека на 1 кв. километр (7-е место среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа). Доля городского населения составляет 78 процентов, доля сельского населения - 22 процента.

Большая часть валового регионального продукта (по итогам 2020 года) формируется за счет отраслей по добыче полезных ископаемых и прочих сырьевых ресурсов (25,4 процента) и обрабатывающих производств (10,9 процента).

Общая площадь лесного фонда составляет 69473 тыс. гектаров, в том числе площадь территории, занятой хвойными породами, - 45014 тыс. гектаров. Общие запасы древесины на корню составляют 8506 млн. куб. метров.

Структура лесопромышленного комплекса региона представлена лесозаготовкой, деревообработкой, целлюлозно-бумажным производством, отражающими разную степень глубины переработки древесины. На территории региона осуществляют деятельность порядка 1,4 тыс. лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий.

Объем добычи угля в Иркутской области составляет 12 млн. тонн (16,2 процента общего объема добычи угля в округе).

Регион является крупным центром добычи углеводородов. Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области является крупнейшим в Восточной Сибири и составляет основу ресурсной базы при формировании Иркутского центра газодобычи и реализации проекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири".

Основной объем нефти добывается на Верхнечонском и Ярактинском нефтегазоконденсатных месторождениях, расположенных на севере Иркутской области.

Имеется несколько крупнейших комплексов нефтепереработки и химии, расположенных в гг.Ангарске и Саянске, которые обладают огромным техническим и кадровым потенциалом для формирования на их базе многотоннажных газохимических комплексов.

Иркутская область относится к числу ведущих золотодобывающих регионов Российской Федерации. Перспективы развития золотодобывающей промышленности во многом связаны с увеличением добычи рудного золота в Бодайбинском районе области.

Энергосистема Иркутской области входит в состав объединенной электроэнергетической системы Сибири и является одной из крупнейших энергосистем Российской Федерации. Удельный вес Иркутской области в структуре производства электрической энергии в Сибирском федеральном округе составляет около 30 процентов. В расчете на одного жителя в Иркутской области производится в 3 раза больше электроэнергии, чем в среднем по стране.

Иркутская область является одним из лидеров по низкой стоимости электрической энергии в стране, что является существенным фактором инвестиционной привлекательности региона для размещения энергоемких производств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»