ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2014 года N 289


О внесении изменения в постановление Правительства Калужской области от 29 марта 2013 года N 158 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) в Калужской области» (в ред. постановления Правительства Калужской области от 24 июня 2013 года N 321)



В соответствии с Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» Правительство Калужской области  

  постановляет:     


1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 29 марта 2013 года N 158 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) в Калужской области» (в ред. постановления Правительства Калужской области от 24 июня 2013 года N 321) (далее - постановление) изменение, изложив план мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) в Калужской области», утвержденный постановлением, в новой редакции (прилагается).         

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Губернатор Калужской области
 А.Д. Артамонов


Приложение
к постановлению Правительства Калужской области
от __12 мая _ 2014 г. № ___289___




ПЛАН
мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального
обслуживания населения (2013-2018 годы) в Калужской области»

I. Общее описание «дорожной карты»

1. Основные цели «дорожной карты»   


Основной целью реализации «дорожной карты» является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления услуг в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения (далее - Учреждения).

Для достижения основной цели реализации «дорожной карты» необходимы:   

- совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;  

- оптимизация структуры и штатной численности Учреждений, ликвидация неэффективных подразделений, проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в труде и престижа профессий работников социальной сферы;  

- повышение заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ № 597);

- укрепление материально-технической базы Учреждений;  

- развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.


2. Текущее состояние сферы социального обслуживания в Калужской области и сложившиеся проблемы


Реализация мер демографической политики 2006-2012 годов способствовала улучшению демографических показателей. С 2007 года в Калужской области наблюдаются положительные изменения показателей рождаемости. Уровень рождаемости вырос на 17 %, по вторым рождениям - на 20 %, по третьим - на 46 %. В 2012 году зарегистрировано рождений 11823 детей, что больше по сравнению с 2011 годом на 795 детей. По данному показателю в 2012 году среди регионов Российской Федерации Калужская область - в числе лидеров. Средний возраст женщин при рождении детей составляет 27,5 года.

Показатель продолжительности жизни в 2011 году по сравнению с 2006 годом вырос на 3,7 года у мужчин, на 2,6 года - у женщин и составляет соответственно у мужчин - 63,4 года, у женщин - 75,6 года. В 2012 году общая продолжительность жизни населения Калужской области составила 69,4 года.

Принятые меры по улучшению демографической ситуации, направленные на увеличение численности населения, продолжительности жизни, существенно не изменили современное состояние института семьи.

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области прогнозируется сокращение численности населения Калужской области. Вместе с тем прогнозируется рост числа граждан старше 65 лет. К 2019 году численность граждан данной категории составит 17,2 % от общей численности населения Калужской области (на 1 января 2014 года - 15,2 %).

На начало 2013 года в Калужской области проживает 1005,5 тыс. человек, из них 261,6 тыс. человек старше трудоспособного возраста, что составляет 26 % от общей численности населения области.

В Калужской области по состоянию на 1 января 2013 года проживает 95 тыс. семей с несовершеннолетними детьми.

Для реализации установленных гарантий в Калужской области создана система государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих социально уязвимым категориям граждан социальные и реабилитационные услуги. Инфраструктуру системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на территории Калужской области определяет сочетание стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания.    

2.1. Стационарное социальное обслуживание


Потребности взрослого населения в стационарном социальном обслуживании обеспечивают 15 государственных бюджетных учреждений Калужской области различных видов. Общее число койко-мест на 1 января 2014 года составило 1893. Из них:    

- 10 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1009 мест;

- 4 психоневрологических интерната на 800 мест;   

- 1 специальный дом-интернат на 84 места.

Обеспеченность койко-местами на 10 тысяч жителей составляет 22,7.   

