Статус документа
Статус документа

Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов


МЕТОДИКА
РАСЧЕТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ


УТВЕРЖДЕНО  распоряжением  Министерства транспорта РФ 18.04.2001 г. N 79-р

РЕКОМЕНДОВАНО к применению

Вводится в действие с момента опубликования


Настоящая методика позволяет определять расчетом или принимать предельные сроки службы железобетонных пролетных строений на разных этапах их функционирования.

При анализе технико-экономических показателей мостов или установлении приоритета капитальных вложений в будущие сооружения, срок службы этих сооружений принимается по нормативным показателям, полученным статистическим путем на основании обработанных данных о фактическом состоянии (износе) более чем 3000 пролетных строений.

На стадии проектирования рассчитывается проектный срок службы моста, с конкретными характеристиками материалов для пролетных строений. При определении проектного срока службы учитывается ориентация сооружения, интенсивность движения на проектируемом участке, климатический район, принятые характеристики бетона и арматуры и размеры сечений. Представляется возможным проектирование сооружения с любым заданным сроком службы.

На стадии строительства определяется прогнозируемый срок службы реально построенного пролетного строения с учетом реальных параметров материалов, дефектов изготовления конструкций и отступлений от требуемой технологии. Расчеты выполняются по предельным состояниям, оговоренным в СНиП 2.05.03-84*, используя фактические прочностные характеристики материалов и учитывая величины дополнительных напряжений в бетоне, обусловленных технологическими отступлениями.

Остаточный ресурс эксплуатируемого пролетного строения определяется перерасчетом конструкции на основании фактических и прогнозируемых характеристик материалов. Приводится функция деградации материалов, позволяющая определять их характеристики для любого периода, .

Методика расчетного прогнозирования срока службы учитывает требования действующего СНиП 2.05.03-84* по расчету железобетонных пролетных строений автодорожных мостов. Методика включает лишь часть, хотя и большую, расчетных моделей, для которых СНиПом определяются конкретные требования.

Приведенные расчетные модели и критерии отказа дают максимальное представление о процессе накопления повреждений в материалах и конструкциях и отражают результаты исследований материалов и конструкций, а также результаты исследований, проведенных большим числом специалистов в области надежности, долговечности и оценки состояния мостовых сооружений. Данная Методика в основном касается балочных конструкций, хотя может быть использована, с определенными уточнениями, для прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений иных статических схем или конструкций, железобетонных опор, железобетонной плиты сталежелезобетонных пролетных строений.

Методика предназначена для использования проектными и научно-исследовательскими организациями, а также органами управления эксплуатацией мостовых сооружений.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термин

Определения по ГОСТ 27.002-89

Дополнительные пояснения

1

2

3


Надежность сооружения


Свойство сооружения сохранять во времени и в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции. Надежность сооружения обусловливается его безотказностью и долговечностью


Способностью пролетного строения выполнять требуемые функции является способность обеспечивать безопасные условия движения (с определенной вероятностью) расчетных транспортных средств в течение нормативного или заданного срока службы

Срок службы (ресурс)

Календарная продолжительность эксплуатации или ее возобновление после ремонта сооружения до перехода его в предельное состояние (момент снятия с эксплуатации)

Переход пролетного строения в предельное состояние определяется по одному или нескольким элементам (балка, плита) с учетом возможного снижения вероятности безотказной работы

Безотказность

Свойство сооружения непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени



-

Работоспособность (работоспособное состояние)

Состояние объекта, при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует предъявляемым требованиям

К пролетным строениям предъявляются требования нормативно-технической (СНиП 2.05.03-84*) и проектной документации. При этом учитывается, что вероятность их безотказной работы может снижаться из-за деградационного отказа

Отказ

Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния

При наступлении отказа прекращается эксплуатация пролетного строения (выполняется ремонт) или изменяются условия эксплуатации (по массе транспортных средств и условиям их движения)

Деградационный отказ

Отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил проектирования, изготовления и эксплуатации

Характеризуется моментом снижения показателя вероятности безотказной работы до установленного предела

Вероятность безотказной работы

Вероятность того, что, в пределах заданной наработки, отказ объекта не возникает

В качестве предельного значения показателя вероятности безотказной работы принят показатель =0,9 (квантиль 1,282).

 Вероятность безотказной работы пролетного строения, введенного с требованиями СНиП, на уровне =-0,9986 (квантиль 3,0)

Наработка до отказа

Календарная продолжительность эксплуатации сооружения до возникновения отказа

Продолжительность эксплуатации пролетного строения до допустимого снижения показателя

Ремонт (восстановление)

Процесс перевода объекта в работоспособное состояние из неработоспособного состояния

Восстановление первоначальных функций пролетного строения, имеющего вероятность безотказной работы не ниже =0,9986

Ремонтопригодность

Свойство сооружения, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта

Пролетное строение считается неремонтопригодным, когда достигается предельный износ

Остаточный ресурс (остаточный срок службы)

Календарная продолжительность эксплуатации сооружения от момента контроля его технического состояния (идентификации) до перехода в предельное состояние




-

Предельное состояние

Состояние, при котором дальнейшая эксплуатация сооружения недопустима или нецелесообразна

Предельное состояние пролетного строения наступает при достижении износа, при котором сооружение либо закрывается на ремонт, либо продолжается временная его эксплуатация с иными условиями нагружения

Нормативный срок службы

-

Минимальная календарная продолжительность эксплуатации, установленная нормативными документами

Износ

-

Снижение основной функции пролетного строения - обеспечивать безопасный пропуск расчетных нагрузок в неконтролируемом режиме при расчетных скоростях. Показателем износа пролетного строения в целом является снижение грузоподъемности. Показателем износа элемента (например, балки) является снижение несущей способности

Предельный износ



-

Износ пролетного строения в такой степени, при которой его восстановление становится экономически нецелесообразным