Пролетные строения автодорожных мостов, запроектированные в полном соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84*, имеют нормативные сроки службы.
Проектный срок службы пролетных строений проектируемых конкретных мостов определяется расчетным путем с учетом:
- принятой конструкции мостового полотна и, в первую очередь, системы водоотвода и гидроизоляции;
- предполагаемого уровня напряжений в бетоне и арматуре на стадии эксплуатации;
- географического положения объекта (климатический район).
Прогнозируемый срок службы пролетных строений мостов в возрасте не более , рассчитывается, в соответствии со СНиП, на основании фактического начального резерва и с учетом таких фактических данных, как:
- состояние бетона и арматуры конструкций, полученных с завода;
- отступления, допущенные при строительстве;
- интенсивность и состав движения и изменение этих данных во времени,
- постоянная нагрузка.
Расчеты выполняются по всем моделям отказа, приведенным в СНиПе для плит и балок. Используются фактические статистические данные о материалах и нагрузках для вероятностных моделей износа конструкций. При обследовании и диагностике мостов на стадиях строительства собирается информация об основных статистических параметрах, достаточная по содержанию и представительная по объему, для реализации основной цели расчета: определения сроков службы мостов с учетом фактических дефектов и повреждений (деградации) бетона и арматуры, изменения геометрических размеров.
Для расчетов используются апробированные методики определения влияния различных дефектов на несущую способность элементов и грузоподъемность пролетного строения.
Остаточный ресурс или остаточный срок службы эксплуатируемого пролетного строения определяется периодом эксплуатации до достижения предельного износа. Момент наступления предельного износа (момент невозможности дальнейшей эксплуатации) устанавливается на основании графика снижения грузоподъемности, построенного по результатам перерасчета конструкции.
При перерасчете конструкции учитывается:
- деградация бетона и арматуры (изменение прочности сечения);
- прогноз изменения характеристик бетона на момент - прогноз изменения прочности на сжатие и площади сечения;
- прогноз изменения характеристик арматуры на момент - прогноз изменения сечения, обусловленного коррозией;
- деградация напрягаемой арматуры определяется комплексным показателем - снижением величины предварительного обжатия бетона, с учетом коррозии, неравномерности натяжения, проскальзывания или обрыва проволок;
- снижение поперечной жесткости пролетного строения, оценивается состоянием диафрагм или бетона омоноличивания.