ГОСТ 3280-84
Группа В42
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПОДКЛАДКИ КОСТЫЛЬНОГО СКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
Технические условия
Plates for spike fastening of railway. Specifications
ОКП 11 3000
Дата введения 1986-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР, Министерством черной металлургии СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
К.И.Красиков, канд. техн. наук (руководитель темы); В.Д.Черников; Н.Ф.Левченко, канд. техн. наук; П.С.Гайдамака, канд. техн. наук; В.Г.Терешина; А.К.Гучков; Л.Г.Чеснова; Л.И.Иванисенко; В.Ф.Коваленко; Л.Ф.Кузнецов; Л.Д.Дрозд
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.09.84 N 3217
3. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 6305-2-83 в части продольной и поперечной выпуклости поверхности прилегания к подошве рельса, временного сопротивления, относительного удлинения
4. ВЗАМЕН ГОСТ 3280-72
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которые дана ссылка | Номер пункта |
1.2 | |
1.2 | |
1.3, 1.11 | |
1.3, 1.11 | |
1.3, 1.11 | |
3.3 | |
3.3 | |
3.3 | |
3.3 | |
3.3 | |
3.3 | |
3.3 |
6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1998 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1989 г. (ИУС 12-89)
Настоящий стандарт распространяется на металлические подкладки (далее - подкладки) нормальной и повышенной точности для костыльного скрепления к железнодорожным рельсам и стрелочным переводам железнодорожного пути.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1. Подкладки должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Подкладки должны изготовляться из полос, прокатанных из стали марок Ст4, Ст5 по ГОСТ 380*, категории 2 или 3 по ГОСТ 535**.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 535-2005. - Примечание изготовителя базы данных.
Для повышения коррозионной стойкости подкладки должны изготовляться из стали с массовой долей меди от 0,2 до 0,4%.
Допускается изготовлять подкладки из полос с массовой долей углерода в стали не менее 0,16% (при этом суммарное количество углерода и 1/4 марганца должно составлять не менее 0,28%).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3. Конструкция, размеры и масса подкладок должны соответствовать:
ГОСТ 8194 - для рельсов типов Р65 и Р75;
ГОСТ 12135 - для рельсов типа Р50;
ГОСТ 7056 - для рельсов типа Р43.
1.4. Поверхности прилегания подкладок к подошве рельса и к шпале должны быть плоскими.
1.5. Допустимые отклонения от правильной геометрической формы подкладок указаны в табл.1.
Таблица 1
мм
Наименование показателя | Степень точности подкладок | |
нормальная | повышенная | |
Продольная и поперечная выпуклость поверхности прилегания к подошве рельса, не более | 0,5 | 0,4 |
Продольная и поперечная выпуклость и вогнутость прилегания подкладок к шпале, не более | 1,5 | 1,2 |
Вогнутость поверхности прилегания подкладок к подошве рельса | Не допускается | |
Отклонение от перпендикулярности торцев подкладок: | ||
в вертикальной плоскости, не более | 3,0 | 2,5 |
в горизонтальной плоскости, не более | 5,0 | 3,0 |
1.6. Заусенцы, отпечатки на поверхности прилегания подкладок к подошве рельса и к шпале, а также на внутренних гранях реборд должны быть удалены посредством фрезерования, опиловки или вырубки, если они выходят за пределы опорных поверхностей.
1.7. Допустимые дефекты внешнего вида подкладок в зависимости от степени точности указаны в табл.2.
Таблица 2
мм
Наименование дефекта | Степень точности подкладок | |
нормальная | повышенная | |
Раскатанные загрязнения, пузыри, закаты, риски, рябизна, рванины, отпечатки и плены: | ||
на поверхности прилегания подкладки к подошве рельса и к шпале, на участке между ребордами, не более | 0,5 | 0,4 |
на боковых кромках, не более | 3,0 | 1,5 |
на остальных поверхностях, не более | 1,0 | 1,0 |
Заусенцы по периметру крепежных отверстий и на торцах со стороны прилегания подкладки к шпале, не более | 1,0 | 0,5 |
Местный изгиб концов на участке от дополнительных квадратных отверстий до краев подкладки на расстоянии не менее 20 мм от торцов подкладки, не более | 1,5 | 1,0 |
Примечания:
1. Заварка или заделка дефектов не допускается.
2. Утяжка металла при рубке не контролируется.
3. Наличие отпечатков от ножей и матриц в готовой подкладке не являются браковочными признаками.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.8. На поверхностях торцев подкладок и крепежных отверстий не должно быть расслоений.
1.9. Подкладки должны выдерживать без излома, трещин и надрывов испытание на изгиб под углом 45°.
1.10. Подкладки, соответствующие требованиям пп.1.1-1.9 настоящего стандарта, относят к первому сорту.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.11. Ко второму сорту относят подкладки хотя бы с одним из следующих отклонений от требований настоящего стандарта:
по содержанию углерода - до минус 0,03%;
фосфора - до плюс 0,015%;
по размерам, превышающим не более чем вдвое (за исключением расстояния между ребордами) предельные отклонения, указанные в ГОСТ 8194, ГОСТ 12135, ГОСТ 7056;
по выпуклости и вогнутости плоскостей прилегания подкладок к подошве рельса и к шпале, по отклонению от перпендикулярности торцев и величине поверхностных дефектов - не более чем вдвое по сравнению с нормами, установленными настоящим стандартом (табл.1 и 2);
по углу изгиба при испытаниях на изгиб - до 15° менее установленного п.1.9;
по расслоениям металла в торцах (п.1.8) - длиной не более 20 мм;
по расстояниям между внутренними гранями реборд, превышающим не более чем на 0,2 мм предельные отклонения для подкладок данного типа.
1.12. Подкладки первого сорта предназначены для использования на путях, принадлежащих МПС и промышленным предприятиям.
Подкладки второго сорта допускается использовать только на подъездных путях, принадлежащих предприятиям.
2.1. Для контроля качества изготовления подкладок техническим контролем предприятия-изготовителя должны проводиться приемо-сдаточные испытания, при которых проверяют:
внешний вид и основные размеры (пп.1.3-1.8);
выпуклость и вогнутость поверхности прилегания подкладок к подошве рельса и шпале (табл.1), а также проводят испытание на изгиб (п.1.9).
Техническая приемка готовых подкладок осуществляется представителями Госприемки или инспектором МПС в соответствии с требованиями настоящего стандарта.