В 2011-2013 годах получила дальнейшее развитие материально-техническая база Учреждений. В соответствии с долгосрочной целевой социальной программой Калужской области «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» (2010-2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 31.05.2010 № 201 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 28.09.2010 № 386, от 18.01.2011 № 20, от 19.09.2011 № 506, от 03.07.2012 № 336, от 12.02.2013 № 59, от 29.07.2013 № 381, от 18.12.2013 № 699), ведомственными целевыми программами «Функционирование и развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Калужской области», утвержденной приказом министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 07.12.2009 № 887 (в ред. приказов министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 17.06.2010 № 560, от 05.08.2010 № 827, от 07.10.2010 № 1203, от 18.04.2011 № 544, от 10.08.2011 № 1383, от 10.01.2012 № 1, от 31.05.2012 № 1341, от 09.08.2012 № 1690, от 01.04.2013 № 703), «Функционирование и развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Калужской области» на 2013-2015 годы», утвержденной приказом министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 10.01.2013 № 3 (в ред. приказов министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 08.07.2013 № 1011, от 23.09.2013 № 1227), «Безопасность государственных учреждений, учредителем которых является министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области», утвержденной приказом министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 23.12.2010 № 1641 (в ред. приказов министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 20.04.2011 № 614, от 10.08.2011 № 1384, от 18.01.2012 № 13, от 01.03.2013 № 574, от 08.07.2013 № 1012, от 24.09.2013 № 1229), из областного бюджета было израсходовано более 142,5 млн. рублей. Из резервного фонда Президента Российской Федерации было выделено 10,2 млн. рублей, Пенсионного фонда Российской Федерации - около 14 млн. рублей.

Потребности детей-инвалидов в стационарном социальном обслуживании в полном объеме обеспечивает один детский дом-интернат для умственно отсталых детей на 195 мест.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Калужской области «Калужский областной социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» предоставляет услуги бездомным гражданам по их социальной реабилитации и адаптации.

В государственных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Калужской области штатная численность социальных работников составляет 56 ставок.

За последние годы в Учреждениях проводилась оптимизация структуры и штатной численности. В настоящее время сложившаяся численность обслуживающего персонала позволяет при рациональном использовании имеющихся трудовых ресурсов предоставлять социальные услуги высокого качества. Дальнейшая оптимизация штатной численности сотрудников стационарных учреждений, в основе которой лежит снижение предельной штатной численности за счет сокращения ставок, невозможна, так как это ведет к снижению качества предоставляемых услуг, а также препятствует решению вопросов приема на работу новых сотрудников.

Анализ соблюдения нормативов жилой площади на одного проживающего (7 кв. метров) показал, что данный норматив соблюдается только в девяти государственных учреждениях из шестнадцати. Нарушение нормативов жилой площади ведет к резкому ухудшению качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах, к психологической напряженности, риску развития инфекционных заболеваний, трудностям в организации ухода. Для обеспечения установленного норматива (7 кв. метров жилой площади на 1 проживающего) необходимо провести сокращение 200 койко-мест, не обеспеченных реальными площадями. В 2011 году плановое количество койко-мест было сокращено на 85, в 2012 году - на 57, в 2013 году - на 34. Завершение этой работы планируется в 2015 году. По состоянию на 1 января 2014 года очередность в стационарные учреждения составила 18 человек.     

Для удовлетворения потребности населения Калужской области в стационарном социальном обслуживании в 2016 году запланированы капитальный ремонт и реконструкция здания бывшей школы в пос. Желябужский Ферзиковского района Калужской области для организации филиала государственного бюджетного учреждения Калужской области «Русинский специальный дом-интернат» на 60 мест, что позволит повысить норматив обеспеченности взрослого населения местами в стационарных организациях социального обслуживания до 24 мест на 10 тыс. жителей.

Учитывая незначительную очередность граждан в стационарные учреждения социального обслуживания, министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области планирует обеспечить потребность граждан пожилого возраста и инвалидов Калужской области в стационарном социальном обслуживании за счет перепрофилирования и оптимального использования площадей имеющихся учреждений.     

2.2. Нестационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов


Нестационарное социальное обслуживание на территории Калужской области в основном обеспечивается муниципальными учреждениями, которые созданы во всех муниципальных районах и городских округах Калужской области, что позволяет обеспечить доступность социальных услуг и адресный подход с учетом индивидуальных потребностей клиента.    

26 муниципальных учреждений Калужской области, в том числе 15 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Калужской области, предоставляют различные виды нестационарных и полустационарных социальных услуг. Кроме того, 6 отделений, действующих при государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Калужской области, предоставляют гражданам социальную помощь на дому, срочное социальное обслуживание и дневное пребывание.

