Анализ значимости проблем и SWOT-анализ
В.1 Цель и процедура анализа значимости проблем
Анализ значимости позволяет проводить оценку тех проблем (например, по результатам анализа групп заинтересованных сторон), которые связаны с устойчивым менеджментом в компании, с точки зрения их важности как для групп заинтересованных сторон, так и самой компании (ее бизнес-стратегии, базовых условий деятельности), с целью определения наиболее важных для компании направлений деятельности. По результатам анализа значимости проблем все направления деятельности обычно объединяют в матрицу значимости. Конкретные меры, предпринимаемые по каждому из направлений деятельности компании, можно определять с использованием SWOT-анализа (т.е. анализа сильных и слабых сторон компании, существующих у нее потенциальных возможностей и возможных угроз).
В.2 Проведение анализа значимости проблем
При анализе значимости проблем принимаются во внимание все наиболее важные вопросы устойчивости компании (которые были выявлены при анализе групп заинтересованных сторон). Проблемы оцениваются по степени важности для групп заинтересованных сторон и актуальности для бизнес-стратегии компании. Проблемы особой степени важности следует рассматривать и решать в первоочередном порядке, а остальные проблемы - далее, по приведенному на рисунке В.1 порядку.
|
Рисунок В.1 - Формирование матрицы значимости проблем
В.3 Цель и процедура SWOT-анализа
SWOT-анализ помогает определять конкретные меры, которые необходимо предпринимать, включая формулирование целей и определение внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на достижение намеченных целей компании.
SWOT-анализ начинается с формулирования конкретной цели (или с определения наиболее важных направлений деятельности) и позволяет определять:
- сильные стороны деятельности компании, т.е. те ее положительные характеристики, которые могут способствовать достижению намеченных целей;
- слабые стороны деятельности компании, т.е. те отрицательные характеристики компании, которые могут препятствовать достижению намеченных целей;
- потенциальные возможности компании, т.е. те внешние условия, которые могут способствовать достижению намеченных целей;
- возможные угрозы, т.е. те внешние условия, которые могут препятствовать достижению намеченных целей.
SWOT-анализ можно использовать по различному назначению (например, для выбора стратегии маркетинга или организационного развития). SWOT-анализ для устойчивого менеджмента в компании связывается с ранее выбранной, наиболее важной проблематикой (например, с демографией или эффективностью использования ресурсов). Результатом этого анализа будет определение конкретных мер и выдача рекомендаций, реализация которых обеспечит компании устойчивый менеджмент. SWOT-анализ необходимо проводить в отношении всех наиболее важных направлений деятельности компании, где действуют внутренние и внешние факторы и где важно принимать правильные решения. Сопоставление сильных и слабых сторон деятельности компании с потенциальными возможностями и возможными угрозами приводит к выполнению четырех возможных действий (см. рисунок В.2).
Обозначения: | ||||
О | Потенциальные возможности | T | Возможные угрозы | |
S | Сильные стороны | W | Слабые стороны | |
SO | Сильные стороны/ Потенциальные возможности | WO | Слабые стороны/ Потенциальные возможности | |
ST | Сильные стороны/Возможные угрозы | WT | Слабые стороны/Возможные угрозы |
Рисунок В.2 - Сопоставление внутренних и внешних факторов, определяющее возможные для принятия меры