Каждый владелец компании заинтересован в повышении стоимости своей компании, ключевыми факторами которой являются:
- контекст (рабочая среда) компании;
- качество производимой продукции, и
- получаемая прибыль.
Стабильная и устойчивая деятельность компании (с положительным балансом) может быть усилена путем формирования устойчивой стоимости компании (см. рисунок 1), что может достигаться за счет:
- использования долгосрочной стратегии развития компании;
- анализа "правильных" ключевых показателей эффективности деятельности, и
- принятия решений на основе прогнозов.
В среднесрочной перспективе эти меры будут приводить к получению дополнительных конкурентных преимуществ и постоянному повышению стоимости компании. Внедрение нефинансовых показателей может способствовать расширению руководством компании ранее намеченных целей, включая в них важные запросы заинтересованных сторон, которые будут играть важную роль в повышении стоимости (ценности) компании (или в поддержании ее устойчивости). Адресно принимаемые меры способны повышать стоимость (ценность) компании без использования чисто-финансовых средств, причем получаемые при этом выгоды могут носить социальный, экологический или даже финансовый характер.
Рисунок 1 - Повышение стоимости компаний, обладающих устойчивым менеджментом
Для компании важную роль также играет возможность подтверждения факта, что она находится в состоянии устойчивости. По ряду причин инвесторы, финансовые организации или просто клиенты часто обращаются к коммерческим предприятиям с просьбой предоставить конкретные доказательства своей устойчивости, поэтому после реализации процесса устойчивого менеджмента они смогут получать объективную информацию относительно происхождения продуктов, социальную и экологическую оценку бизнес-процессов или перечень структурных изменений внутри самой компании. Доказательства устойчивого менеджмента можно использовать в соответствующих отчетах или как свидетельство некоторой финансовой стабильности, надежности и респектабельности компании.
Участие в деятельности компании таких групп заинтересованных сторон как владельцы, поставщики финансовых услуг, поставщики продукции, сотрудники, клиенты, партнеры, органы исполнительной власти и местное сообщество, обеспечивает повышение ее результативности и стабильность, но при условии соблюдения ею правовых норм, социальных обязательств и учета экологических аспектов (см. таблицу 1).
Устойчивый менеджмент повышает общую стоимость компании, а также приносит выгоды как самой компании, так и всем заинтересованным сторонам.
Таблица 1 - Перечень примеров, иллюстрирующих получение обоюдной выгоды (по принципу выиграл-выиграл) для компании и заинтересованных сторон
Группы заинтере- | Выгоды для компании | Выгоды для групп заинтересованных сторон | Формы участия заинтересованных сторон в работе компании |
Владельцы/ | Доступ к капиталу; постоянство инвесторов | Устойчивое повышение стоимости (ценности); привлекательность для инвесторов с точки зрения этических и экологических факторов | Финансы, управление, администрирование |
Кредиторы и страхователи | Благоприятные условия финансирования; обеспечение ликвидности | Снижение рисков за счет использования в компании превентивных, информационно открытых методов | Финансы |
Заказчики (покупатели) | Покупательское постоянство; позитивный имидж продукции; выгодные варианты ценообразования | Выгодное соотношение цена/качество, обеспечение высокого уровня качества продукции, экологически чистая продукция, ценность торговой марки (бренда) | Сбыт, маркетинг; управление продукцией, развитие, разработка приложений |
Сотрудники компании | Надежные, квалифицированные сотрудники, высокая кадровая стабильность и степень удовлетворенности сотрудников, снижение числа несчастных случаев на производстве, снижение уровня заболеваемости сотрудников, привлекательность для новых сотрудников | Безопасные и благоприятные условия труда, справедливая оплата труда, гибкий рабочий график, возможность повышения квалификации | Формирование кадровых ресурсов, управление, организация сотрудников |
Поставщики | Надежные поставщики, совместная оптимизация продукции по критериям "экологичность/ | Надежные деловые отношения, справедливые цены, совместное развитие специальных знаний, хорошие условия труда | Снабжение, разработка продукции, управление |
Органы власти и государственного управления | Сокращение числа и длительности процедур; снижение обязательств; сохранение рабочих мест; спонсорство; репутация; | Снижение требований к мониторингу благодаря повышению прозрачности процедур, качественному обмену информацией и координации работ; обеспечение возмещения налога на прибыль, эффективное законотворчество | Управление |
Социальное/ | Создание образа ответственного, ориентированного на сотрудника безопасного рабочего места, повышение социальных благ | Ответственная компания, заботящаяся об общественном благосостоянии и охране окружающей среды; открытость информации о мероприятиях компании по укреплению экологической и социальной ответственности; снижение воздействия на окружающую среду; повышение качества жизни | Управление, обмен информацией |
Местная общественность | Предотвращение конфликтов с местной общественностью | Снижение воздействий на окружающую среду; оперативное реагирование на жалобы населения; повышение качества жизни, возможности более оперативного получения информации и участия в управлении компанией | Администрирование, управление, обмен информацией |
Партнеры/сети | Доступ к квалифицированным пользователям, обладающим профессиональными знаниями и опытом; сотрудничество, например в части развития; повышение инновационного потенциала | Взаимодействие, установление партнерских взаимоотношений с научными учреждениями/фондами третьих сторон, проведение ориентированных на практическое применение исследований | Через подразделения компании (например, опытно-конструкторский отдел) |