Можно отметить повышение эффективности муниципального сектора социального обслуживания населения, поскольку социальные услуги в 2013 году получили 145,4 тыс. человек, то есть на 13,1 тыс. человек больше, чем в 2012 году.   

В Калужской области существует потребность в социальном обслуживании на дому в отдаленных населенных пунктах, предоставлении социально-реабилитационных услуг инвалидам. Населением Калужской области востребованы услуги социального такси, мобильного социального обслуживания, сиделки.

В настоящее время мобильные службы созданы в 8 муниципальных образованиях Калужской области, их клиентами в 2013 году стали более 2 тыс. человек.  

В Калужской области недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольцев. За счет средств областного бюджета осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.  

Калужское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» осуществляет социальное обслуживание тяжелобольных пожилых людей и инвалидов. Ежемесячно сестры милосердия обслуживают более 500 жителей Калужской области.   

В 2013 году 2877 волонтеров оказали социально-бытовую помощь 2720 пожилым гражданам.  

В системе нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников. Отмечается проблема развития кадрового потенциала, переподготовки и повышения профессионального уровня работников.  

В Калужской области по состоянию на 1 января 2014 года в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов трудятся 2716 социальных работников, из них более 80 % социальных работников обслуживают менее установленной нормы.   

В 2013 году на социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях муниципальным районам и городским округам Калужской области были выделены из областного бюджета субвенции в объеме 266,4 млн. рублей, что на 61,6 млн. рублей больше, чем в 2012 году.

В 2013 году в Калужской области проведены мероприятия, направленные на повышение заработной платы работников учреждений социального обслуживания. В результате средняя заработная плата социальных работников, работающих на условиях полного рабочего времени в учреждениях социального обслуживания Калужской области, составила 13668 рублей.   

В настоящее время в нестационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов проводится оптимизация структурной численности социальных работников с целью обеспечения полной занятости на ставку и выполнения норм обслуживания, что также приведет к увеличению среднего размера заработной платы социальных работников.  

2.3. Социальное обслуживание семьи и детей


В Калужской области функционирует 20 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе:    

- 7 центров социальной помощи семье и детям;

- 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;   

- 1 социальный приют для детей и подростков;  

- 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;  

- 1 центр организации детского и семейного отдыха.  

В целях обеспечения доступности социальных услуг семьям с детьми за учреждениями социального обслуживания семьи и детей закреплены территориальные зоны обслуживания. В 16 учреждениях функционирует 402 места для круглосуточного пребывания детей в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи или социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.  

Всего детскими социозащитными учреждениями в 2013 году обслужено около 37,0 тыс. семей с детьми, в том числе 1,8 тыс. семей с детьми-инвалидами; 7,8 тыс. малообеспеченных семей; 5,9 тыс. неполных семей; 2,3 тыс. многодетных семей; 145 семей с детьми беженцев и вынужденных переселенцев; 4,3 тыс. семей находились на социальном патронаже. На учет поставлено 150 семей, в которых проживают подростки, находящиеся в конфликте с законом, 532 семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем, 5 семей, в которых родители употребляют наркотические вещества, 9 несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого отношения.  

Государственной программой Калужской области «Семья и дети Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.11.2013 № 647, предусмотрены средства на укрепление материально-технической базы учреждений социального облуживания семьи и детей, в т.ч. на закупку необходимого дорогостоящего оборудования, проведение ремонтных работ. В 2013 году на эти цели было израсходовано 15,1 млн. рублей.   

Во всех учреждениях социального обслуживания семьи и детей созданы попечительские советы.

В детских социозащитных учреждениях работают 4 социальных работника.   

Повышение квалификации и обучение специалистов также осуществляется государственным бюджетным учреждением Калужской области «Калужский областной центр социальной помощи семье и детям «Доверие».  

Наиболее актуальными направлениями деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей являются: организация профилактической работы по предупреждению семейного и детского неблагополучия; поиск наиболее эффективных и современных форм и технологий работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений; оказание ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов; организация работы межведомственных команд специалистов по оказанию помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»